Игры по преодолению дисграфии
картотека по логопедии

Деркач Наталия Андревна

Цель игр: развитие фонематического восприятия, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие внимания. Профилактика дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_po_disgrafii.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. "Незнайка с кармашком".

Цель: развитие ФВ, совершенствование звукобуквенного и слогового анализа слов, развитие внимания. Профилактика дисграфии.

Ход игры

I вариант. В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.).

П вариант. В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме .

Количество играющих: 1 и более человек.

2. "Телевизор".

Цель: развивать ФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

Ход игры

На экране телевизора прячется слово или картинка. На наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву (или звук) спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым (или последним, или третьим и т.д.) буквам (звукам) слов на картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора открывается.

Например:

I вариант (по первым буквам): спрятанное слово (месяц) изображено картинкой. На доске картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля. (Отгаданное слово записать буквами.)

П вариант (по первым звукам): спрятанное слово (месяц) записано буквами. На наборном полотне картинки: медведь, экскаватор, семёрка (семь), индюк, цапля. (Обязательно соотнести, как отгаданное слово слышится и как пишется. Почему?)

Количество играющих: от 1 и более человек.

3. "Рассели животных".

Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух.

Ход игры

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями. (Обязательно включать лишние слова со сходными звуками.)

Например: Домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: СОБАКА, ЦАПЛЯ, ЛЯГУШКА, ЦЫПЛЕНОК, СИНИЦА, МИШКА, МЫШКА, КУРИЦА, КОШКА, ЩЕНОК. Предварительно, все слова проговариваются.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

4. "Собери цветок".

Цель: дифференциация оппозиционных звуков, развитие фонематического слуха и аналитико-синтетической речевой деятельности у учащихся.

Ход игры

На столе лежит "серединка" цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются "цветочные лепестки", на которых нарисованы картинки (или слова) со звуками [с, з, ц, ш]. Надо среди этих картинно-"лепестков" выбрать те, где есть звук [с].

Количество играющих: l–3 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

5.. "Рыбалка".

Цель: развивать ФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

Ход игры

Дается установка: "Поймать слова со звуком [л]" (и другими).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце "лески" и начинает "ловить" нужные картинки со скрепками. "Пойманную рыбку" ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Количество играющих: 1 и более человек.

6. "Собери букет".

Цель: развитие фонематического слуха, дифференциация звуков [р-л], упражнять детей в различении основных и оттеночных цветов.

Ход игры

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: "Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [ л ], а в какую со звуком [р]. (розовая - [р], голубая - [л]). Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, коричневого, фиолетового, оранжевого, малинового и т. д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться.

Количество играющих: 1-2 человека (или весь класс, поделенный на 2 команды).

7. "Почта".

Цель: упражнять детей в различении слов со сходными звуками, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы (звука). Расширять объем словаря, закреплять правописание слов, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

Ход игры

Вывешиваются два-три “почтовых ящика” с обозначением букв, дифференцируемых звуков (парные согласные, сходные согласные с-ш, з-ж, ш-щ, ч-ц, м-н, л-р, безударные гласные а-о, и-е-я, ь-ъ, ь - отсутствие ь, и пр.). У учащихся – “письма-слова” с соответственно пропущенными буквами или “письма-картинки” с соответствующими звуками. Дети должны разложить “письма” в нужные ящики. По окончанию работы “почтальоны” проверяют правильность выполнения работы.

Количество играющих: 1-3 человека и более (весь класс).

8. "Найди ошибку".

Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа слов, развивать ФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

Ход игры: Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающихся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть.

Количество играющих: 1-4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).

9. "Речевое лото".

Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с заданным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

Ход игры

Детям раздаются карты с изображением 6-ти картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: "У кого есть это слово?" Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок

Количество играющих: 1-18 человек (можно играть парами или группами).

10. Лото "Читаем сами".

Цель: развивать фонематическое и зрительное восприятие, развивать звуко - буквенный анализ слов, учить различать гласные и согласные, дифференцировать твердые и мягкие согласные. Профилактика дисграфии, обусловленной ФФН, развитие скорости чтения.

Ход игры

I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6 слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: "У кого из ребят написано название картинки? (У кого слово?)". Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

П вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Количество играющих: 1-8 человек (можно играть группами).

11. "Найди слова в слове".

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого звука. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры

На доске вывешивается картинка с исходным словом, дети записывают его в тетрадь буквами). Дается установка: "Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них новые слова и запишите их ".

Количество играющих: 1-3 человека и более.

12. "Математическая грамматика".

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ("+", "-") И при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА=? (столица).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

13. "Допиши словечко".

