Работа над формированием фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией
картотека по логопедии

Буслаева Зинаида Николаевна

Картотека практических игр на формирование и развитие фонематического восприятия у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование фонематического восприятия у детей со стёртой дизартрией.

Актуальность. Полноценное развитие ребёнка - неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе. Речь – психическая функция человека. Без неё невозможно полноценное развитие, воспитание и социализация ребёнка как личности. При помощи речи ребёнок общается со сверстниками и взрослыми, выражает свои мысли, чувства, входит в мир социальных отношений. В последние годы наблюдается увеличение количества детей со стертой дизартрией.

практическую значимость.

Цель: разработать систему коррекционно-логопедического  воздействия для формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией.

Задачи:

  • выявить особенности формирования  фонематических функций у дошкольников со стертой дизартрией;

Фонематическое восприятие (или слухопроизносительная дифференциация фонем) – это процесс узнавания и различения звуков речи.


1. Различение правильно и дефектно произнесенного звука

На протяжении работы по данному направлению у детей со стёртой дизартрией  воспитывают навыки слухового контроля. Необходимость развития у дошкольников со стёртой дизартрией слухового контроля над качеством собственной речи определяется тем, что слуховое восприятие и различение правильного и дефектного произношения звуков способствует развитию фонематического слуха и во взаимодействии с двигательным анализатором определяет формирование качества звукопроизношения. Для достижения поставленной цели используется целый ряд игр и упражнений, направленных на различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой и собственной речи.

Логопедическая работа ведется по трем направлениям:

1. Развитие навыка слухового контроля над качеством произнесения в чужой речи звуков, не нарушенных в произношении ребенка.

2. Развитие навыка слухового контроля над качеством произнесения в чужой речи звуков, нарушенных в произношении ребенка:

а) дефект произношения отличен от собственного;

б) дефект произношения аналогичен собственному.

3. Развитие навыка слухового самоконтроля. Различение правильно и дефектно произнесенного звука в чужой речи осуществляется через систему слуховых упражнений в определенной последовательности.

Детям предлагается определить неправильное произношение:

а) звуков в слогах различной структуры (открытых, закрытых, со стечением согласных);

б) звуков в словах в различной позиции (звук в начале, конце, середине слова, без стечения и со стечением согласных);

в) звуков во фразах.

Наряду с имитацией неправильного произношения логопед воспроизводит и правильное произношение звуков. Зрительное восприятие артикуляции логопеда исключается.

В качестве примера приведем упражнения по развитию способности различения дефектного и нормативного произношения:

«Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

«Как правильно сказать?». Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

«Будь внимателен». Перед ребенком раскладывают картинки (банан, альбом, клетка) и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный. Произносимые слова:

баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван, ванан и т. д.

аньбом, айбом, альмом, альбом, аньбом, авьбом, альпом, альном, аблем и т. д.

клетка, къетка, клетта, тлетка, квекта, тлекта, кветка и т. д.

2. Различение близких по звуковому составу слов

В процессе логопедической работы используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Примеры используемых игр и упражнений

«Незнайка запутался». Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).

«Придумай слово». Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

«Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф, Маша—каша, горка—норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

«Лишнее слово». Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

«Лишнее слово» (второй вариант). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак, бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

«Мое слово». Логопед предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

«Поэт». Логопед читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол поздним вечером... (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я... (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке: «До чего люблю я... (сыр, мясо, книжки)».

Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).

Опустела мостовая, и уехали... (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

«Расставь по местам». Логопед читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

Что скатали мы зимой...? Что построили с тобой...?

На крючок в реке попал...? Может все, хоть ростом мал...?

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

Я опять задачу дам — все расставить по местам:

Что стащил игривый кот...? Детям мамочка плетет...?

С гор спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед...?

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток и т.д.

2 этап. Дифференциация слогов

При развитии у детей умения дифференцировать слоги, различающиеся несколькими и одним звуком, широко используется прием повторений серий слогов с различающимися гласными и согласными звуками, с акустически далекими и акустически близкими звуками. В упражнениях используются слоги различной структуры — открытые, закрытые, без стечения согласных и со стечением согласных.

Примеры упражнений и игр

Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками.

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов).

Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости.

Повторение серий слогов с наращиванием стечения согласных звуков.

Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными.

Повторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении.

Игра «Телефон». Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например, су—су—со, па—па—са и т. д.), состоящих из звуков, не нарушенных в произношении детей на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Игра «Какой отличается?». Логопед произносит серию слогов (например, ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т. д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.

3 этап. Дифференциация звуков

Логопедическая работа по дифференциации звуков осуществляется согласно традиционной методике с уточнением произносительного и слухового образа различаемых звуков. Для дифференциации предлагаются гласные и согласные звуки (с постепенным переходом от акустически далеких к акустически близким), звуки в слогах, словах. Каждому звуку подбирается картинка-образ. Содержание упражнений может предусматривать, наряду с дифференциацией звуков, развитие слуховой памяти.

Примеры игр и упражнений

1. «Построй домик».

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

Ход игры: построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: «Л» - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».

2. «Собери цветочек».

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

Материал: предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

Ход игры: собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

3. «Солнышко».

Цель игры: закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

Материал: предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

Ход игры: педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

4. «Собери яблочки». 

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком «З», а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком «С». Подобно этой игре можно провести игры «Собери морковь», «Собери груши» и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме «Овощи-фрукты».

5. «Украсим елочку»  

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

Материал: силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – «елочные шары», на которые приклеены предметные картинки.

Ход занятия: педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

6. «Напои куклу чаем».

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

Материал: предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

Ход игры: педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком «Ж». Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

7. «Кукла наряжается». 

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

Материал: бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

Ход игры: перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

8. «Украсим комнату флажками».

Цель игры: автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

Материал: натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

Ход игры: педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

9. «Собери бусы».

Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

Цель игры: автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

Материал: длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

Ход игры: педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

10. «Сложи пирамидку». 

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

11. «Веселые матрешки».

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

12. «Сложи снежинку». 

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

13. «Подбери фигуры». 

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Материал: на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

Ход игры: строится по типу игры «Доска Сегена». Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например «Л», и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться «Украсим платье» или «Украсим кофточку».

Заключение

Проведенное исследование литературных источников по проблеме, а также изучение  фонематических расстройств у детей со стёртой  дизартрией позволило выявить  особенности фонематических функций  у дошкольников со стертой дизартрией.

Обобщая данные, можно сделать следующие выводы:

1. Изучение состояния звукопроизношения и фонематического восприятия выявило, что у детей со стёртой дизартрией часто ещё  встречаются  смешения и искажения звуков, что важно учитывать при оценке результатов исследования фонематических функций. Преобладание у детей   со стёртой дизартрией смешений звуков, близких по артикуляционным признакам, по всей видимости, обусловлено существованием нечетких артикуляторных образов смешиваемых звуков, что приводит к стиранию граней между их слуховыми дифференциальными признаками.

У дошкольников со стёртой дизартрией обнаруживаются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; твердых - мягких). При этом у большинства детей нарушение распространялось только на какую-либо пару звуков.  В некоторых случаях отмечается недостаточная четкость их произнесения. Наблюдаются выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифференциации фонем,  дети испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.

2. Дети со стёртой дизартрией недостаточно сознательно оперируют звуками, овладев некоторыми умственными действиями, они не могут осуществлять анализ слов в целом, у этих детей наблюдается недоразвитие даже элементарных форм фонематического анализа (выделение звука на фоне слова и определение 1-го и последнего звука в слове). Дети недостаточно понимают разницу между понятиями «звук» и «слог».  

3. У детей со стёртой дизартрией имеются сложности со слитным произношением слов, вслед за логопедом, который произносит их с паузами после каждого звука, а так же с произнесением звуков в заданной последовательности. При воспроизведении контура слов нарушается слоговая структура, звуконаполняемость: наблюдается перестановки слогов, звуков, замена и употребление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.

При этом наблюдается неустойчивая и слабая целенаправленность деятельности, недостаточный самоконтроль, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, неустойчивое внимание.

Специальное коррекционное воздействие научит детей со стёртой дизартрией различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко - слоговой состав слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Особенности фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией "

Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляторный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произноси...

"Коррекционная работа по формированию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное ...

Методическое пособие для учителей - логопедов на тему: " Формирование фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии"

Представлен опыт работы по формированию фонематического восприятия у детей со стертой формой дизартрии....

Статья " Фонематическое восприятие у детей со стертой дизартрией "

Данная статья расскажет об особенностях фонематического восприятия у детей со стертой дизартрией....

Основные принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье перечислены принципы работы по формированию фонематического восприятия у детей с тяжёлыми нарушениями речи....

«Возрастные ступени в работе по развитию фонематического слуха и формированию фонематическому восприятия у детей с ОВЗ в образовательной организации компенсирующего вида»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи – одна из важных задач в общей системе обучения ребенка родному языку. Теоретики логопедической науки ...