Консультация для родителей «Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома»
консультация по логопедии

Цель: показать родителям возможности использования слова как игровому средству общения с ребенком. Согласимся, что родительское слово звучит в доме довольно часто. Да и тональную окраску отношений в семье задают не дети, а родители. Мы можем пытаться терпеливо уговаривать ребенка, когда он не слушается, повышаем звучание голоса, когда он не реагирует на наше слово, начинаем переходить на крик, а ребенок готов расплакаться! В таких ситуациях воспитание начинает казаться сущей мукой. От этих мыслей приходит усталость, мрачное и подавленное настроение. Предлагаем поупражняться в навыке «упаковывать в игру» звучание родительского слова, точнее в речевую игру со словами и рифмами. Возможно, в таких играх многим удастся найти источник положительных эмоций и улучшения настроения для всей семьи. Игры для подготовки артикуляционного аппарата Начнем с особого вида речевых игр, чтобы лучше «разговориться». Как считают специалисты, такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выдох воздушной струи. Поиграем в некоторые из этих игр. В рамках практикума родители, при необходимости, разбиваются на пары и проигрывают все предлагаемые игры. Волны. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе. Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся «футбольные ворота» из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота. Соломинка и воронка.. На кухне отыскивается пищевая воронка. В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Взрослый, сделав глубокий вдох, начинает долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой, зависая. В рамках практикума родителям предлагаются исходные материалы для приготовления игрушки. ♦ Волшебные флакончики Участники выбирают лежащие на столах пустые флаконы от духов или напитков. Одновременно все начинают дуть в выбранный флакончик, возникают разные по тембру звуки. Эта полезная игра, помогающая выработать правильное дыхание, становится весьма привлекательной для дошкольник! Дома можно время от времени устраивать выступление целого оркестра из флаконов. Игры на развитие разговорной речи Основу для следующих игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся. ♦ Послушная игрушка. Взрослый берет любую, попавшую руку, игрушку и говорит ребенку, что эта игрушка будет выполнять просьбы, если он будет их правильно сообщать. «Попроси медведя, чтобы он станцевал, поиграл, поклонился, почитал, спрятался». Перед ребенком встает задача правильно формировать свою просьбу: «Мишка, станцуй, пожалуйста» Взрослый выполняет за игрушку просьбу ребенка. В дальнейшем ребенок сам может просить игрушку что-либо сделать и выполнить за нее действия. Таким образом ребенок учится в игровой форме использовать глаголы в повелительном наклонении. • Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, после драки или ссоры с приятелем, сестрой или братом. Для поссорившихся детей можно сочинить рифмованные фразы. Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться. Эй рука, трясись, трясись, только больше не дерись. Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся. Расслабляйтесь зубы, расслабляйтесь и больше не кусайтесь. Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю. Руку отпущу, если скажешь что-нибудь хорошее. Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды. Прочь обида — все равно ты забыта, Беги во двор, перелезь через забор, Садись на коня, скачи от меня. Для эмоциональной убедительности в руках у ребенка может находиться в этот момент игрушка-лошадка, с которой он производит действия по тексту. Пальчиковые игры Родители вместе с педагогом-ведущим с помощью пальцев рук упражняются в показе фигур животных. Желательно подготовить для каждого участника практикума рисунки — образцы фигур. Затем родителям предлагается придумать историю, выбрав для нее героев. Если никто из родителей не проявит инициативы, кто-нибудь из специалистов демонстрирует придуманную историю или сказку, используя пальцы рук. Жила-была девочка (имя ребенка) со своими мамой и папой, бабушками и дедушками. Жили они дружно и весело. Был у них за городом большой красивый дом рядом с озером. Они очень любили там отдыхать и заниматься домашним хозяйством. В доме стояли стулья, стол и много чего еще. Было у них большое хозяйство: во дворе паслись козы. На цепи сидела собака, она охраняла хозяйство. Раньше всех утром просыпался петух. После него просыпалась курочка с цыплятами, гуси и кролики. На крыльцо важно выходил кот. Еще у них жила лошадка. Ее звали так же как девочку. И это вызывало нередко путаницу... Если родителям случается вместе с ребенком просиживать длительное время в очереди, в транспорте, вообще долго находиться в замкнутом пространстве – речевые и пальчиковые игры спасают от раздражения, усталости и скуки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Разговорная речь взрослого как игровое средство общения

 с ребенком дома»

   Цель: показать родителям возможности использования слова как игровому средству общения с ребенком.

Согласимся, что родительское слово звучит в доме довольно часто. Да и тональную окраску отношений в семье задают не дети, а родители. Мы можем пытаться терпеливо уговаривать ребенка, когда он не слушается, повышаем звучание голоса, когда он не реагирует на наше слово, начинаем переходить на крик, а ребенок готов расплакаться! В таких ситуациях воспитание начинает казаться сущей мукой. От этих мыслей приходит усталость, мрачное и подавленное настроение.

Предлагаем поупражняться в навыке «упаковывать в игру» звучание родительского слова, точнее в речевую игру со словами и рифмами. Возможно, в таких играх многим удастся найти источник положительных эмоций и улучшения настроения для всей семьи.

Игры для подготовки артикуляционного аппарата

Начнем с особого вида речевых игр, чтобы лучше «разговориться». Как считают специалисты, такие игры помогают подготовить артикуляционный аппарат, выработать правильное дыхание и выдох воздушной струи. Поиграем в некоторые из этих игр. В рамках практикума родители, при необходимости, разбиваются на пары и проигрывают все предлагаемые игры.

  • Волны. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.

  • Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг
    друга. Ставятся «футбольные ворота» из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.

  • Соломинка и воронка.. На кухне отыскивается пищевая воронка. В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Взрослый, сделав глубокий вдох, начинает долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой, зависая. В рамках практикума родителям предлагаются исходные материалы для
    приготовления игрушки.

♦        Волшебные флакончики Участники выбирают лежащие на столах пустые флаконы от духов или напитков. Одновременно все начинают дуть в выбранный флакончик, возникают разные по тембру звуки. Эта полезная игра, помогающая выработать правильное дыхание, становится весьма привлекательной для дошкольник!
       Дома можно время от времени устраивать выступление
 целого
оркестра из флаконов.

Игры на развитие разговорной речи

Основу для следующих игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

♦        Послушная игрушка.   Взрослый берет любую, попавшую
руку, игрушку и говорит ребенку, что эта игрушка будет выполнять просьбы, если он будет их правильно сообщать. «Попроси медведя,
чтобы он станцевал, поиграл, поклонился, почитал,  
спрятался». Перед ребенком встает задача правильно формировать свою просьбу: «Мишка, станцуй, пожалуйста»
 Взрослый выполняет за игрушку просьбу ребенка. В дальнейшем ребенок сам может просить игрушку что-либо сделать и выполнить за нее действия. Таким образом ребенок учится в игровой форме использовать глаголы в повелительном наклонении.

Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, после драки или ссоры с приятелем, сестрой или братом. Для поссорившихся детей можно сочинить рифмованные фразы.

Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

Эй рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щипайся.

Расслабляйтесь зубы, расслабляйтесь и больше не кусайтесь.

Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.

Руку отпущу, если скажешь что-нибудь хорошее.

Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида — все равно ты забыта, Беги во двор, перелезь через забор, Садись на коня, скачи от меня.

Для эмоциональной убедительности в руках у ребенка может находиться в этот момент игрушка-лошадка, с которой он производит действия по тексту.

Пальчиковые игры

Родители вместе с педагогом-ведущим с помощью пальцев рук упражняются в показе фигур животных. Желательно подготовить для каждого участника практикума рисунки — образцы фигур.

Затем родителям предлагается придумать историю, выбрав для нее героев. Если никто из родителей не проявит инициативы, кто-нибудь из специалистов демонстрирует придуманную историю или сказку, используя пальцы рук.

Жила-была девочка (имя ребенка) со своими мамой и папой, бабушками и дедушками. Жили они дружно и весело.

Был у них за городом большой красивый дом рядом с озером. Они очень любили там отдыхать и заниматься домашним хозяйством.

В доме стояли стулья, стол и много чего еще.

Было у них большое хозяйство: во дворе паслись козы.

На цепи сидела собака, она охраняла хозяйство.

Раньше всех утром просыпался петух.

После него просыпалась курочка с цыплятами, гуси и кролики.

На крыльцо важно выходил кот.

Еще у  них жила лошадка. Ее звали так же как девочку. И это вызывало нередко путаницу...

Если родителям случается вместе с ребенком просиживать длительное время в очереди, в транспорте, вообще долго находиться в замкнутом пространстве – речевые и пальчиковые игры спасают от раздражения, усталости и скуки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум на тему «Разговорная речь взрослого как игровое средство общения с ребенком дома» от 12.03.2015 г.

Семинар-практикум на тему «Разговорная речь взрослого  как игровое средство общения с ребенком дома» от 12.03.2015 г....

Консультация для воспитателей «Разговорная речь взрослого, как игровое средство общения с ребенком»

“Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них- средство воспитания, игра для дошкольников- способ позна...

Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.

Все начинается с детства. Какое оно у ваших детей? Вы об этом задумывались? Ведь это важно — что ребенка окружает в детские годы.Игра в театр – как средство общения с ребенком дома.«Как часто родители...

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста средствами игровой деятельности»

Ранний возраст является наиболее важным в развитии речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэ...