Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Краска Елена Владимировна

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овладевает каждый ребенок при обучении. Описаны трудности , с которыми сталкиваются дети с задержкой психического развития при формировании навыков письма, а также даны рекомендации по предупреждению нарушений письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika__disgrafii__u__doshkolnikov.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

      ПРОФИЛАКТИКА   ДИСГРАФИИ   У    

                                    ДОШКОЛЬНИКОВ   С   ЗПР

        Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

                                       Операции процесса письма

 Автоматизированные движения руки являются конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. Этому предшествует сложная деятельность, подготавливающая конечный этап. Процесс письма имеет многоуровневую структуру, включает большое количество операций. У взрослого человека они носят сокращенный, свернутый характер. При овладении письмом эти операции предстают в развернутом виде.

     Письмо начинается с побуждения, мотива, задачи. Человек знает, для чего пишет: чтобы зафиксировать, сохранить на определенное время информацию, передать ее другому лицу и т. д. Человек мысленно составляет план письменного высказывания, смысловую программу, общую последовательность мыслей. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма пишущий должен сохранить нужный порядок написания фразы, сориентироваться на том, что он уже написал и что ему предстоит написать.

    Каждое предложение, которое предстоит записать, разбивается на составляющие его слова, так как на письме обозначаются границы каждого слова.

    Одной из сложнейших операций процесса письма является анализ звуковой структуры слова. Чтобы правильно написать слово, надо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Большую роль при определении характера звуков и их последовательности в слове играет проговаривание: громкое, шепотное или внутреннее.

   Следующая операция -  соотнесение выделенной из слова фонемы с определенным зрительным образом буквы, которая должна быть отдифференцирована от всех других, особенно от сходных графически. Для точного различения графически сходных букв необходим достаточный уровень сформированность зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

   

 Затем следует моторная операция процесса письма – воспроизведение с помощью движений руки зрительного образа буквы.

  Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированность определенных речевых и неречевых функций:

  1. Слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения;
  2. Языкового анализа и синтеза;
  3. Сформированность лексико-грамматической стороны речи;
  4. Зрительного анализа и синтеза;
  1. Пространственных представлений.

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.

Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом:

  1. Искажения и замены букв (сходных как по акустическим признакам – б-п, з-с, с-ш,  так и оптическим – п-н, б-д, с-о, и-ш, л-м).
  1. Искажения звуко-слоговой структуры слова (пропуски, перестановки, добавления букв и слогов).
  2. Нарушения слитности написания отдельных слов в предложении.
  3. Аграмматизмы на письме.

  Профилактика нарушений  письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями, с ЗПР, умственно отсталых детей и других категорий аномальных детей. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, по устранению нарушений устной речи.

     Дети с ЗПР при сохранности слуха, как правило, «не слышат» в слове отдельных звуков, оно выступает для них лишь в качестве средства общения. Медики и физиологи объясняют это функциональной незрелостью отделов головного мозга, «ответственных» за анализ сенсорной информации, связанной с речью. Это приводит к тому, что даже в 7 лет детям с ЗПР последовательное выделение звуков из слова (процесс, лежащий в основе письма) оказывается малодоступным. Развитие речевого слуха, формирование действий звукового анализа и синтеза в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР приобретают выраженную коррекционную направленность.

  В старшей группе основное содержание занятий направлено на развитие умения ребенка вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки, на выработку четкой артикуляции, уточнение звучания звуков. Слово, выступавшее для детей как средство общения, становится предметом их наблюдения и изучения.

   Вычленение звуков из слова начинается с гласных: а, о, ы, у, находящихся в ударном положении; знакомство с согласными – с взрывными и сонорных : м, н, к. последовательность изучения звуков определяется их сохранностью в звукопроизношении детей: указанные звуки почти всегда правильно произносятся. Дети учатся вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки, давать им характеристику.

