Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Караханян Наталья Анатольевна

Дополнительная   общеразвивающая программа

 «Логопедическая ритмика»

для детей 4-5 лет»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол № ____от _______20    г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МКДОУ «Д/с № 17»

_______М.В. Бондаренко

 

Дополнительная   общеразвивающая программа

 «Логопедическая ритмика»

для детей 4-5 лет»

Срок реализации: 1 год

Разработчик:

Караханян Н.А

Учитель - логопед

 

Коркино, 2018 г.

Оглавление      

                                                                   I РАЗДЕЛ

  Пояснительная записка………………………………………………………………………..2

1.Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы «Логоритмика»…………………………………………………………………………………..3

 Актуальность программы ……………………………………………………………………..4

1.1.Обучающиеся, участвующие в реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Логоритмика»………………………………………………..4

1. 2. Планируемые результаты освоения программы…………………………………………5

                                                      II. РАЗДЕЛ

2. Особенности организации образовательного процесса……………………………………6

2.1. Общий объем учебной  нагрузки ………………………………………………………….8

2.2. Организация образовательной деятельности……………………………………………..9

2.3.  Технологии обучения…………………………………………………………………… .11

2.4. Планирование  работы с детьми по дополнительной  общеразвивающей     программе  «Логоритмика»………………………………………………………………………………….13

2.5.Формы и направления взаимодействия с  семьями воспитанников……………………15

2.6  Мониторинг освоения познавательной деятельности………………………………… .16

                                                                III. РАЗДЕЛ.

3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Логоритмика»……………………………………………………………………20

Список литературы……………………………………………………………………………21

                                           

I РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     

    Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жана- Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчинённой законам вечного ритма».

    Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесение специального речевого материала. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

    Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности. Под влияние регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем.

    Все окружающее нас живет по законам ритма, смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые, ритмические движения, активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

      Как отмечает Г.А. Волкова, логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии. Основной принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмические занятия составлены с опорой на лексические темы Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых навыков. Построение занятий в форме сказок, игр создает доброжелательную, эмоционально насыщенную атмосферу, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

      Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Дошкольники с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ходе занятий вводятся элементы психогимнастики.

Программа рассчитана на один год обучения.

        

  1. Цели и задачи реализации дополнительной общеразвивающей программы «Логоритмика»

Цель программы

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.

Задачи логоритмики:

1. Оздоровительные:

- укреплять костно-мышечный аппарат;

- формировать правильную осанку, походку;

- развивать координацию движений и моторных функций;

- развитие дыхания.

2. Образовательные:

- формировать умения и навыки;

- развивать пространственные представления;

- развивать переключаемость и координацию движений;

-развивать ритмическую выразительность;

- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;

-развивать коммуникативные умения и навыки;

3. Воспитательные:

- воспитание и развитие чувства ритма;

- воспитывать способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

- воспитывать положительные личностные качества у дошкольников (коллективизм. дисциплину);

- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства

4. Коррекционные:

- укрепления мышц органов артикуляторного аппарата;

- развитие мелкой моторики и тонких движений пальцев рук;

- развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей;

- развития голоса;

- развития дыхания;

- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

- развитие фонематического слуха, просодических компонентов;

- развитие пространственного праксиса, гнозиса;

                                                   Актуальность программы

       С каждым годом, по наблюдению логопедов, в детском саду растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т.д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика, является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая, исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей дошкольного возраста происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса.

Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учёт его возрастных, психофизиологических и речевых возможностей.

1.1.  Обучающиеся, участвующие в реализации дополнительной образовательной общеразвивающей программе «Логоритмика»

Характеристика возрастных особенностей воспитанников

Программа нацелена на развитее речи   детей среднего  дошкольного возраста. 

