Консультация Песочные игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук
консультация по логопедии

Киселёва Элла Анатольевна

Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что на прямую связано с формированием речи, мышления, воображения, памяти.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности

 и мелкой моторики».

Подготовил учитель-логопед

 МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин

Киселева Э.А.

   Игры с песком благотворно влияют на эмоциональное состояние: успокаивают импульсивных детей, помогают раскрепостить зажатых и тревожных. Песок «заземляет» негативную энергию. Песочные игры очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений, что на прямую связано с формированием речи, мышления, воображения, памяти.

   Тактильная форма ощущений является наиболее древней. Их мы получаем через кожу: горячее-холодное, сухое-мокрое, колючее-гладкое, мягкое-твердое.

Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы двигаемся. Они помогают нам узнать, насколько  удобно мы сидим, лежим, стоим, комфортно ли при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

   Игра «Отпечатки ваших рук»

Ребенок и взрослый по очереди делают на ровной поверхности песка отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно

 задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.

  Взрослый начинает  игру, рассказывает о своих ощущениях. Ребенок, получив образец проговаривания ощущений, пробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторят эту игру. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он учится передавать свои ощущения словами.

Ребенку предлагается:

- поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные  и круговые движения (как машинки, змейки, санки);

-пройти  по проложенным трассам ладонями, оставляя на них свои следы;

- создать отпечаткам ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребер ладоней всевозможные  причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождик, травки, дерево, ежик);

-поиграть по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера.

  Эти несложные упражнения имеют большое значение для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует  эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, ребенок учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в сою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное- ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа),  у него формируется умение понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего развития навыков позитивной коммуникации.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Ребенок погружает в сухой песок кисти рук. Его напарник должен освободить их от песка, не дотрагиваясь до руки товарища. Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.

Любую игру можно предлагать в виде сказки.

Игра «Песочные загадки»

Взрослый загадывает загадку. Отгадка закопана в песке. Ребенок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «лепит отгадку» из мокрого песка.