Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"
консультация по логопедии по теме

Горская Алла Григорьевна

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komentarii_k_slaydam_-disgrafiya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление - презентация на тему

«Дисграфия».

Учителя логопеда

Горской Аллы Григорьевны 

Виды дисграфии.

1. слайд:

В последние годы значительно возросло количество детей, сталкивающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. Одна из самых актуальных проблем – это нарушение письма – ДИСГРАФИЯ.

2 слайд.

Следует отметить резкое увеличение распространённости дисграфии у детей за несколько последних десятилетий.

Согласно данным Хватцева в 50 годы, число учащихся с дисграфией в массовых школах Ленинграда составляло около 6%, в  2000 году из результатов исследованиям Парамоновой Л.Г, видно, что  дисграфия встечалась уже у 30% школьников.

В настоящее время согласно исследованиям проведенным в Петроградском районе Санкт-Петербурга, более половины детей (55,5%) поступают в первые классы массовых школ со значительным отставанием в речевом развитии.

3 слайд.

Так что же такое дисграфия?

Под дисграфией  («дис»– растройство, «графо» – письмо) понимается частичное, стойкое нарушение процесса письма, проявляющееся в повторяющихся ошибках, обусловленное отклонениями от нормы  в деятельности тех анализаторов и психических процессов, которые обеспечивают письмо.

4 слайд.

(Какие же речевые и неречевые функции осуществляют процесс письма в норме):

Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности определенных речевых и неречевых функций:

  • Слуховая дифференциация звуков;
  • Правильное произношение звуков;
  • Языковой анализ и синтез;
  • Зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез;
  • Сформированной лексико-грамматической стороной речи (словообразование и словоизменение).

5 слайд.

Неречевые функции обеспечивающие процесс письма:

  • Восприятие (слуховое, зрительное)
  • Память
  • Внимание
  • Мышление
  • Психомоторика - это совокупность двигательных действий человека, управляемых его сознанием.
  • Оптико-пространственные представления
  • Невербальный интеллект

 

Несформированность какой-либо из  указанных функций может вызвать нарушение процесса  овладения письмом.

6 слайд.

Какие же причины приводят к нарушению письма?

  • Поражение или недоразвитие соответствующих отделов коры головного мозга чаще всего бывает связано с патологией беременности или родов у матери.
  • Функциональная незрелость отделов  головного мозга может быть связана с:

                 - соматическими заболеваниями;

                 - наследственным фактором, когда ребенку передается несформированность            мозговых структур, их качественная незрелость.  

                 - несформированность высших психических функций.

7 слайд.

Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия соответствующих профилактических мер.

Что же является предпосылками дисграфии:(на что нужно обратить внимание)

1.Если ребенок левша или переученный правша.
2. Если в семье говорят на двух или более языках.

3. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

4. Если несформированны зрительно-пространственные представления и зрительный анализ и синтез.

5. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

6. Отсутствие слуховой дифференциации аккустически близких звуков: (мягкие-твердые; звонкие-глухие; свистящие-шипящие; звуки [Р], [Л], [Й];
7. Несформированность грамматических систем словообразования и словоизменения;

простейших видов фонематического анализа слов, доступных детям дошкольного возраста.

8 слайд.

Какие же встречаются виды дисграфии?

9 слайд.

Акустическая дисграфия:

В основе которой лежат трудности слуховой дифференциации звуков речи, проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи эти звуки произносятся правильно.

10 слайд.

Например:

  • Если ребенок не дифференцирует на слух звонкие – глухие звуки (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), то он будет постоянно колебаться при выборе букв в процессе письма («БОЛОТО» или «ПОЛОТО», «ПОЛКА» или «БОЛКА»)
  • Свистящие – шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), Вместо ШАПКА – напишет «САПКА»…
  • Аффрикаты и компоненты входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.), вместо ЦАПЛЯ напишет - САПЛЯ .
  • А также звуков [Р] - [Л]; [Й] – [ЛЬ] вместо РАМА – будет написано «ЛАМА»
  • твердые – мягкие, то вместо – ПИСЬМО напишет -«ПИСМО», вместо «ЛЮБИТ» - «ЛУБИТ», вместо «БОЛИТ» - «БОЛЬИТ» и т.д.

