Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня в процессе дидактических игр парного взаимодействия
статья по логопедии

В данной статье освещается вопрос использования дидактических игр парного взаимодействия в процессе обучения страших дошкольников с ОНР III уровня диалогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dialogicheskoy_rechi.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного

возраста с ОНР III уровня в процессе дидактических игр парного взаимодействия

Диалог является основной формой общения дошкольников. Диалогические умения детей дошкольного возраста являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии.

Диалогическая речь старших дошкольников с ОНР III уровня характеризуется следующими особенностями: сообщения, в большинстве случаев, имеют вид озвучивания детьми собственных действий и намерений. Реплики партнеров не требуют реакции собеседника. Диалоги дошкольников с ОНР III уровня отличаются непродуктивностью. Преобладают вопросы общего типа, требующие односложных и невербальных ответов и вопросительно-побудительных конструкций. Построение вопросов и ответов отличается стереотипностью, что делает диалоги непродолжительными.

Успешному обучению диалогу со сверстниками способствуют дидактические игры парного взаимодействия. В этих играх параллельно решаются две задачи: лингвистическая и коммуникативная.

Дидактические игры парами включают в себя два компонента: предметно-содержательный и коммуникативный. Предметным содержанием игр парами может служить любая задача лексико-грамматического, фонетического плана (формирование обобщающих наименований, освоение грамматических форм, развитие фонематического слуха и др.). Коммуникативное содержание реализуется в процессе воспитания «диалогических отношений», особенно через соблюдение правил: не повторять то, что уже сказано, дополнять высказывания партнера (игры «Какой, какая, какое», «Найди больше» и другие).

Формированию умения детей задавать вопросы способствует проговаривание скороговорок. Дети произносят скороговорку, выделяя голосом с вопросительной интонацией каждый раз новое слово. Например: «У реки росла рябина?» (У реки.) «У реки росла рябина?» (Рябина.)

Главная цель дидактических игр парного взаимодействия – добиться, чтобы ребенок начал аргументировать свои высказывания, рассуждать («Небылицы», «Бывает – не бывает»).

В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка (многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей. Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать поручения, указания, высказывать согласие или несогласие с игровыми и речевыми действиями партнера, аргументировать высказывание, рассуждать, соблюдать очередность, отвечать на высказывания собеседника.

Парное взаимодействие можно организовать в процессе фронтального занятия (игра с мячом «Закончи предложение»). Эффективной является игра  «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок загадывает предмет, а остальные дети пытаются отгадать его, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

В дидактических играх парного взаимодействия дети учатся образовывать слова, изменять их, согласовывать в предложении, подбирать обобщающие наименования, многозначные слова и др. И одновременно – учатся ориентироваться на партнера, соблюдать очередность игровых и речевых действий, инициативно высказываться, обращаться друг к другу с вопросами, побуждениями, комментариями, аргументировать свое мнение.

Дидактические игры парного взаимодействия

Игра «Найди пару»

На начальном этапе обучения логопед является ведущим в игре. Детям раздаются картинки (сначала по две, затем по 3-4), а у ведущего остаются парные к ним картинки. Ведущий спрашивает, например: «У кого шарик?». Ребёнок, у которого есть такая же картинка поднимает её вверх. Усложняя задание, педагог требует озвучивать действие ответом: «У меня шарик». Наглядный материал в данной игре разнообразен, поэтому круг вопросов может быть широким. Можно задавать вопросы о цвете, форме, назначении, о деталях предмета. Данная игра способствует работе над усложнением синтаксических конструкций (однословные ответы, двухсловные предложения, предложения из 3-5 слов).

Игра «Телефон»

Взрослый достаёт зазвонивший телефон. Снимает трубку и просит детей догадаться, о чем жё его спрашивает, например, заведующая детским садом. Взрослый громко отвечает на воображаемые вопросы, после каждого из них дети дают свой вариант вопроса:

- Я веду занятие. (Что вы делаете?)

- Хорошо занимаются. (Как ребята занимаются?)

- Музыкальное занятие. (Какое занятие у них будет потом?)

- Пшенная каша. (Что было сегодня на завтрак?) и др.

Если детей увлекла эта игра, можно достать второй аппарат и предложить двоим детям поговорить, например, о любимых играх, о весёлом лете. Каждый ребёнок, ответив, сам должен задать вопрос собеседнику.

Игра «Сказочный зверь»

Взрослый рассказывает о портрете необыкновенного зверя. Зверь этот сказочный, чудесный, небывалый. Он сам придумал этого зверя, и если дети будут правильно задавать вопросы, они тоже смогут представить этого зверя и даже нарисовать его.

Дети задают примерно такие вопросы: на кого он похож? Сколько у него лап? Какой формы у него морда? Есть ли у него шерсть, хвост? Маленький он или большой?

В случае затруднений взрослый подсказывает детям: «Спросите про глаза и шею, лапы и хвост, шерсть и пр.»

Игра «Расскажу – не покажу»

На каждый стол взрослый ставит для двоих детей маленькую коробочку с игрушкой в ней. Разрешает детям осторожно посмотреть в нее, чтобы за соседним столом не было видно, что в коробочке спрятано. Затем даёт детям задание: задавая любые вопросы, отгадать, что в коробочке соседей. Нельзя только спрашивать – что в коробочке?

Дети задают друг другу знакомые, заранее отработанные вопросы. Например, какого цвета предмет? Какой формы? Из чего он сделан? Что с ним можно делать? И т.д.

Если задавшие вопросы догадались, что лежит в коробочке, и правильно назвали предмет, отвечавшие показывают игрушку.

Игра "Чего не стало?"

Логопед предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Раскладывает картинки. Вместе их называют.

- Запомните картинки. Закройте глаза. Чего не стало? (Тапочек.) Снова закройте глаза. Чего не стало? (Оленей.)

- Теперь играйте сами. Маша прячет, а Даша отгадывает. А теперь Даша прячет, а Маша отгадывает. И так по очереди.

По ходу игры в случае необходимости логопед подсказывает очередность действий, правильную грамматическую форму слова.

Игра "Послушай мое слово и нарисуй"

Логопед говорит:

- Я буду называть разные слова, а вы представьте себе, что это такое, и нарисуйте.

- Ручка. Представили себе разные ручки? Нарисуйте.

Дети вспоминают разные предметы, рисуют, комментируют свои рисунки. Во время работы дети свободно переговариваются.

Когда рисунки закончены, логопед предлагает рассказать, какие ручки дети нарисовали.

Аналогично проводится рисование предметов у слову ножка (на другом листе бумаги).

Список литературы:

 

  1. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для    воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез,    2008. – 128 с.
  2. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога. 5-7 лет: Книга для воспитателей ∕ Под ред.           А. Г. Арушановой. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 186 с.
  3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.
  4. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. – 176 с.
  5. Развитие общения дошкольников со сверстниками ∕ Под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 1989. – 216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры.

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра......

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактической игры...

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической реч...

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

В презентации представлены игры, используемые нами в работе по развитию диалогической речи дошкольников....

Программно – методический материал " РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ"

Всем хорошо известно, как важен для человека дар слова. К.С.Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание ид...

Интерактивные игры по развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие диалогической речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка дошкольника и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Развитие коммуника...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...