Конспект занятия «Звук [С’]. Буква С»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тарасова Светлана Ивановна

Конспект ООД с использованием ИКТ в старшей группе компенсирующей направленности по развитию фонетико-фонематического восприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Умка»

Конспект ООД с использованием ИКТ в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Звук [С’]. Буква С»

                                                                             

                                                                     

  Составила:  учитель-логопед

С.И. Тарасова

г. Мегион 2019 г.

 Тема:  Звук  Сь.  Буква  С.

 Цели:

Коррекционно – образовательная:

- научить  характеризовать  звук  Сь,  с  опорой  на  различные  виды  контроля.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать  общую,  мелкую  моторику;
  • развивать  умение  анализировать  слоги и  предложения;
  • развивать  фонематические  процессы.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитание  аккуратного  обращения  с  раздаточным  материалом, навыка самостоятельности.

Оборудование: презентация к занятию,  предметные  картинки,  в  названии  которых  присутствует  звук  Сь, дидактическое  пособие  «Согласный и гласные звуки», цветные  фишки  для  выкладывания  звуковой  схемы,  дидактическое  пособие    «Домик»,  наборы  для  выкладывания  схемы  предложения, карандаши, тетради.  

Ход  занятия.

1. Организационный  момент.

Прибавляй слог «СА»

Логопед называет начало, дети прибавляют слог са и называют слово полностью:

Ко…(са)                     колба…(са)

ли…(са)                     ро…(са)

2. Развитие  общей  моторики.

Маму  я  свою  люблю,                                      Действия  соответствующие  тексту.

                 Я  всегда  ей  помогу:

Я  стираю,  полоскаю,

         Воду  с  ручек  отряхаю,

Пол  я  чисто  подмету

                 И дрова  ей  наколю.

Маме  надо  отдыхать,

                Маме  хочется  поспать.

Я  на  цыпочках  хожу,  и  ни  разу,

И  ни  разу,  ни  словечка

                         не  скажу.

3. Развитие  мелкой  моторики.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вырос красивый цветок на поляне.

Утром весенним открыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Из-под земли дают корешки.

4.  Массаж  лица.

Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения (по общим правилам)

5.  Развитие  мимических  мышц.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Брови вверх я поднимаю,

Очень сильно удивляюсь.

А теперь глаза прищурю,

Брови сильно я нахмурю.

6. Развитие  артикуляционной  моторики.

  • открыть  рот,  удержать  открытым  под  счет  до  пяти;
  • улыбнуться,  с  напряжением  обнажив,  сомкнутые  зубы. Удержать  под  счет  до  пяти;
  • поднять  язык  к  верхним  зубам. Удержать  под  счет  до  пяти;
  • опустить  к  нижним  зубам.  Удержать  под  счет  до  пяти;

7. Работа  над  развитием  дыхания  и  голоса.

Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания

Работа над голосом: произносить предложение с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией:

Я люблю свою маму.

Я люблю свою маму?

Я люблю свою маму!

8. Объявление  темы  занятия.

Сядет тот, кто назовёт слово на звук С.

Отгадайте загадки и вы узнаете с каким звуком мы сегодня познакомимся.

Сохнет 
Словно после стирки, 
А на ней — 
Сплошные дырки. 
(сети) (слайд № 1)

Kocoю ocтpoй cкoшeнo.

Гopoй выcoкoй cлoжeнo.

eнo) (слайд № 2)

Давайте еще раз проговорим слова отгадки (сети, сено) (слайд № 3)

Какой звук чаще всего повторяется в этих словах?  

Правильно мы сегодня познакомимся со звуком Сь.

Посмотрите!  Кто – то  забыл  закрыть  кран  и  маленькая  струйка  воды  льется  из  него,  издавая  звук  Сь – Сь – Сь.  (слайд № 4)

9. Акустико – артикуляционный  образ  звука.

Звук  Сь – это  младший  братец  звука  С.  

Произнесите его, и посмотрите какое положение занимают губы?

(Они растянуты в улыбке) (слайд № 5)

А что вы можете сказать о зубах?

(Зубы сближены и создают преграду для воздушной струи) (слайд № 6)

Где находится кончик языка?

(Кончик языка упирается в нижние зубы) (слайд № 7)

А теперь скажите какой звук сь?

(Согласный, потому что есть преграда воздуху (зубы). Приложите  руку  к  горлышку, что  вы  чувствуете? (Горлышко  молчит) Какой  звук  Сь? (Глухой) мягкий, обозначаем зелёным цветом) (слайд № 8)

Кто повторит характеристику звука Сь?

10. Связь  звуков  и  буквы.

Сядьте  правильно и откройте тетради на странице 12.

Раскрасьте одежду звука Сь карандашом подходящего цвета.

Звук Сь живёт в букве С.

На что похожа буква С?

Нарисуем полукруг —
Буква С возникла вдруг.

-Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом.

-Села мышка в уголок, съела бублика кусок.

Дети  выкладывают из фасоли букву  С. (слайд № 9)

11. Развитие  фонематического  слуха.

Поиграем в игру «Я начну, а ты закончи», а помогут вам картинки, которые изображены на экране.

Давайте назовём, что на них изображено. А за правильный ответ вы получите фишку. В конце занятия посчитаем и узнаем, кто выполнил все задания правильно.

Повторение  слоговых  рядов  вслед  за  логопедом:

Ся –ся – ся мы поймали …

Си – си – си едет Сима на …

Усь – усь – усь из реки выходит …

Ось – ось – ось шёл зимой по лесу …

Се-се-се - в гости мы придем к ...

(слайд № 10)

12. Закрепление  звука  в  слогах.

Звуковой  анализ  слога  СИ,  с  выкладыванием  графической  схемы  и  показом  звуков  на  схеме.  

Зачем нам цветные квадратики? (ими обозначаем звуки)

Давайте с помощью квадратиков выложим слог СИ.

Послушайте и скажите, какой первый звук слышится?

А теперь второй?

Сколько всего звуков?

Сколько гласных?

Сколько мягких согласных?

13. Физминутка

(слайд № 11)

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг к другу повернулись.

Как пружинки мы присели,

А потом тихонько сели.

14. Выделение звука [C’] из слов  (картинки) и последующее объяснение места звука  [C’] в слове): раздели на слоги

Следующая игра называется «Найди,  где спрятался звук». А поможет нам домик. Давайте вспомним первое окошко – это звук находится в начале слова, последнее окошко – звук находится в конце слова. Каждому я раздам картинки. Нужно произнести слово, выделяя голосом звук Сь и положить зелёный квадратик в соответствующее окошко.

(слайд № 12)

15. Закрепление  звука  в  предложениях.

Ребята составьте предложение по картинке и выложите схему предложения.

А для чего нам нужны полоски? (это слова)

Одно слово одна полоска. (слайд № 13)

16. Итог  занятия.

С каким звуком мы познакомились?

Какой это звук?

Назовите слова с этим звуком. (слайд № 14)

17. Оценка  работы  детей. Считаем фишки.

Самоанализ ООД по развитию фонетико-фонематической стороны речи.

Учителя-логопеда Тарасовой Светланы Ивановны.

Тема:  Звук  Сь.  Буква  С.

 Цели:

Коррекционно – образовательная:

- научить  характеризовать  звук  Сь,  с  опорой  на  различные  виды  контроля.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать  общую,  мелкую  моторику;
  • развивать  умение  анализировать  слоги и  предложения;
  • развивать  фонематические  процессы.

Коррекционно – воспитательная:

- воспитание аккуратного  обращения  с  раздаточным  материалом, навыка самостоятельности.

Оборудование: презентация к занятию, предметные картинки,  в  названии  которых  присутствует  звук  Сь, дидактическое  пособие  «Согласный и гласные звуки», цветные  фишки  для  выкладывания  звуковой  схемы,  дидактическое  пособие    «Домик»,  наборы  для  выкладывания  схемы  предложения, карандаши, тетради.  

В начале занятия создан положительный настрой на ООД, использован организационный момент (назови слово на звук С и отгадывание загадок).

Содержание и структура занятия соответствовали возрастным особенностям детей, этапу работы над звуком.

Методы, приёмы и средства обучения соответствовали поставленным задачам и возможностям детей. Мною применялись разнообразные методы – наглядный, практический, словесный;

приёмы – объяснение в сочетании с показом, вопросы разного характера, подвижная игра, дидактические игры.  

Средства обучения: наглядный и дидактический материал, использованы эффективно, в полной мере. Соблюдён принцип от простого к сложному. Речевой материал подобран от  звука, слога, слова к предложению.

На протяжении занятия поддерживался эмоциональный настрой детей, наряду с постоянным контролем над произношением. Говорила доступно, эмоционально, следила за силой голоса, интонационной выразительностью.

В ходе занятия обращено внимание на развитие фонетико фонематических процессов, что соответствует программным требованиям. Использовала такие задания как: (характеристика звука Сь, повторение чистоговорок, звуковой анализ слога, определение места звука в слове).  Составление предложения с опорой на картинку и самостоятельное выкладывание схемы предложения.

Считаю, что все дети справились с заданиями. Были активны, с удовольствием выполняли предложенные задания. Поставленные задачи выполнены.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...

Конспект занятия Звук и буква «М»

Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....

Конспект занятия. Звук и буква П.

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....