Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи
консультация (старшая группа)

Мингареева Инна Генадиевна
Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

(Слайд 1) Тема выступления: «Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей старшей логопедической группы»

Дисграфия – это нарушение письма, не связанное с незнанием правил грамматики. Профилактика дисграфии – актуальная проблема в современных условиях.

Расстройство проявляется стойкими, типичными ошибками:

  • замена букв схожими по звучанию: б-п, т-д;
  • неправильное окончание слов;
  • слитное написание предлогов;
  • отсутствие отступов;
  • «зеркальное» письмо;
  • неразборчивый почерк и ряд других.

Профилактические меры не будут лишними для любого дошкольника. Специальные игры и задания помогут подготовить ребенка к обучению в школе и облегчат овладение письменной речью.

В раннем возрасте о возможных нарушениях структуры письменной речи могут сигнализировать следующие симптомы:

  • в детском саду ребенку сложно учить стихи и песни;
  • он с трудом повторяет и воспроизводит ритмы;
  • его движения плохо координированы (неуклюжий, неловкий);
  • не любит рисовать и делает это плохо (линии прерывисты, не замкнуты, штриховка сильно выходит за края);
  • ребенок испытывает сложности в сборе конструктора, лепке из пластилина объемных фигур;
  • путает звуки Б и П, К и Т, С и З, произносит слова неразборчиво и неправильно;
  • не способен концентрироваться на выполнении задания по возрасту.

Дисграфию не рассматривают как самостоятельное нарушение. Ей почти всегда сопутствуют различные неврологические расстройства, патологии зрительного, слухового, двигательного и речевого анализатора.

Но особенно важна профилактика для следующих групп детей:

  • дети с логопедическими проблемами;
  • дети с СДВГ;
  • дети, родители которых в школьном возрасте страдали дисграфией, дислексией.

Поэтому для предупреждения дисграфии в своей логогруппе мы  используем такие виды работ, как:

  • чтение скороговорок, поговорок, пословиц;
  • чтение книг;
  • пересказ прочитанного;
  • заучивание стихов и песен;
  • ритмичные танцы.

Так же в работу дополнительно включаем различные игры и задания(Слайд 2)

  • (Слайд 3)Повторяй за мной. Взрослый стоит напротив ребенка. Сначала он называет, а затем показывает простые движения: поднимаем правую руку вверх, левую руку вперед, правой рукой потрогать правое ухо, левой рукой погладить живот, правую ногу поставить на пятку. Ребенок повторяет. Перед началом занятия нужно объяснить, где находится право и где лево у него и у ведущего и как правильно повторять движения.

         Продолжи строчку. Ло-ло-ло – как на улице…Ул-ул-ул – у меня сломался…Ко-ко-ко – пейте дети… Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не…о

  •  (Слайд 4) Узнай букву. Ребенок закрывает глаза, а взрослый рисует на его ладошке букву. Нужно узнать ее и назвать.

  • (Слайд 5) Читаем по слогам. Взрослый произносит слова по слогам: КО-РО-ВА, ЗА-ЯЦ, РУ-ПОР, КА-РАН-ДАШ. Ребенок каждый слог обозначает хлопком или сжимает небольшой шарик (всей ладошкой и пальчиками).

  • Пары слов с различием в 1 звуке. Взрослый читает, а ребенок повторяет: ветер-вечер, козы-косы, гроза-роза, волк-полк, ложка-ножка, кони-пони.

  • Пары слов с мягкими-твердыми звуками и разным смыслом. Ест-есть, угол-уголь, галка-галька.

  • (Слайд 6) Лишнее слово. Услышав лишнее слово, дошкольник должен топнуть ногой: Столб-столб-стол-столб, кошка-кошка-мошка-кошка, роза-роза-роса-роза.

  • Цепочки родственных слов. Взрослый читает, а ребенок повторяет: вода-водный-подводный, лес-лесник-лесной, цвет-цветной-разноцветный-бесцветный,  веселье-весело-веселый.

  • Произнеси как можно четче. Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом змея ползет: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з.
  • Выучи скороговорку. 

Шел Егор через двор с топором чинить забор.

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

  • (Слайд 7) Слепи из пластилина букву

  • (Слайд 8) Что изменилось? Перед ребенком лежат 4–5 карточек с буквами. Он внимательно смотрит на них, а затем отворачивается. Взрослый меняет положение карточек или прячет одну. Ребенок поворачивается и определяет, что поменялось.

  • (Слайд 9) Пройди лабиринт

         Клад. Взрослый прячет игрушку в комнате и дает звуковую карту. Например, ты найдешь клад, если станешь спиной к двери, сделаешь 3 шага влево, 2 шага вперед и 1 шаг направо.

  • (Слайд 10) Что здесь спрятано? Нужно вглядеться в рисунок и назвать все предметы.

(Слайд 11) Игры с крупой. Насыпать манку на поднос и написать букву

  • (Слайд 12) Выложи из камушков. Дошкольнику выдаются карточки с буквами и спички, которые нужно выложить сверху букв. На следующем занятии буквы из спичек следует сложить рядом с рисунком. В раннем возрасте вместо карточек с буквами можно использовать карточки с рисунками.
  • (Слайд 13) Дорисуй. Ребенку выдается картинка с половиной рисунка. Аналогично этой половине нужно нарисовать вторую часть.
  • (Слайд 14) Запомни и нарисуй. Дошкольнику показывают карточку с 4–5 геометрическими фигурами. Нужно запомнить их и нарисовать на бумаге в правильном порядке и правильного размера.

Предупредить нарушения дисграфии помогут так же следующие виды деятельности:

  • рисование;
  • лепка объемных фигур из пластилина и теста;
  • аппликации;
  • складывание пазлов;
  • игры с конструктором;
  • игры с мозаикой;
  • подвижные игры, развивающие ловкость и координацию движений.

Заниматься с ребенком можно с самых юных лет. Главное не заставлять его выполнять задания насильно. Разнообразие упражнений позволяет найти интересный ребенку вариант. (Слайд 15)

Дисграфия становится настоящей проблемой в школе: ребенку-дисграфику сложно осваивать новый материал, неудачи и недовольство со стороны педагогов и родителей способствуют формированию негативной оценке себя. Важно отнестись к ребенку с пониманием и провести коррекцию. А еще лучше – предупредить нарушение, уделив внимание профилактике дисграфии в дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"

Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...

Профилактика дисграфии у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте

Статья рекомендована учителям-логопедам и воспитателям детского сада....

Профилактика дислексии и дисграфии у детей с нарушением речи.

Конспект рекомендуется для работы учителям-логопедам. Может использоваться и воспитателями массовых групп, с целью  дифференциации свистящих звуков "С","З". В конспекте предла...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи"

Пальчиковая гимнастика, игры и упражнения для профилактик дисграфии....

"Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи

Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и...