"Игры с жирафом"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Федорчук Елена Владимировна

План- конспект индивидуального  логопедического занятия по автоматизации звука "Ж"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_sayta.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  индивидуального логопедического занятия

по автоматизации звука[Ж]

«Игры  с     жирафом»

Структура  речевого дефекта: ФФН.
Возраст: 5 лет

Этап: автоматизация звука в словах.
Тема: Звук  [Ж], буква «Ж»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

Цель: Автоматизация звука [Ж] в  словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить правильное произношение звука [Ж] в словах.
Продолжать закреплять  навык звукового анализа  слов.
Развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Расширять предметный словарь.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляторную, тонкую  моторику.
Развивать слуховое и зрительное внимание, образное мышление, фонематический слух.
Коррекционно-воспитательные:
Развивать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.
Планируемые результаты (целевые ориентиры): ребенок может использовать речь для выражения своих мыслей и построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звук в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита артикуляционная  и мелкая моторика; способен к волевым усилиям, проявляет инициативность и самостоятельность в общении, активно взаимодействует со взрослым, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением.
Оборудование: игрушка  «Жираф», звуковая дорожка, картинки предметные, картинки с артикуляционной гимнастикой, тренажёр «Характеристика звука», схема построения буквы,  счётные палочки, азбука настенная,  картинка «4 лишний» , флажок, разрезная картинка.

                                                                         

Ход занятия:


1.Организационный момент. (Создание мотивационного поля).

 Приветствие.

-Сегодня на занятие к нам пришёл необычный гость. Ты узнаешь, кто это, когда отгадаешь загадку:  

Вот живой подъемный кран,

Обитатель жарких стран.

Со стволов многоэтажных

Рвет и листья, и банан.

-Правильно, сегодня у нас в гостях вот такой жираф. Его зовут Жора и он пришёл немного поиграть с тобой..

  (Игрушка жирафа усаживается рядом)

2.Актуализация знаний.


Игра «Что за звук?».

- Жора вспомнил, что когда он шёл сюда, то видел жука, который летел и очень громко жужжал.

-Как жужжит жук? (звуковая дорожка - провести пальчиком по линии от жука до цветка, произнося звук Ж)
- Игра «Одинаковый звук».

 -Наш гость  принёс собой картинки. Посмотри внимательно на картинки, назови, что на них изображено? (жаба, жилет, жёлудь). Какой звук первый  во всех этих словах? С каким звуком мы будем сегодня играть? (звук Ж).
Теперь ты знаешь, какой у Жоры  любимый звук.

Логопед поясняет, что жираф Жора потерял по дороге несколько картинок, после дождя они упали в лужу и испортились. А ему каждый день  нужно делать зарядку для языка, чтобы лучше уметь рвать листья с деревьев.

3. Артикуляционная гимнастика для звука Ж.

- Поможем вспомнить нашему жирафу гимнастику для языка?

(предъявляются опорные картинки с изображением артикуляционных упражнений, гимнастика выполняется перед зеркалом).  
- Вспомним, что мы знаем про звук Ж. (согласный, звонкий, твердый).  (работа ребёнка с помощью логопеда на тренажёре «Характеристика звука»). Ребёнок выстраивает подходящие картинки в вертикальный ряд и объясняет, что «жук»- это символ звука [Ж], «синий цвет» - звук согласный, «звенящий колокольчик»-звук звонкий, звук обозначается буквой «Ж».

4.Связь звука и буквы

- Правильно,  звук  [Ж] обозначается буквой «Ж». Жора просит показать, как выглядит буква «Ж», а поможет нам в этом вот эта схема (составление буквы из счётных палочек с опорой на схему). А где же живёт эта буква? Нужно найти её место в азбуке.   ( Ребенок встает, подходит к настенной азбуке и находит букву «Ж»)

5. Самостоятельное применение нового знания на практике.

- По пути Жора к нам  нашёл вот такую картинку. Ему кажется, что в каждом ряду есть какой-то лишний предмет. Поможем разобраться с заданием?

 Игра «Найди лишнее». (Три ряда картинок).
- Посмотри на картинки в каждом ряду. Назови их правильно. Какая картинка лишняя и почему?

1 ряд - пиджак, пижама, жилет, лыжи.

2 ряд – жаба, жёлудь, жираф, жук.

3 ряд - жевательная резинка,  баклажан, ежевика, крыжовник.

 Коррекция результатов.

 Игра «Большой - маленький» (устно)

-У Жоры дома очень много разных вещей. Сейчас эти вещи большие.  А когда он был маленький, вещи тоже были маленькие. Например, сейчас у жирафа сапог - а был маленький ? ...сапожок (ребёнок образовывает уменьшительно-ласкательную форму слов, чётко выговаривая звук Ж: друг, флаг, творог, сапог, круг, утюг, рычаг, снег)

Оценивание, коррекция результатов.

-Я думаю, что жираф Жора с удовольствием посмотрит, как мы его умеем  изображать:

6.Физминутка

Как хорошо жирафом быть,

(показать жест "жираф")

Из тучи утром воду пить,

(сделать вид, что лакаете воду языком)

С высоких веток листья рвать,

(поднять руки высоко над головой, жест "дерево")

И носом звёзды задевать

(жест "жираф") 

-Наш гость считает, что ты очень стараешься сегодня.

Но вот Жоре интересно, сможешь ли ты услышать  слова со звуком  [Ж]?

Игра «Поймай звук»

-Жора предлагает поднимать тебе флажок всегда, когда услышишь слово со звуком  [Ж].

Нос, вода, жулик, жасмин, мост, коза, туча, кожа, сани, Женя, шов, жгут.

Оценивание, коррекция результатов.

-Наш гость жираф Жора  уже  уходит. Но чтобы ты не забыл про сегодняшнее занятие, он желает оставить тебе своё фото. Только фото это необычное, его нужно собрать из частей. ( разрезная картинка «Жираф»)

7.Рефлексия.


-Сегодня мы играли в разные игры и  выполняли много заданий.  Со всеми ли заданиями ты  справился
? Кто приходил к тебе на занятие? Какой у жирафа Жоры любимый звук?
-Какое задание было самым интересным, что было трудно, за что ты себя похвалишь?
Прощание.