Кинезиологические упражнения в логопедической практике.
статья по логопедии

Каспарьян Агапи Патвакановна

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции речевого недоразвития, и тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе. Кинезиологические упражнения оказывают положительное воздействие в логопедической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения в логопедической практике.

Речь – это функция мозга, это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), которые находятся в левом полушарие головного мозга.

 По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей.

В норме речевые зоны головного мозга, активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи - значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет.

В педагогической работе особое внимание уделяется сохранению и укреплению здоровья детей, а также коррекции отклонений в физическом, речевом и психическом развитии воспитанников.

Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является кинезиология. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. В прогрессивных школах всего мира в школьных расписаниях есть ежедневный урок – кинезиология.

Кинезиологические упражнения оказывают положительное воздействие и в логопедической практике, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.  

Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20–35 мин. в день. Заниматься необходимо ежедневно, в доброжелательной обстановке. Упражнения можно выполнять в любом порядке и сочетании.

Кинезиологические упражнения используются в непосредственно образовательной деятельности, на фронтальных, индивидуально-подгрупповых занятиях по развитию и коррекции речи.

Предлагаю вам выполнить некоторые упражнения:

1. Постучите каждым пальцем руки по столу под счет «1, 1-2, 1-2-3 и т.д.». Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. «Колечко»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно, последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

3. «🔻Лезгинка»

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняется смена правой и левой рук в течение 6–8 смен позиций. Добиваться высокой скорости смены положений.

4. «Кулак-ребро-ладонь»

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При затруднениях в выполнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произнося их вслух или про себя.

5. «Ухо—нос»

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. «Поза Наполеона»

Обхватываем себя руками, меняя то правую, то левую руки в верхнем и нижнем положении.

7. «Перекрестные шаги»

Благодаря этим упражнениям одновременно активизируются обширные зоны обоих полушарий мозга. Мозг переключается в интегрированный режим работы, что помогает активизироваться для выполнения любой деятельности, быстрее в нее включиться. Можно выполнять сидя или стоя.

8. Зеркальное рисование. Положить на стол чистый лист бумаги. Попросить ребенка взять в обе руки по карандашу или фломастеру. Попросить его рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы (по предложенному образцу).

Проводя занятия с детьми в игровой форме, мы вызываем интерес к учебной деятельности и добиваемся положительной динамики в коррекции речевого недоразвития, тем самым помогая детям подготовиться к дальнейшему обучению в школе.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Сказка» пгт. Джубга

муниципального образования Туапсинский район

Кинезиологические упражнения в логопедической практике

Подготовила учитель-логопед:

А.П. Каспарьян


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биоэнергопластика и кинезиологические упражнения в логопедической работе с детьми .

Кинезиология – это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т.е. путём физической активности.В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом на...

Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях..

Цель кинезиологических упражнений в развитии дошкольников....

Кинезиологические упражнения в логопедической работе

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...

"Кинезиологические упражнения в логопедической работе ("Гимнастика мозга")"

В методической разработке дается представление о развитии речи через движение. Подобран и адаптирован комплекс упражнений для работы с детьми с ТМНР....

Презентация "Кинезиологические упражнения на логопедических занятиях"

Кинезиологические упражнения - это специально организованные движения для оптимизации деятельности мозга и тела....

Кинезиологические упражнения в логопедической работе по развитию и коррекции устной речи детей старшего дошкольного возраста

Практическая значимость использования кинезиологических упражнений состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкол...

Кинезиологические упражнения в логопедической практике.

Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...