Конспект занятия в логопедической группе по теме Наша улица, Транспорт
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Носенко Людмила Александровна

Цели: активизация и актуализация словаря по теме транспорт. Закрепление навыка употребления слов - антонимов. Согласование притяжательных местоимений мой моя с существительными.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в логопедической группе по теме : Наша улица. Транспорт.

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализации словаря по теме «Транспорт». Закрепление навыка употребление слов – антонимов. ( быстро- медленно, далеко – близко). Согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие святой речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, дыхания, мышления, обшей. Артикуляционной  моторики и координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание  самостоятельности,  инициативности, доброжелательности, навыков сотрудничества.

Оборудование. Наборное полотно, магнитная доска, предметные картинки с изображением транспорта.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Отгадываем загадки.

  • Мчусь, держась за провода. Не заблужусь я никогда. (Троллейбус)
  • Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. А груз и людей везет. (Самолет)
  • Что за чудо синий дом, окна чистые кругом.
    Носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)
  • Надеваем обувь резиновую, кормим водой и бензином. (Автомобиль)
  • Без разгона ввысь взлетаю, стрекозу напоминаю.
    Отправляется в полет наш красивый... (Самолет)
  • Железные избушки прицеплены друг к дружке. Одна из них с трубой, ведет всех за собой. (Поезд)

Все отгадки выставляются на доску. Логопед объясняет, что все это одним словом называется транспорт. Он нам нужен для того, чтобы ездить и перевозить грузы. Логопед просит назвать виды транспорта, картинок которых нет на доске (трамвай, катер, лодка, пароход, грузовик и т.д.).

2. Развитие памяти. Игра «Назови и запомни». На доске 7—8 картинок, изображающих транспорт. Логопед называет 5 из них. Ребенок должен перечислить только названные.

3. Формирование обобщающего понятия. Игра «Путаница». Разбор транспорта по видам. На доске черный, синий, голубой флажки. Детям предлагается отобрать картинки с воздушным видом транспорта и поставить их к голубому флажку, картинки с водным транспортом — к синему, а с наземным транспортом — к черному.

Воздушный — самолеты, вертолеты, ракеты.
Водный — катера, лодки, пароходы, корабли, теплоходы.
Наземный — автобусы, троллейбусы, трамваи, легковые автомобили, грузовики, мотоциклы и другие.

«На земле, воздухе и воде служит транспорт одному важному делу — перевозит людей и грузы. По рекам, через моря и океаны грузовые корабли везут лес и игрушки, машины и лекарства, все, что требуется в разных уголках нашей планеты. На кораблях, пассажирских лайнерах плывут туристы, любители дальних путешествий. А если людей и грузы надо доставить быстрее, то в этом помогут самолеты: пассажирские и грузовые. Один самолет может вместить людей больше, чем 5 автобусов. А есть еще гидросамолеты. Они садятся прямо на воду. Эти самолеты выручают людей из беды за сотни километров до берега...»

4.Упражнения для щек и губ

Пыхтит паровоз.

Укрепление губ при беззвучном произнесении согласного звука п-п-п-п-п. Темп произнесения то убыстрять, то замедлять.

Лодочка качается на волнах.

Поставить указательные пальцы к уголкам губ. Медленно поднимать и опускать уголки губ сначала с помощью пальцев, затем без их помощи.

Шторм на море.

Поставить три пальца к уголкам губ. Приподнимать и спускать уголки губ, одновременно поднимая щеки.

Гребем веслом.

Перемещать язык из одного угла рта в другой.

Упражнения для языка

Лодочка. 

Рот открыт. Язык высунуть «лодочкой» («желобком»), держать неподвижно. Губы то широко раскрывать («оскал»), то касаться ими «желобка».

Гудит пароход.

Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка опустить вниз и оттянуть назад, спинку выгнуть. Длительно произносить звук ы. Следить, чтобы челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы, кончик языка был опущен и находился в глубине рта. Спинка языка все время должна быть выгнута.

5.Развитие речевого дыхания и голоса

Прокололась шина у машины.

Произнесение звука ш-ш-ш.

Насос.

Произнесение звука с-с-с-с.

Машины  едут  по мокрой  мостовой.

 Произнесение слогов:  «Ша-шу-ши-шо».

Гудит поезд.

Произнесение слога ту на одном выдохе:  «Ту-ту-ту-ту».

Сигналит машина.

Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би».

6. Игра «Скажи наоборот».

Пешком идти медленно, а на машине ехать быстро и т.д.

7. Физкультурная пауза «Машины». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

8. Согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными.

Дети выбирают предметные картинки и составляют предложение.

Моя машина

Мой самолет

Мой грузовик

Моя лодка

Мой вертолет

9.Итог занятия:

Ответить на вопросы:

а) Кто чем управляет ?

паровозом, теплоходом - машинист самолетом- летчик

пароходом, теплоходом- капитан автобусом , машиной

шофер, водитель трамваем – вагоновожатый

б) На чем мы едем по  земле ?

 На чем мы летаем по воздуху?

 На чем мы плаваем по воде ?

в) Мы плывем ( где ?)- по воде.

Мы летим (где ?) -по воздуху.

Мы едем (где ? ) -по дороге.