Методические рекомендации по организации   и   проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Горохова Марина Вячеславовна

Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить  следующие рекомендации: 

 1. При планировании работы по развитию речи необходимо  учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий  сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или  иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;

2. На занятиях и во время режимных моментов нужно расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый  для оформления связных высказываний в  соответствии с нормами родного языка;

3. Занятия необходимо проводить с учетом возрастных и психологических  особенностей    детей. Учитывать, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью   является игра, применять игровые приемы и упражнения;

4. Нужно помнить , что для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять с учетом целей и задач обучения детей;

5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;

6.    При проведении занятий особое внимание необходимо уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.

7. При проведении всех занятий по обучению детей  рассказыванию  нужно уделять большое внимание подготовительной работе:

- подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых  звеньев, последовательности событий;

- специальный языковый разбор текста; речевые  - лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;

8. Необходимо формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

9. При составлении рассказов по картине, по серии картин нужно учитывать структуру повествования: завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);

10. На занятиях по формированию связной речи детей необходимо широко использовать средства наглядности;

11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого нужно использовать  следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и т.д.;

12. На занятиях использовать приёмы повышения мотивации  речевой деятельности:  игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища;оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);

13. Необходимо активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:

- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;

- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;

- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.  

- использовать приём «домашнее задание»;

       Все перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_1.odt21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по организации   и   проведению занятий по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

       

         Для повышения эффективности работы в ДОУ по развитию связной речи детей дошкольного возраста можно предложить   следующие рекомендации: 

 1. При планировании работы по развитию речи необходимо   учитывать принцип тематической взаимосвязи, предусматривающий  сочетание занятий по различным видам рассказывания в пределах той или  иной тематики в соответствии с программой обучения и воспитания детей;

2. На занятиях и во время режимных моментов нужно расширять представления детей об окружающем мире, развивать лексический и грамматический строй речи, необходимый  для оформления связных высказываний в  соответствии с нормами родного языка;

3. Занятия необходимо проводить с учетом возрастных и психологических  особенностей    детей. Учитывать, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью   является игра, применять игровые приемы и упражнения;

4. Нужно помнить , что для каждого занятия выбор методов и приёмов, игровой материал осуществлять с учетом целей и задач обучения детей;

5. Для каждого вида обучения рассказыванию использовать конкретную структуру занятий и методические приёмы;

6.    При проведении занятий особое внимание необходимо  уделять организационному и заключительному этапам. На организационном этапе формировать положительную установку детей на участие в занятии; на заключительном этапе, в процессе оценки учебной деятельности детей, формировать мотивацию к следующему занятию.

7. При проведении всех занятий по обучению детей  рассказыванию  нужно уделять большое внимание подготовительной работе:

- подготовка к восприятию и предварительный разбор содержания текста или представленного на картине сюжета, с выделением важных смысловых  звеньев, последовательности событий;

- специальный языковый разбор текста; речевые  - лексические и грамматические упражнения, игровые приёмы, активизирующие внимание, зрительное и вербальное восприятие, память и воображение ребёнка;

8. Необходимо формировать установку на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога, закреплять навыки в составлении ответов на вопросы в виде развёрнутых предложений;

9. При составлении рассказов по картине, по серии картин нужно учитывать структуру повествования: завязка (вступление), кульминация (основная часть), развязка (заключение);

10. На занятиях по формированию связной речи детей необходимо широко использовать средства наглядности;

11. Обучать детей навыкам планирования высказывания. Для этого нужно использовать  следующие приёмы: рассказывание по цепочке, по опорным вопросам, по предваряющему плану-схеме, моделирование сюжета с помощью условной наглядной схемы и т.д.;

12. На занятиях использовать приёмы повышения мотивации  речевой деятельности:  игровые приёмы и упражнения, соревновательные элементы, оценку деятельности детей (поощрить старание, отметить положительные моменты и недостатки, внимательность детей при слушании ответа товарища;оценить полноту пересказа, отметить самостоятельность, использование различных интонаций, темпа речи и др.);

13. Необходимо активно привлекать родителей к работе по развитию речи детей:

- проводить тематические консультации для родителей по развитию связной речи;

- довести до сведения родителей тематический план работы по развитию речи детей в группе;

- приглашать родителей на открытые занятия по развитию речи.  

- использовать приём «домашнее задание»;

       Все  перечисленные рекомендации достаточно просты и доступны для практической работы с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Р...

План-конспект занятия по развитию связной речи у детей дошкольного возраста для педагогического совета

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 5 «УЛЫБКА»  Педагогический совет«Развитие свя...

Методические рекомендации "Организация и проведение занятий, направленных на профилактику плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Занятия рассчитаны на детей 5-7 лет, продолжительность занятий 20 минут, проводятся 2 раза в неделю, состоят из трех частей. Количество детей – 10 человек. Дозировка упражнений зависит от возраст...

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

Методические рекомендации: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»...