11 слайд.

 Образец письма ребенка с акустической дисграфией:

- Мы видим, что ребенок в конце второго класса не дифференцирует (т.е. не различает на слух) звуки «Р-Л», «Т-Д», «Ш-С» вместо КЛЕЙ – пишет «КРЕЙ», «ТЕЛАЙ» вместо ДЕЛАЙ, «ПУШКАЙ» – вместо ПУСКАЙ, не различает твердые- мягкие звуки «Васка» - вместо ВАСЬКА.

Для преодоления этого вида дисграфии – необходимо воспитание четкой слуховой дифференцации не различаемых ребенком на слух звуков.

12 слайд.

2. Артикуляторно – акустическая дисграфия.

Данный вид дисграфии обусловлен наличием у ребенка звуковых замен в устной речи, которые отражаются на письме в виде соответствующих буквенных замен. Иными словами, пишет так, как произносит.

13 слайд.

Сам характер письменных ошибок при акустической и артикуляторно-акустической дисграфии одинаков, разница лишь в том, что во втором случае и в устной речи ребенка также имеются однотипные звуковые замены, тогда как при акустической дисграфии этого не наблюдается.

14 слайд.

Образец письма при артикуляторно-акустической дисграфии ученика 6 класса.

Мы видим, что ребенок заменяя в устной речи звук «Щ»- на «Ч», дефектное произношение отражает на письме. Вместо «ЩИПАЛ» - пишет «ЧИПАЛ», вместо «ЩЁКИ» - «ЧЁКИ», вместо «ЩЕПКИ» - «ЧЕПКИ»

Значит до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя. (если ребенок говорит «САРФ» вместо – ШАРФ или «ЛАКЕТА» вместо - РАКЕРА, то чаще всего именно так он и пишет эти слова).

15 слайд.

3. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

Причина данного вида дисграфии указана в самом её названии – ученик затрудняется проанализировать речевой поток, то есть не может в сплошном потоке устной речи выделить отдельные слова и затем разделить эти слова на составляющие их слоги и звуки. А без четкой ориентировки в звуковом составе слов не могут быть выбраны нужные буквы для обозначения каждого конкретного звука и тем более определен их порядок в слове. В итоге правильная запись становится невозможной.

16 слайд.

Ошибки анализа и синтеза:

  1. При несформированности анализа предложений на слова ученик записывает целое предложение в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова», например: «цвтыстятстле» вместо «цветы стоят на столе»
  2. При несформированности деления слов на слоги ошибки выражаются:

    -  в пропусках слогов («МОТОК» вместо – МОЛОТОК)

    - в добавлении лишних слогов («молототок»)

    - в перестановке слогов («мотолок»)

  1. При несформированности деления слов на звуки ошибки могут выражаться в следующем:

        - пропуски в словах согласных букв, особенно при их стечении («тол» вместо –стол, «трела» вместо – стрела)      

       - пропуски гласных букв («трктор» вместо – ТРАКТОР)

       - вставка лишних букв («стлол» вместо СТОЛ,)

       -  перестановка букв («Турба» вместо – ТРУБА, «лапма» вместо ЛАМПА).

17 слайд.

Образец письма при дисграфии на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока ребёнка первого класса:

- Мы видим, что у девочки не сформирован анализ деления предложений на слова. Она записывает предложение в виде слова.

Из сказанного можно сделать следующий вывод:

Если ребенок в дошкольном возрасте не овладел формами звукового анализа, то при обучении грамоте  ему не удастся справиться с этой сложной задачей в отведенные школьной программой короткие сроки.