Возрастные особенности детей 4–5 лет заключаются в том, что им сложно удерживать внимание на одном предмете (максимум 15 минут). Поэтому постоянная смена деятельности будет способствовать лучшей концентрации внимания. Память больше акцентирована на узнавание, а не на запоминание. Возрастной кризис свидетельствует о развитии ребенка, формировании его физиологии и психики. Поэтому взаимоотношения со сверстниками и взрослыми носят нестабильный характер. Особенности развития Только в общении дети могут получить необходимую информацию о мире, людях. Любознательность этого возраста помогает развитию элементарных суждений, высказываний. Младшие дошкольники активны и неутомимы. Этот возраст характеризуется бурным становлением эмоциональной сферы ребенка. Дети подвержены перепадам настроения. Их эмоциональная нестабильность прямо пропорциональна физическому комфорту. Растет речевая активность малышей. Они быстро запоминают новые слова, несложные четверостишия. В обиходе появляются предметы-заменители, которыми с удовольствием пользуется ребенок в играх. 

 Образовательный стандарт подразумевает приобретение детьми к концу учебного года определенных умений, знаний, навыков. При этом следует учитывать баланс между образовательной и игровой деятельностью.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры. Если  ребенок в 4 года не говорит или говорит плохо  есть смысл попробовать заниматься логоритмикой. В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие ребенок быстро утомляем, не может выполнять артикуляционную гимнастику.  


1. 2. Планируемые результаты освоения программы

Реализация программы рассчитана на получение определенных результатов. При освоении  ДООП «Логоритмика» обучающиеся получают определенные знания, умения и навыки.

ДООП «Логоритмика» не является традиционной моделью передачи  этих знаний, умений и навыков, а предоставляют собой педагогические технологии развития и становления личности, механизма ее самореализации. 

Уровень освоения данной программы предполагает удовлетворение познавательных интересов ребенка, расширение информированности в данной образовательной области.

Промежуточные результаты освоения  программы

-Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам.

-Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.

-Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания.

-Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляторного аппарата.

-Способность выполнять оздоровительные упражнения для улучшения осанки, дыхания, пальчиковые упражнения, , самомассаж лица, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела.

-Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

-Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

-Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей.

-Воспитание нравственно-патриотически чувств, уважение к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.

-Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей

II. РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

2. Особенности организации образовательного процесса.

Основные принципы формирования групп:

Группы формируются исходя из запросов родителей (законных представителей) воспитанников. Набор в группу начинается с августа. На первой неделе сентября проводится  мониторинг имеющихся знаний детей по направлению ДООП «Логоритмика». Численный состав группы – не более 12 человек, от 4-5 лет.  В зависимости от запросов родителей групп может быть 2 и более.

 Продолжительность реализации программы – восемь месяцев (период с октября по июнь включительно),

Возраст

Время

Количество

4-5 года

20 минут

16:30 – 16:50

1 раз в неделю

День недели: Вторник, четверг

Организация учебно-воспитательного процесса:

     Занятия проходят два раза в неделю , 8 раза в месяц (во второй половине дня).

1.Занятия проводятся фронтально, 20 минут.    

2.Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

3.Занятия составляются с опорой на лексические темы

4.Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

5.Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

     Построение занятий в форме игры создаёт доброжелательную, эмоционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей, побуждает каждого ребенка принимать активное участие в образовательном процессе, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей, познавательный интерес и внимание, активизирует речь, помогает в нравственно-эстетическом воспитании.

Комплексно-тематическая модель образовательного процесса.

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

«До свидания, лето», «Здравствуй, детский сад», «День знаний» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна», «Моя планета» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

3

«Урожай»

4

«Краски осени»

Октябрь

1

«Животный мир»(+птицы, насекомые)

2

«Я – человек»

3

«Народная культура и традиции»

4

«Наш быт»

Ноябрь

1

«Дружба», «День народного единства» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Транспорт»

3

«Здоровей-ка»

4

«Кто как готовится к зиме»

Декабрь

1

«Здравствуй, зимушка-зима!»

