Консультации для родителей: "Игровые приёмы в работе по автоматизации изолированного звука у детей со стертой дизартрией"
материал (подготовительная группа) на тему

Лучкина Елена Валерьевна

Консультации для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровые приёмы в работе по автоматизации изолированного звука                   у детей со стертой дизартрией

Фонетический уровень составляет материальную основу языковой системы, и нарушение его часто приводит к расстройству других, более высоких уровней этой системы. Звуковая речь осуществляется благодаря воздействию трех физиологических функций: дыхания, голосообразования, артикуляции. В связи с этим фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. Фонетические расстройства являются очень распространенными, причем, как изолированными, так и в структуре других дефектов. В последние годы все больше детей нуждаются в профессиональной помощи логопеда. Определить всех детей для занятий в логопедические группы нет возможности, поэтому большая часть из них занимается в условиях логопункта при детской поликлинике или в детском саду. Речевые диагнозы этой группы детей разнообразны.

В настоящее время отмечается достаточно большое количество детей со стертой формой дизартрии и дизартрией. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового и артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). Кроме нарушений звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук. Это служит причиной отставания формирования навыков самообслуживания и графомоторных навыков.

. Основные жалобы при “стертой” дизартрии: нечеткое, смазанное звукопроизношение; речь монотонна, маловыразительна; нарушена дикция; искажение и замена звуков и слогов в сложных по слоговой структуре словах и в более простых словах на фоне предложения; пропуск или замена предлогов и др.

В связи с этим работа учителя-логопеда ведется поэтапно в нескольких направлениях:

1 этап (подготовительный)

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • стимуляция работы артикуляционного аппарата;
  • нормализация работы мимических мышц;
  • борьба с саливацией, гиперкинезами, синкинезиями (при дизартрии);
  • формирование просодических компонентов речи;
  • нормализация основных психических процессов.

2 этап – выработка новых произносительных умений и навыков:

  • выработка основных артикуляционных укладов;
  • коррекция звукопроизношения;
  • развитие основных фонематических процессов;
  • формирование лексико-грамматических категорий и связной речи (при ФФНР и ОНР);

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков.

4 этап – предупреждение или преодоление вторичных нарушений.

5 этап – подготовка к обучению к школе.

Работа по направлениям первого этапа проводится и на следующих этапах.

Нормализация просодики – направление, наименее разработанное на данный момент. Некоторая последовательность в работе над формированием просодики определена в работах Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Е.Ю. Румянцевой. Также можно использовать упражнения, предлагаемые И.И. Ермаковой для работы по коррекции голоса у детей с ринофонией и ринолалией.

Очень сложным направлением на втором этапе является автоматизация вызванного звука.

В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и с трудом поддаются коррекции (а иногда не поддаются).

Т.Б. Филичева рекомендует начинать отработку звука с сильной позиции, когда согласный находится перед ударным гласным. Автоматизация должна проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука в словах (в начале, в середине, в конце);
  3. автоматизация звука в предложении;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звуков в коротких, потом длинных рассказах;
  6. автоматизация звуков в разговорной речи.

По мнению Т.Б. Филичевой, необходимым условием автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.

Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова рекомендуют другой подход: начинать автоматизацию звука со слога ГС, а затем СГ. Это объясняется тем, что “… согласный в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы”. Последовательность автоматизации также отличается: отработка звука в сочетании с любым гласным осуществляется от слогов к слову, затем к предложению, небольшому тексту. Поочередно проходит автоматизация звука с различными гласными в структуре слога ГС и т.д.

В работах Л.В. Мелиховой, О.В.Правдиной, Р.И.Мартыновой и других настоятельно рекомендуется уделять тщательное внимание автоматизации звуков в разной сложности лексическом материале.

Е.Ф. Архипова предлагает следующую последовательность логопедической работы: в слогах разной структуры (11 модулей), в словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), в предложении насыщенном контрольным звуком. Автоматизация звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. д.).

Очень важно дифференцировать поставленный звук в произношении с оппозиционными фонемами. Г. В. Чиркина рекомендует работу осуществлять в 2 этапа:

  • дифференцировать пары слогов, пары слов;
  • дифференцировать пары звуков в одном слове.

На практике я убедилась, что не только постановка звуков идет у детей в разной последовательности, но и их автоматизация. В связи с этим материал, игры и упражнения подбираются с учетом особенностей каждого ребенка.

Нормализация произносительной стороны речи, коррекция стертой дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.

Процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков зависит также и от уровня формирования речи ребенка (Е.Ф.Соботович). У детей с низким уровнем формирования речи, в отличие от детей с высоким и нормальным уровнем, автоматизация затруднена.

Таким образом, очень часто процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала.

Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:

  • пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
  • активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать глазодвигательные функции;
  • формировать графомоторные навыки;
  • формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
  • оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
  • расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
  • повысить познавательную активность и работоспособность детей;
  • плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;

Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:

  • чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
  • расположение материала вблизи и вдали,
  • частая смена динамических поз,
  • работа в движении.

Предлагаемые в данной работе игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных звуков, хотя большинство из них можно использовать для закрепления звуков в слогах и словах.

“Упражнение с волчком”

Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.

“Дорожка”

На стене прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто.

“Лабиринт”

По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами), проговаривая звук. Можно использовать готовые картинки по ориентировке. Ребенку предлагается выбрать маршрутную карту, пройти по маршруту и открыть перевернутую картинку. Если картинка совпала с картинкой у логопеда, то задание выполнено правильно.

“Говорящий карандаш”

Рисуем, обводим разные линии и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, я использую прозрачные пластиковые папки, в которые вкладываю лист с заданием. Ребенок рисует водным маркером. Таким образом, пособие можно использовать многократно.

“Магический экран”.

Обводка и рисование по различным линиям через “магический экран” (это игровое пособие продается в магазинах, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным произнесением звука.

“Поющая веревочка”

Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.

“Шарик”

1 в. Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик (деревянный, пластмассовый, каучуковый, стеклянный, металлический).

2 в. Мячик-“ёжик” прижимают к столу указательным пальцем, затем перекатывают к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии называют нужный звук.

3 в. Прокатывают мяч, машинку, пытаясь попасть в ворота, проговаривая звук.

“Ступеньки”

1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.

2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

3 в. Ступеньки или узор выкладывают на коврографе (используем мягкий геометрический конструктор), укрепленном на стене.

“Раз – шажок, два – шажок…”

1 в. Ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук.

2 в. Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки.

3 в. На пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.

4 в. Ребенок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).

“Живые игрушки”

Использовать маленькие игрушки, символизирующие разные звуки. На столе разложить (можно закрепить на магнитной доске или фланелеграфе) цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребенок берет игрушку, например, кузнечика, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет звук “ч”.

“Скажи столько же раз”

1 в. Бросить кубик, посчитать точки, сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор).

Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п.), сказать звук столько же раз.

Использовать рисунки в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать звук столько же раз.

2 в. Послушай, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и скажи столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).

3 в. Ребенок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).

“Цветные бусинки” (на резинке)

На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук.

“Таблицы”

Ребенку предлагаются таблицы с разными рисунками (типа корректурных проб). Обводя определенный рисунок, ребенок произносит длительно звук. Можно зачеркивать рисунок, можно просто дотрагиваться пальчиком и произносить звук отрывисто. Для этого использую цветные картинки, контурные и силуэтные изображения.

“Разноцветные прищепки”

На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога.

“Геоконт”

Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребенку предлагается найти штыречки определенного цвета, дотронуться до них, назвав звук. Затем ребенок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).

Также “Геоконт” можно использовать для дифференциации звуков. Поочередно нажимая на штырьки разного цвета, ребенок произносит оппозиционные звуки (слоги). С этим пособим особенно любят заниматься мальчики. Придумывая новые задания, с “Геоконтом” можно заниматься несколько занятий подряд.

“Стрелочки”

Для дифференциации свистящих и шипящих звуков, слогов, а так же для дифференциации звуков “ч” и “ть” я использую вырезанные или нарисованные стрелочки (а у меня это самолетики). Они показывают положение языка при произнесении звука.

1 в. Логопед проговаривает звуки в любом порядке, а ребенок выкладывает стрелочки.

2в. Ребенок выкладывает стрелочки в определенном порядке, потом “читает” звуки.

Литература

  1. Л. В. Лопатина, Н.В, Серебрякова “Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой дизартрией”, С.-П., 1994 г.
  2. Е.Ф. Архипова “Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии”, М., 2008 г.
  3. О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева “Исправляем произношение”, С.-П., 2007 г.
  4. Сборник “Дошкольная логопедическая служба”, ООО “ТЦ Сфера”, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью метода наглядного моделирования.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией  с помощью метода наглядного моделирования....

Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков

Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:1) пробудить в ребёнке желание самому активно у...

Речевые игры для автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией

Стертая дизартрия – легкие расстройства фонетического и просодического компонентов речи, обусловленные негрубым нарушением иннервации артикуляторных органов. Для речевого дефекта характерна...

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф.

Автоматизация звуков у детей со стертой дизартрией с помощью приемов нейростимуляции по методике Архиповой Е.Ф. В настоящее время детей, имеющих нарушения речи, почти всегда сопровождает диагноз ...

Работа над формированием фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией

Картотека практических игр на формирование и развитие фонематического восприятия у детей....