Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.
проект по логопедии

Аллахярова Фарида Закировнa

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому  при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

 

Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

 Задачи:

-формирование навыков звукового анализа и синтеза;

-развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук);  

-знакомство с графическим изображением букв алфавита; 

-обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.

Направление работы:

1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования; 

2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза;

3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Срок  реализации – учебный год (с 01 сентября по 25 мая).

Основополагающие принципы  организации проекта: 

 - развивающего обучения;

 - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

- деятельностного подхода  (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной  деятельности);

- интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I – Подготовительный этап, его цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита.

1)  Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной для него системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда для него посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, используя игровые образовательные ситуации  с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно), пробуждающих у детей интерес и внимание  к  букве и звуку.

2) Привлечение родителей к сотрудничеству началось с  анкетирования, цель которого - выявить уровень  заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для  родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков,  мониторинга  звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя,  из полученных результатов определено содержание  работы  по проекту:

  •  Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты;
  •  Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла  «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования;
  • Разработан перспективный план по работы с родителями;
  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр;
  • Созданы буквенные фризы;
  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы  по проекту на I этапе - определены задачи  и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап предполагает проведение работы по  обучению грамоте в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям:

-Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам;

-Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах;

-Обучение элементам грамоты.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось как в непосредственно образовательной деятельности,  так и  в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями  и в самостоятельной детской деятельности через:

 Создание буквенного фриза [ 1 ], цель которого:

-Закрепить графический образ букв алфавита.

-Упражнять в соотнесении звука и буквы.

-Развивать  мелкую моторику в процессе вышивания из бус.

 Совместно с детьми в процессе выполнения дидактической игры «Превращения буквы» были разработаны эскизы букв, используя метод наглядного моделирования. По выбранным эскизам под руководством воспитателей дети «вышивали» буквы, впоследствии была создана совместная с детьми  презентацию буквенного фриза.

Использование дидактических игр  «Слоговой цветочек», «Разноцветные буквенные дорожки» и др., цель которых:

-Привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе.

-Закреплять графический образ букв, навыки фонематического восприятия.

-Совершенствовать творческое самовыражение родителей и детей.

(Например, в игре «Слоговой цветочек» готовится картонный шаблон, обтянутый самоклеющейся пленкой, дети совместно с родителями приклеивают в центре букву, обозначающую согласный звук, а на лепестки – буквы, обозначающие гласные, так  отрабатывается навык составления слогов, затем целых слов, постепенно дети учатся читать. Другие игры проводятся аналогично, содержание игры варьируется в зависимости от поставленных задач и от творческого потенциала самого педагога.

Для родителей оформлены консультации-памятки по правилам обучению элементам грамоты и навыкам чтения, папки-передвижки, картотеки домашних игр-заданий, которые помогают родителям в домашних условиях отрабатывать с детьми речевой материал. Проведение совместных праздников и развлечений с родителями и при их участии является показателем качественной работы всех участников образовательно-коррекционного процесса

III - Итоговый этап. -обобщение и оценка результатов, анализ работы и  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:

-  сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;

- наблюдается осмысленное чтение слов.

Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

Вывод по проекту:

Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми в процессе практической опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности,    приобретают качество системности и обобщённости.

В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос  профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

 

Программа коррекционной работы в группах компенсирующей направленности 5- 6 и 6- 7 лет (ОНР II, III уровня речевого развития) в соответствии с ФГОС направлена на создание системы комплексной подготовки детей к обучению в школе.

Данная тема актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому  при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение  детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка проекта по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.

Цель проекта: Закрепление акустического и графического образа букв русского алфавита, развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе коррекционно-развивающей работы.

 Задачи:

-формирование навыков звукового анализа и синтеза;

-развитие умения характеризовать звук по всем параметрам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий согласный, звонкий – глухой согласный звук);  

-знакомство с графическим изображением букв алфавита; 

-обучение осмысленному чтению одно-, двух, трехсложных слов.

Направление работы:

1. Развитие фонематического слуха с использованием метода наглядного моделирования; 

2. Формирование предпосылок к успешному освоению звукового анализа и синтеза;

3. Обучение детей первоначальному чтению в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Участники проекта: воспитанники логопедической группы, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Срок  реализации – учебный год (с 01 сентября по 25 мая).

Основополагающие принципы  организации проекта: 

 - развивающего обучения;

 - учёт возрастных и психологических особенностей дошкольников;

- вариативности использования образовательного материала в соответствии с интересами каждого ребёнка;

- деятельностного подхода  (представления о звуковых единицах речи ребёнок получает в процессе деятельности: игры, общения, экспериментирования, моделирования, творческой познавательно-коммуникативной  деятельности);

- интегративного подхода к обучению.

Этапы проекта: проект состоит из 3-х этапов: подготовительного, основного и итогового.

I – Подготовительный этап, его цель: создать условия для закрепления акустического и графического образа изображения букв русского алфавита.

1)  Использование эффективных приемов и методов коррекции речи.

Психолого-педагогические исследования показывают, что овладение грамотой является важным этапом в умственном и речевом развитии ребёнка, следовательно, для усвоения сложной для него системы графических символов букв, обозначающих звуки речи, не всегда для него посильны, и добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми - логопатами можно, используя игровые образовательные ситуации  с применением метода наглядного моделирования (мнемотаблицы, рисунки, коллажи, мозаики, буквенные панно), пробуждающих у детей интерес и внимание  к  букве и звуку.

2) Привлечение родителей к сотрудничеству началось с  анкетирования, цель которого - выявить уровень  заинтересованности родителей деятельностью. Для результативности работы подобраны консультации для  родителей; составлен перспективный план работы; собрана и действует библиотека для родителей.

3) Работа с дошкольниками началась с диагностики правильного звукопроизношения, артикуляционных навыков,  мониторинга  звуко-буквенного анализа и синтеза. В результате получены следующие показатели: дети имеют нарушения звукопроизношения, испытывают трудности в воспроизведении слоговой структуры многосложных слов, не имеют навыков звуко-буквенного анализа слов. Исходя,  из полученных результатов определено содержание  работы  по проекту:

  •  Изучена методическая литература по обучению детей с ОНР элементам грамоты;
  •  Выстроена система образовательных ситуаций творческого цикла  «Волшебный мир звуков и букв» с использованием метода наглядного моделирования;
  • Разработан перспективный план по работы с родителями;
  • Составлен тематический план работы с детьми (определены виды деятельности, содержание, методы и приёмы);
  • Оформлена картотека пальчиковых и дидактических игр;
  • Созданы буквенные фризы;
  • Подобраны дидактические игры («Слоговой цветочек»; «Звуковой поезд», «Разноцветные дорожки» и др.);
  • Определены предполагаемые результаты.

Результаты работы  по проекту на I этапе - определены задачи  и направления работы по теме, созданы условия для развития у детей фонематического слуха посредством метода наглядного моделирования; формирования предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом; обучения детей первоначальному чтению посредством использования игровых методов и приёмов обучения, том числе метода наглядного моделирования.

II – Основной (практический) этап предполагает проведение работы по  обучению грамоте в процессе сюжетно-тематических образовательных ситуаций с использованием приёмов мнемотехники по следующим направлениям:

-Определение характеристик звука по артикуляционным и акустическим признакам;

-Выработка правильного произношения изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, в словах;

-Обучение элементам грамоты.

Решение поставленных задач на II этапе осуществлялось как в непосредственно образовательной деятельности,  так и  в совместной деятельности с дошкольниками, родителями, воспитателями  и в самостоятельной детской деятельности через:

 Создание буквенного фриза [ 1 ], цель которого:

-Закрепить графический образ букв алфавита.

-Упражнять в соотнесении звука и буквы.

-Развивать  мелкую моторику в процессе вышивания из бус.

 Совместно с детьми в процессе выполнения дидактической игры «Превращения буквы» были разработаны эскизы букв, используя метод наглядного моделирования. По выбранным эскизам под руководством воспитателей дети «вышивали» буквы, впоследствии была создана совместная с детьми  презентацию буквенного фриза.

Использование дидактических игр  «Слоговой цветочек», «Разноцветные буквенные дорожки» и др., цель которых:

-Привлечь родителей воспитанников к участию в образовательном процессе.

-Закреплять графический образ букв, навыки фонематического восприятия.

-Совершенствовать творческое самовыражение родителей и детей.

(Например, в игре «Слоговой цветочек» готовится картонный шаблон, обтянутый самоклеющейся пленкой, дети совместно с родителями приклеивают в центре букву, обозначающую согласный звук, а на лепестки – буквы, обозначающие гласные, так  отрабатывается навык составления слогов, затем целых слов, постепенно дети учатся читать. Другие игры проводятся аналогично, содержание игры варьируется в зависимости от поставленных задач и от творческого потенциала самого педагога.

Для родителей оформлены консультации-памятки по правилам обучению элементам грамоты и навыкам чтения, папки-передвижки, картотеки домашних игр-заданий, которые помогают родителям в домашних условиях отрабатывать с детьми речевой материал. Проведение совместных праздников и развлечений с родителями и при их участии является показателем качественной работы всех участников образовательно-коррекционного процесса

III - Итоговый этап. -обобщение и оценка результатов, анализ работы и  прогнозирование дальнейшей деятельности.

Мониторинг качества освоения содержания образовательной области «Коммуникация», проводимый на конец учебного года, показал, что у детей:

-  сформировались навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- закрепились знания об акустическом и графическом образе изображения букв русского алфавита;

- наблюдается осмысленное чтение слов.

Следовательно, полученные положительные результаты позволяют сделать вывод об эффективности коррекционно-развивающей работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ОНР посредством использования метода наглядного моделирования.

Вывод по проекту:

Проводимые в рамках проекта мероприятия носят проблемный характер и имеют практическую направленность, следовательно, знания, полученные детьми в процессе практической опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности,    приобретают качество системности и обобщённости.

В процессе сотрудничества с семьями воспитанников в рамках проекта повысилась компетентность родителей, их заинтересованность в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, вырос  профессионализм педагогов и специалистов, совершенствовалось педагогическое мастерство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Применение метода наглядного моделирования при формировании связной речи старших дошкольников

Данный материал адресован воспитателям и учителям-логопедам ДОУ  и знакомит педагогов с особененностями работы по формированию связной речи старших дошкольников при помощи метода наглядного модел...

Опыт работы по теме «Применение метода наглядного моделирования в развитии речи у дошкольников»

В статье раскрывается суть одного из  подходов к развитию речи у дошкольников - метода наглядного моделирования. Освещены возможности его применения при решении различных  задач, решаемых...

"Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В данной работе подробно описывается применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотво...

Материал из опыта работы " Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

В представленной работе раскрывается  организация занятий по развитию связной речи и внедрению в образовательный процесс метода наглядного моделирования. Представленный материал, поможет решить п...

Логопедический проект по обучению дошкольников с ОНР грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому  при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоению  детьми о...