2

«Город мастеров»

3

«Новогодний калейдоскоп»

4

«Новогодний калейдоскоп»

Январь

1

Рождественские каникулы

2

3

«В гостях у сказки»

4

«Этикет»

Февраль

1

«Моя семья»

2

«Азбука безопасности»

3

«Наши защитники»

4

«Маленькие исследователи»

Март

1

«Женский день»

2

«Миром правит доброта»

3

«Быть здоровыми хотим»

4

«Весна шагает по планете»

Апрель

1

«День смеха», «Цирк», «Театр» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

2

«Встречаем птиц»

3

«Космос», «Приведем в порядок планету»

4

«Волшебница вода»

Май

1

«Праздник весны и труда»

2

«День победы»

3

«Мир природы»

4

«До свидания, детский сад. Здравствуй, школа», «Вот мы какие стали большие» (тема определяется в соответствии с возрастом детей)

                               

2.1 Общий объем учебной  нагрузки

При организации логоритмической деятельности детей дошкольного возраста можно использовать фронтальную, индивидуальную формы. В возрастной  группе 8-10 человек. В неделю проводится по 1 образовательной ситуации, в год  27 образовательных ситуаций.  Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга.

Продолжительность образовательной деятельности устанавливается в соответствии с требованиями по регламенту, и не превышает 20 минут. Индивидуальные образовательные ситуации проводятся с детьми по педагогическим показателям на основе образовательного мониторинга, состав подгрупп может меняться, в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка. Учёт индивидуальной работы  отражается в соответствующей тетради.

Обследование детей проводится ежегодно в первую неделю сентября, и последнюю неделю мая.

                                                                     Учебный план

Название раздела

продолжительность НОД

в неделю

в год

Формы аттестации/контроля

Логоритмика 4-5 л

20 мин

1

33

Педагогический мониторинг

ИТОГО

20 мин

1

33

2.2. Организация образовательной деятельности

Формы и приемы организации образовательного процесса                                                                                                                         

      Вся непосредственно образовательной деятельности проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка.

    В коррекционном обучении и воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к ее решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбираются с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и взрослых, их физического состояния, возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются различные приемы:

а) наглядно-зрительные — показ педагогом образца движения или его отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.);

б) тактильно-мышечные — включение в двигательную деятельность различных пособий. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу.

Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании пациента с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если воротца задеваются, то пациент сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога, уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

в) наглядно-слуховые — звуковая регуляция движений. Лучшей слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и сознательно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

1) краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления занимающегося;

2) пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

3) указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися;

4) беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.;

5) вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.;

6) команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

7) образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы-две минуты вызывает у занимающихся воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

8) словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.


                                                               2.3.  Технологии обучения

         ЛОГОРИТМИКА (логопедическая ритмика автор Г.А. Волкова) - это инновационная технология, основанная на сочетании движений, речи и музыки, что обеспечивает высокую эффективность комплексной развивающей работы у детей, в том числе у детей с речевыми проблемами, а также с двигательными нарушениями.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

  • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
  • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
  • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
  • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.  
  • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
  • Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
  • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
  • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
  • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
  • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
  • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
  • Театральные этюды.  Очень часто у детей  маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают  мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
  • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
  • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

                               

2.4. Планирование  работы с детьми по дополнительной  общеразвивающей     программе  «Логоритмика»

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛОГОРИТМИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

                                               НОД

Месяц

1

2

3

4

Цыпленок и его семья.

История о том, как Цып и Цыпа свой дом искали.

А что у вас?    

Лесные звезды

Октябрь

5

6

7

8

9

Петух, кот и лиса

Мурка в город собирается.

Времена года

Любимое кушанье.

Ноябрь

10

11

12

13

Про Мурочку -Мурысаньку

Как Мурочка Деда Мороза будила

Дед Мороз.

Снегурочка на новогодней елке в лесу

Декабрь

14

15

16

17

Новогодний калейдоскоп

Новогодний калейдоскоп

Горшочек каши

У Кошки день рождения

Январь

18

19

20

21

История о том, как мышата помогли Зайченку свой дом найти

Круглый год

Возьми меня с собой

Как мышонок стал трудолюбивым

Февраль

22

23

24

25

Вот так мастера!

Даша и Маша

Чьи это ушки?