18 слайд

4 Оптическая дисграфия.

Данный вид дисграфии связан с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв, многие из которых  кажутся ему одинаковыми. Корни этих трудностей чаще всего уходят в дошкольный возраст и связаны с несформированностью у него зрительно- пространственных представлений. Проявляется в заменах и искажениях букв на письме.

19 слайд

Ошибки на письме при оптической дисграфии чаще всего выражаются в следующем:

  • Замены букв, состоящих из разного количества одинаковых элементов («И» и «Ш»; «Ц» и «Щ»; «П» и «Т»; «Л» и «М»)
  • Замены похожих, но по-разному расположенных в пространстве элементов букв, что в итоге приводит к замене самих этих букв («В» и «Д»; «Б» и «Д»; «Ш» и «Т»).
  • Пропуски, не дописывание элементов букв («И» вместо «У»).
  • Зеркальное изображение букв.

20 слайд

Образец письма при оптической дисграфии:

Мы видим, что ребенок зеркально пишет буквы «С», «К».

Для профилактики оптической дисграфии необходимо формировать пространственные представления, зрительный анализ и синтез.

21 слайд

5. Аграматическая дисграфия.

Связана с несформированностью у ребенка грамматического строя устной речи, формирование которого в норме заканчивается к семи годам, то есть к началу школьного обучения. В этом возрасте ребенок, еще не знающий никаких грамматических правил, уже свободно пользуется ими в устной речи, то есть строит ее «как взрослый».

Отставание же в овладении грамматическими нормами языка выражается в неправильном согласовании слов (путает окончания), в неправильном употреблении предлогов, что в дальнейшем переносится на письмо.

Ребенок пишет как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»).

Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

22 слайд

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. И здесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний, слов, в неумении согласовывать слова между собой.

С большими трудностями для таких учащихся сопряжено изучение склонений имен существительных, прилагательных, числительных, а также усвоение правил согласования слов в роде, числе, падеже.

И до тех пор, пока с таким ребенком не будет проведена соответствующая коррекционная работа, аграмматизмы не исчезнут у него ни в устной речи, ни на письме.

23 слайд

Образец письма при аграмматической дисграфии:

Ребенок пятого класса неверно использует окочания слов.

24 слайд

6. Смешанная форма дисграфии – несформированность не одной, а сразу двух или нескольких операций письма, что значительно усложняет общую картину письма.

25 слайд

    Образец письма при смешанной дисграфии:

- мы видим здесь проявление акустической дисграфии (ребенок не различает звуки по принцыпу звонкие –глухие, «К» - «Г» вместо «КРУЖАТСЯ» пишет «ГРУЖАТСЯ»; «Т»-«Д» вместо «ВОЗДУХЕ» пишет «ВОЗТУХЕ», «ТУГИЕ» заменяет на «ДУГИЕ»; «П»-«Б» вместо «ТЕПЕРЬ» пишет «ТЕБЕРЬ»;

Пропускает слоги, предлоги, слова, вместо «КОЛХОЗНИКИ» написано «КОЛХОЗКИ», что свидетельствует о зисграфии анализа и синтеза речевого потока.

26 слайд

  • Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
    Дети, страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

Все вышесказанное говорит о большой устойчивости данной формы речевой потологии

и о тщетности надежны на её самостоятельный уход по мере взросления учащихся.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников

Конспекты занятий по предупреждению дисграфии у дошкольников...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

Презентация "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР"

Коррекция дисграфии наиболее успешна при раннем ее начале, а профилактика – еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие дисграфии. Отсюда необходимо еще в дошкольном возрасте п...

Презентация к выступлению на Педагогическом совете "Коммуникативное развитие дошкольников в игре, или Как научить детей общаться посредством игровой деятельности"

Выступление о развитии коммуникативных способностей в игровой деятельности детей  с элементами игрового практикума для педагогов. Тема посвящена рассмотрению одной из годовых задач ГБОУ "Шко...