Цель: автоматизация звуков, развитие ФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

Ход игры

На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше, видно все с высокой __________(крыши).

Количество играющих: 1-2 человека и более.

14. "Занимательная грамматика".

Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

Ход игры: Сложить слово из двух слов:

Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда. Например:

1) Первый слог - наименьшее трехзначное число.

Второй слог - обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе. Вместе - главный город страны. (Cтолица)

2) Первый слог - личное местоимение. Второй слог - тоже личное местоимение. Вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).

Игры по профилактике дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза.

1. «Крайние звуки»

Цель: развивать фонематические представления, простые формы фонематического анализа.

Ход игры:  Дети должны записать слова в тетрадях, звучание которых начинается, заканчивается  на заданный звук. Слова подбираются по определённым лексическим темам.

Образец. Ш: шуба, шапка, шарф, шорты

П: платье, платок, плащ

С: сапоги, сабо, сандалии.

2. «Покажи правильно»

Цель: развивать фонематическое восприятие и фонематические представления. Дифференциация звонких и глухих звуков.

Ход игры:  Дети должны движением руки определить различие звуков. Дети ставят локти на стол. При произнесении звонких согласных звуков, а  также слогов и слов, содержащих звонкие согласные, пальцы рук напрягаются  и шевелятся. При произнесении глухих согласных кисти висят расслаблено.

3.«Весёлые нотки»

Ход игры: Придумать слова, которые начинались слогами из двух звуков, а  заканчивались названием музыкальных нот: …-до, … - ре, …- ми, … - фа, … -соль, … - ля, … -си.

4. «Кто последний?»

Педагог называет первый слог. Дети добавляют один – два слога. Выигрывает тот, кто образует последнее слово, например:

- со слога БА начинаются слова: банка, банька, банан, барабан, баран, бабочка, батон;

- со слога БУ начинаются слова: бумага, букашка, бутон, будильник, булавка, Буратино;

- со слога ВО начинаются слова: воробей, ворона, восток.

5. «Слоговая арифметика».

Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительное внимание и зрительную память, обогащать словарный запас и развивать мыслительную деятельность.

Ход игры: Показать детям слова, которые нужно соединить в одно целое; изъять из состава слова слог или целое слово.


Сложение.

  1. Бой + кость = ?
  2. Пас + порт = ?
  3. воз+ дух= ?
  4. вес+ на= ?
  5. бал+ кон = ?
  6. буй+ вол= ?
  7. мышь+ як= ?
  8. стол+ яр= ?
  9. яр+ кий = ?
  10. вяз+ кий = ?
  11. вино+ град= ?
  12. сено+ вал= ?
  13. кипа+ рис= ?
  14. маска+ рад= ?
  15. баран+ ка= ?
  16. пол+ А= ?

Вычитание.

  1. Баранка – ка = ?
  2. полка– ка = ?
  3. мышьяк–як= ?
  4. буйвол–вол= ?
  5. кот + ёлка -ка = ?
  6. закон– кон + бор = ?
  7. зубр +ёж -ка = ?
  8. липа –па +за = ?

6. "Найди слова в слове".

Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов, понимание словообразующей роли каждого звука. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

Ход игры

На доске вывешивается картинка с исходным словом, дети записывают его в тетрадь буквами). Дается установка: "Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них новые слова и запишите их ".

Количество играющих: 1-3 человека и более.

7. "Математическая грамматика".

Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

Ход игры:

Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке ("+", "-") И при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА=? (столица).

8. "Занимательная грамматика".

Цель: закрепление фонетического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения и словообразования, развитие ФВ и профилактика дисграфии.

Ход игры: Сложить слово из двух слов:

Слова - слагаемые, составляющие слоги, зашифрованы по принципу кроссворда. Например:

1) Первый слог - наименьшее трехзначное число.

Второй слог - обозначает часть головы человека, где находятся глаза, рот, нос, только во множественном числе. Вместе - главный город страны. (Cтолица)

2) Первый слог - личное местоимение. Второй слог - тоже личное местоимение. Вместе обозначают то, что мешает движению на дорогах (ямы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

Зрительное восприятие- дидактические игры для профилактики дисграфии

«Фигурные таблицы»           Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ре...

Зрительное восприятие- дидактические игры для профилактики дисграфии

«Фигурные таблицы»           Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ре...

Виды и пути преодоления дисграфии у младших школьников

В данной статье вы найдете для себя упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников....

Игры для профилактики дисграфии

Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии....

Приемы нейролингвистического программирования в преодолении дисграфии у детей с ЗПР

К традиционным направлениям логопедической работы по преодолению дисграфии у дошкольников с ЗПР относится, прежде всего, совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизнош...