Нейролингвистический подход в развитии речи у дошкоьников с ОНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

В статье раскрыта актуальность использования нейролингвистического подхода в развитии речи у дошкольников с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей с ОНР

Нейролингвистика — это наука, изучающая функционирование отделов головного мозга, связанных с речевой деятельностью человека. Нейролингвистика — это научная дисциплина, тесно связанная с психологией, неврологией, лингвистикой. Психолингвистика — это комплексная наука, относящаяся и к психологическим, и к лингвистическим дисциплинам. Эти две науки идут рядом, решая общие проблемы. Нейро – означает, что структура наших переживаний и мыслей выражается в телесных проявлениях (жестах, движениях тела, глаз, головы, дыхании, интонациях, скорости, громкости и тональностях речи), наблюдая и изменяя которые, мы можем оказывать влияние на наши субъективные переживания. 
Лингвистическое – подчеркивает, что наши внутренние переживания также выражаются и находят свое проявление в речи.

  Нейролингвистика занимается исследованием человеческого мозга и дает ответы на вопросы:

  • какие участки мозга отвечают за языковую способность;
  • как работает нервная система в процессе речевой деятельности;
  • какую роль в формировании речи играют правое и левое полушарие;
  • как влияют на речь локальные поражения головного мозга.

  Речь представляет собой сложную совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместной деятельности различных стволово-подкорковых и корковых участков головного мозга. Для формирования речевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного,  кинестетического анализаторов и определённый уровень зрелости нервной системы. Возможности ребёнка определяются в речевой деятельности зависимости от доминантности полушария, каналов восприятия информации. 

Каналы восприятия информации:
-
Визуальный - зрительный (зрительные образы, картины, свет и цвет).
-  
Аудиальный - слуховой (слуховые образы, звуки, интонации, музыка).
-  
Кинестетический - чувственный (внутренние ощущения, прикосновения, кожное и мышечное чувство).

По типу восприятия информации люди делятся на 3 категории:

Визуалы – люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.

Аудиалы – те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики – люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Правополушарные дети по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие), кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие. Для визуалов информацию нужно представлять в картинках, таблицах, схемах. Кинестетики лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (лепка, рисование, конструирование, аппликация). У таких детей чаще бывает задержка речевого развития, нечеткая артикуляция, нарушение отдельных звуков.

Левополушарные дети являются аудиалами (слуховое восприятие). У таких детей наблюдается раннее развитие речи; отчётливая артикуляция; правильный грамматический строй речи.

Визуалы - самая распространенная группа детей. Влияние телевидения, компьютерных игр, видеофильмов, отсутствие традиций семейного чтения книг и сказок приводит к возрастанию количества детей, у которых в значительной мере развивается зрительный канал восприятия, при низком уровне развития слухового канала восприятия. Дошкольник - визуал при восприятии информации больше полагается на зрительные ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. Если малышу предложить новую игрушку, он сначала внимательно рассмотрит ее со всех сторон. Дети-визуалы любят лепить, рисовать, вырезать, складывать пазлы. Их занятия и игры включают в себя взаимодействие глаз и рук. Такие детки предпочитают рассматривать картинки в книжке, чем слушать сказку (например, на аудио кассете или в исполнении мамы). Малыш-визуал первым делом запомнит и расскажет, у кого на площадке была самая яркая игрушка. В общении со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом идет на контакт (совместную игру), может подолгу играть один.  Дошкольник-аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Такие малыши любят слушать музыку, сказки на аудио, вести разговоры - обсуждать, доказывать. Придумывает различные сказки, игры. Умеет убеждать, уговаривать. Но в подвижных играх участвовать не любит. Дети-аудиалы очень общительны. Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость. Маленький кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений. У него хорошо развита моторика, он очень много двигается, обычно рано начинает ходить, ему трудно усидеть на одном месте, долго заниматься одним делом. Малыш-кинестетик любит все трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения. Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику, а вот в глаза смотрят редко. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту. Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками».

   Почему возрастает актуальность использования нейролингвистического подхода актуально в работе с детьми дошкольного возраста?

- учет «зоны ближайшего развития» в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте; 

 - недостаточное развитие слухового канала восприятия у дошкольников;

- значение слухового канала восприятия в формировании звукопроизносительной стороны речи, фонематических процессов;

- значение слухового канала восприятия при усвоении словесных инструкций, объяснения учителя;

- предупреждение трудностей школьного обучения;

- формирование готовности к овладению чтением и письмом.

  Повышению результативности коррекционно-развивающей деятельности способствует использование технологий, методик, направленных на гармоничное развитие полушарий головного мозга, межполушарного взаимодействия. Существует тесная связь сенсорной сферы с процессом речевого развития. К функциональной системе речи имеют отношение различные анализаторы , в первую очередь двигательный, слуховой и зрительный. Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонематического слуха и механизма звукопроизношения, совершается на основе подражания. Развитие фонематического слуха и формирование речеслуховых представлений, основано на слуховом восприятии, а формирование речедви–гательных образов (артикуляции звуков речи), базируется не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии.

Полисенсорный подход в преодолении речевых нарушений у дошкольников с ОНР позволяет повысить результативность коррекционно-развивающей деятельности. Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств. При обучении языковым формам на основе полисенсорного подхода, используятся все три сенсорные системы восприятия (ВАК) – визуальный,  аудиальный, кинестетический: вижу – слышу – чувствую. Использование полисенсорного подхода в образовательной деятельности позволяет облегчить процесс восприятия и запоминания нового материала, ускорить его закрепление, автоматизацию навыков и добиться хорошей динамики в преодолении речевых нарушений. Важно учитывать, через какой канал общение с ребенком может идти наиболее эффективно, а какие каналы, наоборот, будут малоэффективны, но в процессе коррекционно-развивающей деятельности развивать все каналы восприятия. С позиции нейролингвистического подхода , определив один из наиболее приоритетных типов восприятия конкретного ребенка, можно путём подстройки целенаправленно обучать ребенка с ОВЗ. Совершенствование системы обучения требует внедрения в практику работы учителя-логопеда технологий и методик, направленных на создание каждому ребёнку адекватных условий для его полноценного развития, индивидуализировать обучение.

Таким образом, нейролингвистический подход в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР позволяет  мобилизовать скрытые резервы работы головного мозга, развивать оба полушария головного мозга и речемыслительную деятельность.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Стёртая дизартрия у детей. М., 2008.
  2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии. М., 2008.
  3. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
  4. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Р-на-Д., 2003.
  5. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие"Речевое развитие старших дошкоьников,через дидактическую игру экологического характера".

Этим пособием я пользовалась в логопедической старше, подготовительной группе . Данная подбарка игр очень хорошо помогает в работе с детьми нуждающимся в логопедической помощи....

Использоание мультимедийных технологий в образовании дошкоьников

Актуальность внедрения информационных технологий в организацию педпроцесса,  обусловлена необходимостью повышения качества воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.Важная роль информационных...

Игры для дошкоьников

Игры в адаптационный период для детей двух, трех лет....

Использование приемов нейролингвистического программирования в работе учителя-логопеда

НЛП в работе учителя-логопеда;определение ведущей модальности;полисенсорное обучение....

Прогулка в жизни дошкоьников

Выступление на тему прогулка в жизни дошкольников...

Приемы нейролингвистического программирования в преодолении дисграфии у детей с ЗПР

К традиционным направлениям логопедической работы по преодолению дисграфии у дошкольников с ЗПР относится, прежде всего, совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизнош...