Главные вкладки

    Профилактика дисграфии у дошкольников
    статья (подготовительная группа) по теме

    Корниенко Жанна Анатольевна

    В этой статье можно познакомиться с причинами возникнавения дисграфии, формами дисграфии, профилактикой дисграфии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii_u_doshkolnikov.doc41.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профилактика дисграфии у дошкольников

    Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков письма.

    С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

    Дисграфия — это частичное специфическое нарушение письма.

    Причины стойкой неуспеваемости по русскому языку следует искать в дошкольном возрасте.

    Причины дисграфии

    1.        Наследственная     предрасположенность. (Наличие у родителей нарушений письменной речи, психические заболевания у родственника)

    Дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах.

    2.        Патологические факторы. (Вредные воздействия), воздействующие на
    ребёнка в:

    • пренатальный (дородовой период жизни)
    • натальный (в момент родов)
    • постнатальный (послеродовой) период.

    3.        Функциональные причины. (Воздействие биологических и социальных
    факторов)

    • длительные соматические заболевания
    • неправильная речь окружающих
    • дефицит речевых контактов
    • двуязычие в семье
    • недостаточное внимание к речевому развитию ребёнка со стороны взрослых.

    Эти факторы задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.

    К функциональным причинам можно также отнести и следующие факторы:

    • не соотнесённое с ограниченной зрелостью время начала обучения грамоте;
    • не соотнесённые с возможностями ребёнка объем и уровень требований в отношении грамотности;

    • несоответствующие индивидуальным особенностям ребёнка методы и темпы обучения, (букварь за 2-2,5 месяца — раньше 1 год - читать с 3-х лет (трудно воспринимать тексты) Механизмы для формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка к 5-6 годам.

    Речевая симптоматика дисграфии

    В младших классах:

    •  упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

    • не используют заглавные буквы и знаки препинания, путают схожие буквы;

    • такие дети часто имеют плохой почерк, пишут медленно.

    В средних и старших классах:

    • дети используют короткие фразы с ограниченным набором слов;

    • допускают грубые ошибки;

    • не любят уроки русского языка, пропускают их, не выполняют письменных заданий.

    Взрослые с подобным дефектом с трудом сочиняют поздравительные открытки, письма не умеют писать. Стараются найти работу, где не надо ничего писать.

    Неречевая симптоматика

    У детей - дисграфиков отмечается не сформированность многих психических функций:

    • зрительного анализа и синтеза;

    • пространственных представлений;

    • слухопроизносительной дифференциации звуков речи;

    • фонематического, слогового анализа и синтеза;

    • лексико-грамматического строя речи;

    • расстройства памяти, внимание, эмоционально-волевой сферы.

     Формы дисграфии .        

    I.      Артикуляторно-акустическая дисграфия

    • Ребёнок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на своё неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит.

    Например:

    •    у  ребёнка  отсутствует  в  произнесении  звук  «Р»,  тогда  он  может написать слово «раковина» так: «аковина»

    •    если  звук  «Р»  -  заменяет на  «В»  -  то  его  письмо  выглядит так: «ваковина».

    II.       Акустическая форма

    Эта форма проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Например:

    •    смешиваются на письме буквы, обозначающие звонкие и глухие звуки вместо башмак - пашмак, волк - фолк;

    •    свистящие и шипящие звуки: санки - шанки, зайка - жайка;

    •    аффрикаты и звуки, входящие в их состав: чай - щай, чайка - тяйка, цирк — тирк, яйцо — яйсо.

    •    не   правильное  мягкости  согласных  на  письме:   «писмо»,  «лубит», «больит».

    III.     Аграмматическая дисграфия

    Связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетании,  предложении и текста. Пропуски членов предложения: «Я ... шерстяной шарф». Например:

    •    «красивый сумка» (не согласует в роде и числе)

    •    «я видел лиса» (не изменяет слова по падежам, родам и числам)

    IV.     Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза

    Ошибки:

    •    пропуски букв, слогов

    •    перестановки букв и слогов

    •    недописывание слов

    •    написание лишних букв в слове

    •    повторение букв или слогов

    •    контоминации - в одном слове слоги разных слов: «красивая сумка -«красика»

    •    слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

    V.       Оптическая дисграфия

    Связана   с   недоразвитием   зрительно-пространственных   представлений   и зрительного анализа и синтеза.

    На письме:

    •    замены графически сходных букв (                     )

    •    искажения в написании букв (                             )

    •    зеркальное написание букв (                               )

    Дизорфография - стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на письме (несмотря на знание соответствующих правил)

    Профилактика

    Широкомасштабная профилактика дисграфии проводится логопедами пока лишь в условиях дошкольных логопедических групп для детей с ОНР, ФФНР.

    Работа с такими детьми направлена всестороннее развитие психики ребёнка, его внимание, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сфере, т.е. тех функций и качеств, без которых невозможна полноценная речемыслительная деятельность такая, как письмо (письменная речь).

    При работе с такими детьми необходимо так же уделять внимание развитию у детей двигательных функций рук и графомоторных навыков.

    Как показывает практика, большинству дошкольников не помешало бы взаимодействие с логопедом независимо от того, есть ли у ребёнка дефект речи.

    Профилактика дисграфии у детей, посещающих массовые группы детского сада заключается, прежде всего, в своевременной диагностике предрасположенности и нарушениям письменной речи. Такая диагностика должна осуществляться не позднее начала поступления ребёнка в подготовительную группу. Чтобы дать возможность ребёнку получить коррекционно-развивающую помощь от специалиста до поступления в школу.

    Воспитатель массовой группы наблюдает за детьми на занятиях, в свободной деятельности. Отмечает трудности ребёнка в произношении звуков и слов, следит за правильностью построения фраз, умению составлять рассказы о предмете и его картинке, владением пересказом текстов (т.е. речь).

    Воспитателю необходимо обращать внимание, есть ли у ребёнка трудности в узнавании цифр, букв, в выполнении рисунков, копировании, в воспроизведении фигур и букв из палочек, кубиков, справляется ли ребёнок с составлением различных картинок (по возрасту: 2-4 - младший возраст, 4-6 -средний возраст, 6-8 - старший возраст, 8-10 - подготовительный возраст).

    Очень важно продиагнозировать умение ребёнка ориентироваться:

    •    в пространстве (лево - право, вверх - вниз, впереди - сзади);

    •    на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол...)

    •     ориентировка в схеме собственного тела

    •   расположение     предметов     относительно     себя     (т.е.     зрительно-пространственное представление);

    Воспитатель отмечает способности запоминания и воспроизведения действий, символов, умение сравнивать и обобщать предметы (т.е. мышление, память, внимание), а также различение музыкальны инструментов, воспроизведение ритма (т.е. слуховое воспроизведение).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

    Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

    Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

    Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

    Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

    В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

    Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

    Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....

    Выступление - презентация на тему "Профилактика дисграфии у дошкольников"

    Даны пояснения к слайдам презентации «Профилактика дисграфии у дошкольников»....

    Профилактика дисграфии у дошкольников

    Дисграфию можно предупредить и начинать профилактику нужно в дошкольном возрасте....

    Конспект физкультурного занятия "Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР"

    Конспект непосредственно -  образовательной деятельности по реализации образовательной области  «Физическая культура» в  подготовительной к школе группе для детей с ...