   К.Д.Ушинский писал: «В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произношением, зрением, что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения». Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произнесения: участием голоса, положением губ, зубов, языка. Опираясь на воспринимаемые самим ребенком свойства звуков речи, особенности их произношения, педагог обращает внимание детей на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно; произношение других связано с тем, что губы, зубы или язык образуют преграду, препятствие на пути выдыхаемого воздуха. Таким образом дети знакомятся с существенными, опознавательными признаками двух основных групп звуков русского языка (гласными и согласными), а также с условными обозначениями этих звуков (гласные звуки обозначаются красными фишками, согласные – синими фишками). Особое внимание уделяется различению на слух твердых и мягких согласных звуков (они обозначаются зелеными фишками). Сознательное усвоение звуковых и речедвигательных свойств отдельных звуков способствует коррекции недостаточной отчетливости, вялости артикуляции, свойственной речи многих детей. Четкая и ясная артикуляция каждого звука в отдельности, улучшая отчетливость речи в целом, активизирует слуховое восприятие, улучшает его взаимодействие с артикуляцией. Овладение четкой артикуляцией, умение дифференцированно воспринимать звуки на слух – средства, помогающие успешному овладению письмом и чтением.

     Изучение акустико-артикуляционных особенностей каждого звука, отнесение его к группе гласных или согласных звуков завершаются ознакомлением детей с буквой, обозначающей каждый звук. На основе четкого разграничения звуков и букв идет тщательное и всестороннее изучение каждой буквы. Оно предполагает, прежде всего, целостное восприятие буквы. Ребенку трудно самостоятельно выделить ее отдельные части. Слитность, нерасчлененность восприятия особенно свойственны детям в работе с незнакомым материалом, каким на первоначальном этапе обучения являются буквы. Поэтому активная деятельность ребенка направляется на анализ частей, составляющих буквы, их местоположения. При этом необходимо показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, рассмотреть взаимное расположение частей, сравнить с изученными сходными буквами.

     Основная задача в подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. Формирование звукового анализа предусматривает использование слов разной звуковой и слоговой трудности. В этот период следует особенно внимательно подбирать слова для звукового анализа, выделяя лишь те, произнесение которых соответствует написанию. Предметом анализа являются именно звуки , а не буквы.

   В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и кружков условно-графической схемы; причину их разного количества в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева на право.

   Действие звукового анализа считается сформированным после того, как ребенок самостоятельно на слух может последовательно выделять звуки из слова различных слоговых структур.

     

    Выделение предложения из речи представляет значительную трудность для детей с ЗПР. Формированию этого умения, отработке интонации конца предложения, а также дифференцированному употреблению терминов предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения. Выделение слов из предложений и составление его схемы или придумывание предложений по готовым схемам требуют активной мыслительной деятельности, работы речедвигательного аппарата, слуха, зрения.  

   

  1. Создание условно-графических моделей, схем звукового состава слов и предложений способствует развитию умения выделять в языковом материале главное, существенное, т.е. учит детей обобщению, абстрагированию. Кроме того, условно-графическая схема способствует развитию памяти детей, так как является наглядным обобщенным образом конкретного языкового материала.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

      1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.

      2.Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи игрушку справа, слева от себя». Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.

      3. Определение пространственных соотношений между 2 – 3 предметами или изображениями.

     Предлагается взять правой рукой игрушку и положить ее возле правой руки, взять левой рукой карандаш и положить его у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится игрушка, справа или слева от карандаша?».

    В дальнейшем выполняются задания по инструкции педагога: положить карандаш справа от игрушки, ручку слева от книги; сказать , где находится карандаш по отношению к игрушке – справа или слева, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева.

      Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа – ручку» и т. д.

      Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

  1. Нарисовать кружок справа или слева от вертикальной линии.
  2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.
  3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – кружок, справа от точки – квадрат.
  4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные отношения элементов графических изображений и букв.

 

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

    Например:

  1. Найти фигуру, букву в ряду сходных.
  2. Срисовать фигуру или букву по образцу и после кратковременной экспозиции.
  3. Сложить из палочек фигуры ( по образцу, по памяти).
  4. Сконструировать буквы, фигуры.
  5. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.
  6. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.
  7. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.
  8. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А – Л, Д, К – Ж, З – В.
  9. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р – Ь, И – Н, Н – П, Г – Т.
  10. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: З. – В, Р. – В.
  11. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве: Р – Ь, Г – Т, И – П, П – Н.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"

Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....

Профилактика дисграфии у дошкольников

Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....

Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

Конспект непосредственно -  образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Физическая культура» в  подготовительной к школе группе для детей с ...

Профилактика дисграфии у дошкольников

В этой статье можно познакомиться с причинами возникнавения дисграфии, формами дисграфии, профилактикой дисграфии....