Использование массажного шарика «Су-джок» на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации и дифференциации звуков с детьми с ОВЗ
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Эта статья рекомендуется логопедам, учителям, воспитателям, родителям детей с ОВЗ. В ней описываетс практический материал по использованию массажного мячика "Су-джок" при автоматизации и дифференциации звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

шарик.jpg

Использование массажного шарика «Су-джок»

на индивидуальных логопедических занятиях

при автоматизации и дифференциации звуков

 с детьми с ОВЗ»

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцов писал: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи».

На современном этапе развития дошкольного образования одной  из актуальных задач является повышение эффективности развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. На сегодняшний день логопеды, родители, воспитатели, учителя имеют большой практический материал, который способствует эффективному речевому развитию ребенка, который можно условно разделить на две группы: помогающий непосредственному речевому развитию ребенка, и опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровье сберегающие технологии.

Перед дошкольными учреждениями стоит важная задача всестороннего развития детей, использование в работе здоровьесберегающих технологий и подготовка дошкольников к поступлению в школу. Одним из необходимых условий для реализации этих задач является чистая и грамотная речь, формирование и совершенствование мелкой моторики рук у детей, используя различные методы и приемы. И поэтому, использование массажного шарика «Су-джок» на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.

Анализ литературы, опыт работы и результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком и многое другое, выявил возможность и необходимость использования массажного шарика «Су-джок» при автоматизации заданного звука.

Су-джок терапия является и одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка, которые можно применять при автоматизации и закреплении поставленных звуков.

В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак ЧжеВу, разработавшего Су-Джок терапию («Су» по-корейски – кисть, «джок» – стопа), обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.), что является еще одним из положительных моментов для использования шарика на индивидуальных логопедических занятиях.

Главные достоинства использования массажного шарика:

  • Высокая эффективность развития мелкой моторики и закрепления поставленного звука речи.
  • Абсолютная безопасность применения
  • Универсальность метода
  • Доступность метода для каждого человека
  • Простота применения
  • Вариативность использования

Задачи:

  • Автоматизировать поставленный звук изолированно;
  • Автоматизировать поставленный звук в слогах;
  • познакомить детей с массажным шариком «Су-джок», пружинками;
  • развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость;
  • развивать координацию речи с движением, чувства ритма.

Примерные игры с массажным шариком при автоматизации и дифференциации звуков:

Автоматизация поставленного звука изолированно

Катать шарик по часовой стрелке по середине между ладошек и произносить поставленный звук. Например: звук С

Катать шарик против часовой стрелке по середине между ладошек и произносить поставленный звук. Например: звук З

Катать шарик вдоль ладошек (правая рука сверху или наоборот) и произносить поставленный звук. Например: звук Ш.

Катать шарик вдоль ладоней, при этом локти разведены в стороны, левая рука снизу ладонью вверх, а правая рука сверху, ладонью вниз, между ладонями массажный шарик и произносить поставленный звук. Например: звук Щ.

Сжимать массажный шарик правой (левой) рукой и произносить звук. Например: Ж

Накалывать по очереди пальцы рук на шипики массажного шарика и произносить поставленный звук. Например: звук Ц.

Удерживать массажный шарик тремя пальчиками каждой руки (большой, указательный, средний) и произносить поставленный звук. Например: звук Ч.

Перекидывать шарик между рук и произносить поставленный звук. Например: звук Г.

Надевать пружинку на палец и произносить протяжно поставленный звук. Например: Р.

Автоматизация поставленного звука в слогах

Сначала слоги берутся одинаковые, а потом разные. Можно использовать изолированно (прямые и обратные слоги), например: СА   СА   СА   АС   АС   АС, можно песенками: СА-СА-СА, СЫ-СЫ-СЫ и так далее.

Катать шарик по часовой стрелке по середине между ладошек и произносить поставленный звук в разных слогах. Например: слоги СА, СА, СА, СА, СО, СО, СО, СО и так далее. АС, АС, АС, ОС, ОС, ОС и так далее.

Катать шарик против часовой стрелке по середине между ладошек и произносить поставленный звук в слогах. Например: слоги ЗА, ЗА, ЗА, ЗЫ, ЗЫ, ЗЫ, ЗЭ, ЗЭ и так далее.

Катать шарик вдоль ладошек (правая рука сверху или наоборот) и произносить поставленный звук в слоге. Например: слог ША, ША, ША, АШ, АШ, АШ, АШ.

Катать шарик вдоль ладоней, при этом локти разведены в стороны, левая рука снизу ладонью вверх, а правая рука сверху, ладонью вниз, между ладонями массажный шарик и произносить поставленный звук в слоге. Например: звук ЩА.

Сжимать массажный шарик правой (левой) рукой и произносить слог с поставленным звуком. Например: ЖУ, ЖУ, ЖУ, ЖИ, ЖИ, ЖИ.

Накалывать по очереди пальцы рук на шипики массажного шарика и произносить поставленный звук в слоге. Например: слог ЦА, ЦА, ЦА, ЦУ, ЦУ, ЦУ.

Перекидывать шарик между рук и произносить поставленный звук в слоге. Например: слог ГА.

Надевать пружинку на палец и произносить протяжно поставленный звук в слоге. Например: РА.

Дифференциация поставленного звука в слогах

Катать шарик по часовой стрелке по середине между ладошек и произносить поставленные звуки в разных слогах. Например:

СА-ЗА, СА-ЗА, СА-ЗА.                    СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ…

СА-ЦА, СА-ЦА, СА-ЦА                   ЦУ-СУ, ЦУ-СУ, ЦУ-СУ…

СИ-ЗИ, СИ-ЗИ, СИ-ЗИ                     ОС-ОЦ, ОС-ОЦ, ОС-ОЦ…

СА-ША, СА-ША, СА-ША               СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ…

ЗА-ЖА, ЗА-ЖА, ЗА-ЖА                  ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ…

ША-ЖА, ША-ЖА, ША-ЖА            ЧА-ЩА, ЧА-ЩА, ЧА-ЩА…

ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ                     АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ…

ЛА-РА, ЛА-РА, ЛА-РА                    ИЛ-ИР, ИЛ-ИР, ИЛ-ИР… И ДР.

Катать шарик против часовой стрелке по середине между ладошек и произносить поставленные звуки в слогах. Пример см. выше.

Катать шарик вдоль ладошек (правая рука сверху или наоборот) и произносить поставленные звуки в слогах.

Катать шарик вдоль ладоней, при этом локти разведены в стороны, левая рука снизу ладонью вверх, а правая рука сверху, ладонью вниз, между ладонями массажный шарик и произносить поставленные звуки в слогах. Например: слоги ЧА-ЩА.

Сжимать массажный шарик правой (левой) рукой и произносить слоги с поставленными звуками.

Накалывать по очереди пальцы рук на шипики массажного шарика (шарик держит в правой руке и по очереди накалывает пальцы левой руки, затем наоборот) и произносить поставленные звуки в слоге.

Перекидывать шарик между рук и произносить поставленные звуки в слогах.

Надевать пружинку на палец и произносить протяжно поставленный звук в слоге. Например: надеваем пружину на палец и произносим  (СА), а когда снимает (ЗА).

В результате использования массажного шарика Су-Джок:

- осуществляется благоприятное воздействие на весь организм;

- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;

- развивается координация движений и мелкая моторика;

- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.

  Использование специальных комплексов разнообразных игр и упражнений наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССАЖНОГО ШАРИКА СУ-ДЖОК, ДЕТСКОГО ЭСПАНДЕРА И ПРИЩЕПОК

ЧТО ТАКОЕ СУ- ДЖОК? В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы про...

Здоровье ваших детей с использованием массажных шариков СУ- ДЖОК

Подборка детских игр с использованию массажных шариков СУ-ДЖОК...

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАССАЖНОГО ШАРИКА СУ-ДЖОК, ЭСПАНДЕРА И ПРИЩЕПОК

ЧТО ТАКОЕ СУ- ДЖОК? В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су- Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и сто...

Мастер-класс «Использование массажного шарика «су-джок» для развития речи и мелкой моторики» в рамках долгосрочного проекта по развитию речи для детей средней общеразвивающей группы

В мастер-классе описан практический опыт по использованию массажного шарика "су-джок" в работе с детьми, в котором дети с ОВЗ знакомят, учат манипулировать и придумывают сказку-путешествие с...

Картотека игровых упражнений с использованием массажных шариков Су - Джок для дошкольников

В картотеке предложены игры с массажными шариками Су-Джок в стихотворной форме....

Речевой материал с использованием массажного шарика Су-джок

Уважаемые мамы и папы! Хотите провести со своим ребенком 15 увлекательных, но очень полезных минут?! Возьмите в руки массажный шарик Су - джок и его помощницу Пружинку! Вместе с ними Вы сможете отправ...