Главные вкладки

    Рекомендации родителям по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией
    статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

    Долгополова Оксана Мухтаровна

    В настоящее время у многих детей, поступающих на логопункт, можно заметить присутствие дизартирического компонента. Обычно, дети  с дизартрическим компонентом, ничем  не выделяются среди своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации родителям по расслаблению мышц артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией

    В настоящее время у многих детей, поступающих на логопункт, можно заметить присутствие дизартирического компонента. Обычно, дети  с дизартрическим компонентом, ничем  не выделяются среди своих сверстников. Однако у них имеются некоторые особенности.  

    1. Обратите внимание как ваш малыш ест. Обычно дети с дизартрическим компонентом не любят мяса, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Многие родители, частенько идут малышу на уступки – дают мягкую пищу лишь бы он поел. Сами того не осознавая, родители затормаживают у малыша развитие  движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу. 

    2. Немногие родители обращают внимание на моторную сферу ребенка. Обычно дети с дизартрическим компонентом быстро утомляются. Посетите физкультурное или музыкальное занятие, обратите внимание на дыхание ребенка.  У некоторых детей часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается. Интонационно-выразительная окраска речи снижена. Нарушается тембр речи, иногда появляется назальный (носовой, гнусавый) оттенок. Темп речи ускоренный или замедленный. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна. Мышцы лица находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения. Наблюдаются дрожание (тремор) языка и обильное слюноотделение. Это проявляется при функциональных пробах и нагрузках.

          3. Недостаточно развита и  мелкая моторика. Дети поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: сами не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. В работах по аппликации прослеживаются еще и трудности пространственного  расположения элементов. Многие родители спрашивают нас, почему их чадо 5-6 лет не интересуются играми с конструктором, не умеют играть с мелкими игрушками, не собирают пазлы. У детей школьного возраста в первом классе

    отмечаются трудности при овладении графическими навыками (у некоторых наблюдается «зеркальное письмо»; замена букв «д»-«б»; гласных, окончаний слов; плохой почерк; медленный темп письма и др.).

    4. А самым заметным факторомв комплексе с вышеперечисленным, является нарушение звукопроизношения. Здесь одним из аспектов работы -  считается нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата. Чаще всего присутствует гипертонус языка, наблюдается мышечная дистония (неравномерное распределение тонуса оральной мускулатуры). Для нормализации тонуса используются разные приёмы: массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, разные виды релаксации. Основную работу проводит логопед, родитель дома закрепляет результат, выполняя задания логопеда. Очень важно научится родителям овладеть элементарным, но очень важным приёмам расслабления, чтобы выполнение рекомендаций для работы дома, дополнительных заданий было эффективным.

    Предлагаю основные, но очень важные рекомендации по расслаблению мышц артикуляционного аппарата.

    • Перед выполнением упражнений артикуляционной гимнастики выполнить несколько глубоких вдохов (через нос) и выдохов (через рот), но не больше 5 раз.
    • Выполняйте следующее упражнение: ребёнку нужно открыть рот, высунуть язык и положить его на нижнюю губу. Оставаясь в таком положении, поднести к подбородку пустой пузырёк (держать его вертикально), вдохнуть носом и, выдыхая через рот, на язык, добиться “гудения воздуха” в пузырьке. Выполнять не больше 5 раз.    Языком пузырька не касаться,

    НЕОБХОДИМО во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего самомассажа:

    - поглаживание щёк ладонями по направлению от ушей к уголкам рта;

    - упражнение для языка “Накажем непослушный язычок”: открыть рот, положить язык на нижнюю губу, приговаривая “пя-пя-пя”, пошлёпывать язык губами;

    - поглаживание шеи (по центру) сверху-вниз.

    Во время выполнения речевых заданий для отработки правильного произношения использовать приёмы расслабляющего массажа:

    - поглаживание языка, лежащего на нижней губе, при широко открытом рте, широкой частью ручки ложки по направлению от корня к центру;

    - ритмичным качающим движением массировать подъязычную ямку (на стыке нижней челюсти и шеи), при закрытом рте ребёнка.

    Если при использовании перечисленных выше приёмов у ребёнка появляется саливация (слюнотечение), которая раньше не наблюдалась, необходимо:

    - при вытирании слюны не растирать её по лицу, а просто “примакивать” надавливающим движением;

    - сообщить логопеду, занимающемуся с ребёнком.

    Обязательно делитесь наблюдениями  своему логопеду, так как именно совместная работа родителя с логопедом приносит положительные результаты.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    форрмирование произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией

    представлена схема работы по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией...

    статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "

    Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произноси...

    Рабочая программа по развитию тонкой моторики рук и зрительно - моторной координации у детей со стертой дизартрией «Речь – на кончиках пальцев»

    Один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению - уровень развития мелкой моторики. Отклонения в речевом развитии имеют от 40 до 60% детей. Среди наиболее распространенных нарушен...