Колесо

Март

26

27

28

29

Красный фонарик

Сказка про Бурого Мишку и Мишку-вертушку

Бычок - смоленой бачек

Коза - обманщица

Апрель

30

31

32

33

Петух да Собака

Бременские музыканты

Петушок

Волчья песня

Май

2.5.Формы и направления взаимодействия с  семьями воспитанников

1.

Педагогические беседы

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги в процессе познавательной математической деятельности детей. По результатам беседы педагог намечает пути дальнейшего развития ребенка

2.

Практикумы

Выработка у родителей педагогических умений по развитию речевой деятельности детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций

3.

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития речевой деятельности детей

4.

Тематические консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей по вопросам развития речевой деятельности детей

5.

Родительские чтения

Ознакомление родителей с особенностями возрастного и речевого развития детей.

6.

Мастер-классы

Особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам развития детей. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами.

В реализации ДООП «Логоритмика» непосредственное участие могут принимать и  родители (законные представители) воспитанников, посредством создания совместных образовательных проектов, на основе выявления потребностей и поддержки

При реализации программы используются следующие принципы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся по ДООП «Логоритмика»

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и педагога дополнительного образования, единство    воспитательных целей и задач.

2. Открытость по отношению к семье воспитанника.

3 Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

4. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога группы с родителями.

5. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

6. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания и дальнейшего  усовершенствования ДООП «Логоримика»

2.6  Мониторинг освоения познавательной деятельности

Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей,  умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»).

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. Оценка от 1 до 5 баллов.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

2.Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,  впереди, сзади.

Оценка от 1 до 5 баллов.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

  • силу движений,
  • точность движений,
  • темп движений,
  • координацию движений,
  • переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин».

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». 4. Переключение от одного движения к другому.

  • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1).
  • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой).

Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. Оценка от 1 до 5 баллов.

Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»

Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.

        Попугай, попугай,

        Все за мною повторяй.

Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить.

Для детей 4 - 5 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). Оценка от 1 до 5 баллов.

Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»        

Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений.

        Обезьянкой быть хочу,

        Что покажешь, повторю.

- Детям 4 - 5 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). Оценка от 1 до 5 баллов.

                                                      Система оценки мониторинга.

Высокий уровень

(5 баллов)

Средний уровень

(3-4 баллов)

Низкий уровень

(1-2 баллов)

Дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений.

Дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен.

При выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки.

п/п

Ф.И. Ребенка

Слуховое внимание

Слухоречевая память

Двигательная память

Общая моторика

Мелкая моторика

Ориентировка в пространстве

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

сент

май

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

III. РАЗДЕЛ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

3.Методическое обеспечение дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Логоритмика»

Примерный перечень программ, учебных и методических пособий:

        Дидактический материал:

Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 - 5 лет, - "Т.Ц. Сфера" 2008. 160 стр.

дидактические карточки,

музыкальные произведения,

песни,

танцы,

аудиозаписи,

картины,

раздаточный материал.

- иллюстрации и наглядные пособия по лексическим темам.

- костюмы, их элементы, стихи и музыкальные инструменты.

- специально подобранная фонотека.

 - атрибуты для двигательной активности: ленты различного вида, флажки, музыкальные инструменты, платочки, палочки и др.

        Техническое оснащение занятий:

музыкальный центр,

мультимедийный проектор,  

      декорации, костюмы и др.

     

 Список литературы:

1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкательного сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64с.

2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. – 64 с.

3. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика: учебник для студентов высших учебных заведений / Г.А. Волкова. – 4 –е изд., - Санкт –Петербург: Детство-пресс, 2010.- 349с.: 22 см. – (Коррекционная педагогика).

4. Волкова Г.А., Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников: Кн. для логопеда.- М: Просвещение, 1983. -144с.; 21 см

5. Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда: Картотека заданий для детей 5-7 лет с общим недоразвитием речи/Авт.-сост.: И.А. Михеева, С.В. Чешева, - Спб.: КАРО, 2009.- 256с.

 6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера,2003.- 193с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...