Главные вкладки

    Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"
    материал по логопедии на тему

    Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statistika_pokazyvaet.docx24.37 КБ

    Предварительный просмотр:

       Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей  с общим недоразвитием речи.

    Анализ наиболее характерных дисграфических нарушений у дошкольников с ОНР показывает  что чаще всего у детей наблюдаются ошибки в виде:

    -  зеркального написания букв, смешения графически сходных букв;

     - ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка   (шапка);

     - ошибки в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, определении мягкости, твёрдости, глухости звонкости;

    - ошибки на уровне, слога, слова,  предложения и текста;

    - ошибки, вызванные несформированностью  лексико – грамматических категорий.

    Для предупреждения и коррекции данного вида ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. При работе с детьми мы использовали различные методы и приёмы. Дидактические игры,  упражнения, компьютерные и МИМИО презентации подбираются к каждой лексической теме.

    Для профилактики акустико  -  аграмматической дисграфии мы использовали игры, направленные на дифференциацию букв и звуков, смешиваемых в произношении, например:

    -  «Одень Соню и Шуру». - Одежду в названии которой есть звук «С» предлагаем  Соне, а звук «Ш» Шуре.

    - « Припомни и назови друзей зайца и жирафа из зоопарка». Животные, в названии которых слышится звук «З»- друзья зайца, «Ж» - жирафа.

    Также эти  игры позволяют  расширить словарный запас по теме «Одежда», «Животные». Сначала игры проводятся с опорой на иллюстративный материал, а потом и без него.

    Формированию фонематического восприятия и слуховой дифференциации способствуют задания:

    - «Найди слова с определённым звуком в предложении»,

    -  « Вспомни и назови цвет каждой дощечки забора». Выдели звуки  Р-Л.  (красный, жёлтый, зелёный, оранжевый, розовый… )

    - «Из стихотворения выдели слова с заданным звуком».

    - «Светофор».- Если в слове дети слышат твёрдый согласный звук, то поднимают синий светофор ,если мягкий – зелёный.

    - «Используются настольно- печатные игры, например,  игры из серии:

    «Дин-Дон» - закрепляющие знания о том, что в русском языке все согласные звуки делятся  на твёрдые и мягкие.

     «Звонкий глухой»-  способствующие развитию фонематического слуха, увеличению объёма внимания, памяти, расширяющие словарный запас.

    Специально подобранные упражнения помогают логопеду развить у детей :

    - зрительное восприятие  ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов )

    - «Что бывает такого цвета?» - Ребёнок подбирает картинки к данному фону.

    - «Найди животное» - игра знакомит не только с особенностями внешнего вида животных, но и учит находить целое изображение по фрагментам, развивает внимание, наблюдательность,  память и мышление.

    -  «Соедини предметы  линиями» -  так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета». Например: туфли и шляпа – красного цвета.

    - Буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв)

    – «Найди буквы  А – О,  С – Е среди букв».

    - «Положи (запиши )  рядом с  каждым предметом ту букву на которую он похож». Например:  пуговица – О, ветка – У.

    - Объём зрительной памяти (зрительный мнезис: запоминание формы, цвета,  последовательности и количества букв и предметов) мы  формируем с  помощью настольно-  печатных  игр:

    -  «Что есть что?» - игра учит находить изображение предмета по контуру, выделять фигуру из набора линий.

     - «Картинка в картинке» - помогает развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление. Ребёнок сначала выкладывает отдельные предметы, состоящие из нескольких карточек, затем эти отдельные предметы собирает в большую картину.

     -  Дидактические игры: « Составь слово из букв»,  

    - « Пройди лабиринт вместе с Буратино и его друзьями».  Прочитай текст, записанный на дорожках (для читающих детей), обведи буквы  А- О, С – Е.

    - Пространственное восприятие и представление развивают такие задания как:

    - « Скажи, сколько звездолётов летит направо, налево, вверх,  вниз?»,  позволяющие не только ориентироваться на листе бумаги, но и согласовывать им. существительные с числительными.

    -  «Какая машина едет к домику, а какая от домика?»,

    -  «Дорисуй на картинке то, что забыл художник».

    - «Подбери по контуру» - игра развивает не только зрительное восприятие, но и умение классифицировать предметы, называя обобщающее слово.

    Предупреждению нарушений языкового анализа и синтеза помогают следующие приёмы:

     - «Придумай предложение по сюжетной картинке с определённым количеством слов».

    - «Составь предложения с предлогом».

    - «Сочини сказку»- дети друг за другом составляют предложения на заданный сюжет, выбирают самое короткое и самое длинное предложение, делают его разбор.

    - «Речевая тропинка»-  не только учит составлять вопросительные восклицательные предложения, но и развивает внимание и память.

    - «Выдели предложения из текста с определённым количеством слов». Использование данных игр не только совершенствует синтаксическую сторону речи, но и позволяет развивать связную речь.

    Для работы со слогом мы использовали  настольно-печатные игры:

    - «Слоговое лото» - с помощью этой игры детей можно научить выделять из слова первые, вторые, третьи слоги, читать слоги различной структуры: Г, СГ, СГС, ГС, - а также читать слова из трёх слогов.

     «Слоговое домино» -  способствует  формированию у детей первоначального навыка слогового чтения двусложных и трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (СГ).

     «Слоговые кубики» - на начальном этапе обучения чтению кубики помогают детям отра -ботать  навык слогового чтения, развить пространственное и логическое мышление, расширить словарный запас повысить познавательную активность.  

    А также дидактические игры:

    - «Посели зверя в домик» - сколько слогов в названии животного, столько окошек в его домике.

    - «Вылечи словечко» - у ребёнка карточка с картинками написанными под ними слогами, например – САНИ, ЛИСА,   ребёнок должен посмотреть на картинку и поставить слог  СА в начало или конец слова.

    Фонематический анализ является наиболее сложной формой языкового анализа, в связи с этим работа проводилась в следующей последовательности:

     - выделение звука на фоне слова (определение его наличия или отсутствия):

    - «Назови гласный, согласный звук в слове»

     - « Разложи картинки под гласными, согласными».

    - Вычленение звука из начала и конца слова, определение места звука в слове (начало, середина или конец слова):

     « Сложи слово» - пазлы. Игра позволяет  составить слово; определить гласную,  первую   последнюю согласную букву  в слове; определить место буквы в слове.

    - «Гусенички» - пособие предназначено для развития фонематического анализа и синтеза. Можно предложить детям подобрать схему слова к картинке, а потом иллюстративный материал убрать.

     - « Звуковые замки» -   дети закрепляют понятия гласных, твёрдых и мягких согласных звуков в слове.

     -  Определение последовательности и количества звуков в слове:

      - «Сосчитай сколько букв  в  слове».  

       «Слова читай буквы, вставляй». Эта игра также помогает детям совершенствовать навыки чтения.

    Несформированность  лексико – грамматического строя речи способствует появлению аграмматической дисграфии.  Для  формирования лексико – грамматического строя речи мы использовали  задания

    - «Сосчитай предметы» (1,5, 9)

    - «Закончи предложение, изменяя слово – вода, снеговик…

    - «Составь пословицы из перепутанных слов, объясни их смысл».

    - «Помоги Незнайке вставить в рассказ слова, отвечающие на  вопрос  – КАКОЙ, КАКАЯ, КАКИЕ?  ЧТО ДЕЛАЮТ?

     Настольно- печатные игры:

    -  «Маленькие слова» -  эта игра помогает детям научиться понимать пространственное значение предлогов, сформировать представление о предлоге как об отдельном слове, научиться составлять предложения по картинке, а потом без неё, способствует развитию связной речи.

    - «Маруся» - это многофункциональное пособие  способствует развитию у детей лексико-грамматических навыков по темам САД, ОГОРОД, ОВОЩИ, ФРУКТЫ. Помогает формировать навыки словообразования:  образование им. существительных с уменьшительно-ласкательными  суффиксами; притяжательных прилагательных (Машино ведро); образование относительных прилагательных (сок из яблок – яблочный); образование приставочных глаголов (сажает – пересаживает); образование глаголов совершенного вида (копает- выкопала). Совершенствует навыки словоизменения: употребление им. существительных в именительном падеже единственного и множественного числа; употребление существительных в родительном падеже множественного числа; согласования прилагательных с существительными в роде и числе. Развивать связную речь, укреплять мелкую моторику.

    Коррекционная работа по профилактике дисграфии также оказывает благотворное влияние на развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания.

    Таким образом, систематически проводимая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи, позволяет надеяться, что дети,  выпущенные из детского сада не будут испытывать серьёзных трудностей  в овладении школьной программой и отставать от сверстников имеющих нормальное речевое развития.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

    Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овладевает кажд...

    Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

    Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

    Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

    В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

    Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"

    Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....

    Профилактика дисграфии у дошкольников

    Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....

    Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

    Конспект непосредственно -  образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Физическая культура» в  подготовительной к школе группе для детей с ...

    Профилактика дисграфии у дошкольников

    В этой статье можно познакомиться с причинами возникнавения дисграфии, формами дисграфии, профилактикой дисграфии....