Консультация для воспитателей "Приёмы педагогической работы по воспитанию навыков правильного произношения звуков"
консультация по логопедии

Кейлер Татьяна Алексеевна

Консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Приёмы педагогической работы

по воспитанию у детей

навыков правильного произношения звуков»

  Цели:

 -уточнить знания воспитателей о задачах воспитания звуковой культуры речи.

-познакомить с приёмами работы, направленные на      воспитание звуковой культуры речи.

Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.


Можно выделить следующие основные задачи:


1. Формирование правильного произношения звуков. 

Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица. Звуки как материальные знаки языка выполняют две функции: доведения речи до восприятия слухом и различения значимых единиц речи (морфем, слов, предложений). Интересно, что у ребенка сначала формируется речевой слух, т. е. различение звуков речи, а их произношением он овладевает позднее. Постановка правильного звукопроизношения тесно связана с выработкой лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.

2. Выработка дикции. 

Дикция — внятное, четкое произношение слов и их сочетаний. Работа над дикцией производится в соответствии с «Программой» детского сада начиная со второй младшей группы (в основном в процессе пения и чтения стихотворений), а в старшей группе выработка внятности произношения выдвигается специальной задачей занятий по развитию речи. Для ее решения в старших группах используют специальные методы и приемы обучения.


3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением. 

Своеобразие речи дошкольника, особенно младшего, диктует необходимость выдвинуть формирование правильного словопроизношения как отдельную задачу. Иногда ребенок четко произносит все звуки и имеет хорошую дикцию, но допускает ошибки в произношении отдельных слов.

4. Развитие речевого слуха и речевого дыхания. 

                Ведущим анализатором в усвоении звуковой стороны речи является слух. С развитием ребенка постепенно развиваются слуховое внимание, восприятие шумов и звуков речи. У ребенка старшего дошкольного возраста нужно развить и более высокую ступень речевого слуха — фонематическое восприятие, т. е. умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество.
               Речевое дыхание — одна из основ голосообразования и речи (речь представляет собой озвученный выдох). Задача воспитателя — помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.

                Особое внимание уделяется длительности и силе выдоха в процессе речи и бесшумному глубокому вдоху перед произнесением фразы.

Для решения многих задач звуковой культуры речи ведущими являются фронтальные формы работы.

  • В первую очередь к ним относятся занятия. 
  • Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники,  развлечения и др.
  • речевая гимнастика (1-2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2-3 раза в неделю).

Для решения вышеперечисленных задач применяются различные приёмы работы:

  • Уточнение и совершенствование движений органов речевого аппарата.

Во второй младшей группе детям рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими движениями органов артикуляционного аппарата: губы умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться вперед трубочкой; нижняя челюсть опускается и поднимается, открывая и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.

В средней группе уточняют предыдущие знания и вводят новые понятия: верхняя губа — нижняя губа, верхние зубы — нижние зубы, бугорки за верхними зубами. Уточняют движения губ, языка и учат делать язык одновременно широким и тонким.

В старшей группе закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.

В подготовительной к школе группе уточняют основные движения губ, языка, соотнося эти движения с произнесением звуков. Например: «Губы умеют улыбаться, когда мы произносим [и], умеют вытягиваться вперед трубочкой, когда мы произносим [у]», и т. д.

  • Артикуляционная гимнастика.

Показ и объяснение артикуляции  часто включается в игровой сюжет.

Можно использовать в работе следующую литературу:

Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика»

Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках»

Н. Нищева «Весёлая артикуляционная гимнастика»

Т.В. Вересова Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса.

  • Звукоподражание

Инсценировки  небольших рассказиков с использованием звуков

Например:

Девочка плачет: «А-а-а-аа-аа-а».
Мышонок смеется: «И-и-ии-ии».
Медведь сердится: «Э-э-э-э-э-э-э».
Волк зовет другого волка: «У-у-у-у-у».
Лось трубит в лесу: «О-о-о-о-о-о».
Ребенок маленький плачет: «Уа-уа-уа-уа-уа».
Дети в лесу перекликаются: «Ау-ау»   и т.д.


Чтение, драматизация рассказов, сказок с имитациями голосов животных

(В. Сутеев «Кто сказал мяу», С. Маршак «Глупый маленький мышонок»…)

  • Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов

Работа повторяется трижды: в первый раз «чистоговорки», скороговорки произносятся в замедленном темпе; во второй — в обычном темпе; в третий — убыстрение.

Сначала дается материал, содержащий наиболее лёгкие согласные звуки: п, б, м, т, д, н, к, г.

Например:

У бабы бобы, у деда дубы. 

Фаня в гостях у Вани. 
У Вани в гостях Фаня.

У пеньков опять пять опят стоят. 

Дед Данила делил дыню,
Дольку Диме, дольку Дине.

Вы малину мыли-ли?
Мыли, но не мылили.

Петя пилил пилой пень.

За гиппопотамом по пятам
Топает гиппопотам.

С детьми четвертого года жизни отрабатываются «чистоговорки»: «Посеем мак, мак; взойдет вмиг, вмиг», «Польем лютики и лилии из лейки».

С детьми пятого года жизни: «В гору — бегом, с горы — кувырком», «Машины шинами по шоссе шелестят», «Ужин нужен и жуку и ужу».

С детьми шестого года жизни отработка правильной артикуляции проводится тем же приемом игры, но в усложненной форме. Ребенку дается задание произнести одну за другой сразу несколько «чистоговорок» на разные согласные. Например: «Шла Саша по шоссе», «На шесте — дворец, во дворце — певец», «Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели».

  • Игры на развитие воздушной струи

«Подуй на султанчик»,  «Сдуй снежинку», «Помоги летать бабочке», «Футбол»

  • Дидактические игры (настольные, словесные)

Например: «Добавлялки»

(небольшие стихотворные тексты, в которых ребёнок должен добавить последний слог последнего слова.)

Плачет бедный серый кот,

У него болит жи_________!

В болоте тонет и ревёт,

Неуклюжий беге_______

Эту птицу угадай-ка,

Над волной парила чай_____

На поляне стоит домик,

Кто хозяин в доме? гно_____

А у папы для красы

Под носом пышные  у______

Меня лижет прямо в лобик

Мой щенок весёлый Бо_____

Как на занятии, так и вне занятий ведущим приемом является

- образец правильного произношения, выполнения задания, который дает педагог;

Так же активными приемами являются:

- хоровые и индивидуальные повторения;

- совместная (сопряженная) речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь – с 5 лет (незамедлительное повторение ребенком речи-образца).
-
обоснование необходимости выполнить задание педагога. Оно дается или в эмоционально-шутливой форме («Давайте поучим индюка петь веселую песенку!»), или в деловой («Надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово шофе-е-ер, шоферы, а иначе говорить просто неграмотно, некрасиво — кому же хочется попасть в смешное положение?»);

- индивидуальная мотивировка задания, индивидуальное указание перед ответом ребенка («Мне кажется, что колыбельная особенно хорошо получится у Сережи  — он умеет быть ласковым, заботливым»);
-
пример правильной речи  сверстников.

                                                       

 Подготовила: учитель-логопед Кейлер Т.А.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Консультация для педагогов на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе...

Консультация для педагогов «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков».

Программа воспитания в детском саду предусматривает развитие всех сторон устной речи: словаря, лексико-грамматического строя, звукопроизношения....