Приемы нейролингвистического программирования в преодолении дисграфии у детей с ЗПР
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Яковлева Галина Михайловна

К традиционным направлениям логопедической работы по преодолению дисграфии у дошкольников с ЗПР относится, прежде всего, совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения и закрепление правильных звукобуквенных связей; развитие лексики и совершенствование грамматического оформления речи; формирование у детей представлений о слове, звуке, слоге, предложении, формирование навыков языкового анализа и синтеза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы нейролингвистического программирования в преодолении дисграфии у детей с ЗПР

К традиционным направлениям логопедической работы по преодолению дисграфии у дошкольников с ЗПР относится, прежде всего, совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения и закрепление правильных звукобуквенных связей; развитие лексики и совершенствование грамматического оформления речи; формирование у детей представлений о слове, звуке, слоге, предложении, формирование навыков языкового анализа и синтеза.

Коррекционную работу надо направить на оптимизацию письма, как вида психической деятельности и совершенствование графомоторного навыка.  В рамках этих направлений логопедам приходиться решать такие задачи, как формирование мотивации к овладению правильным письмом, развитие когнитивных функций и произвольной саморегуляции, формирование самоконтроля при письме.

  1. Формирование мотивации.

Одной из самых сложных задач этого направления работы логопеда является формирование у детей с ЗПР мотивов как к участию  в коррекционных занятиях, так и к письменной деятельности.широкое использование игр и занимательных приемов на занятиях не только предупредит появление у ребенка ощущения скуки, но и будет способствовать возбуждению интеллектуальных эмоций: удивления, новизны, сомнения, достижения. Оптимальные для ребенка темп и содержательная насыщенность занятий, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая и доступная помощь логопеда при  затруднениях, ситуации успеха-все это формирует оптимистический настрой на преодоление трудностей в письме, чувство радости, уверенность в себе и удовлетворение от работы.

 Однако в работе не следует забывать о значении смысловой мотивации ребенка к участию в совместной с логопедом деятельности.при формировании осознаваемой потребности ребенка научиться хорошо писать можно использовать приемы нейролингвистического программирования (НЛП). Для этого важно узнать, есть ли у ребенка какие-либо положительные ожидания от занятий, цель его участия в занятиях. Если таковых нет или ребенок не в силахих сформулировать, ему нужно помочь. Хорошо сформулированная, как бы прочувствованная с помощью разных способов восприятия (зрения, слуха, ощущений) цель, будет способствовать повышению эффективности занятий.

Для решения этой задачи рекомендуется использовать упражнения, способствующие восприятию сенсорно основанной цели, то есть выверенной в категориях сенсорного опыта: вижу, слышу, чувствую.

  1. Формирование когнитивных функций и произвольной саморегуляции.

Полноценность любой интеллектуальной деятельности, в том числе и письма, обеспечивается сформированностью восприятия, произвольного внимания, слухоречевой,  зрительной памяти, мышления.

Эффективным является корректное включение в систему логопедических занятий методов и упражнений из современных нейропсихологических методик  и технологий нейролингвистического программирования. Для этого логопеду следует ознакомиться с этими методиками, продумать, каким образом и в каком объеме следует сочетать в структуре занятий традиционно логопедические и психологические методы воздействия.

  1. Формирование самоконтроля при письме.

Несформированность самоконтроля разной степени выраженности характерна для большинства детей с ЗПР. Ошибки, обусловленные низким самоконтролем, трудно отличить от дисграфических.

Отличительной особенностью детей с низким самоконтролем является резко выраженная недостаточность произвольного внимания. Необходимо формировать контроль при письме с помощью одного из учебных действий- проверки ошибок в записи символов звуков, потом букв, слогов, слов, предложений, текстов.

Осознание ошибок  является важной задачей коррекции письменной деятельности у детей с ЗПР!

        Литература:

Современный логопедический урок. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова.-Волгоград: Учитель, 2011.-231 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы преодоления капризов у детей.

1. Ребенка можно успокоить, если отвлечь его внимание. Попробуйте «сыграть» в отвлечение. Сделайте вид, что заинтересовались чем-то неожиданным, интересным. Хорошо, если это будет действительно ч...

Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников

В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников....

Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии

Приемы и методы устранения оптической дисграфии и дислексии...

Использование приемов нейролингвистического программирования в работе учителя-логопеда

НЛП в работе учителя-логопеда;определение ведущей модальности;полисенсорное обучение....

Игры по преодолению дисграфии

Цель игр: развитие фонематического восприятия, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие внимания. Профилактика дисграфии....

Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи

Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...