"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"
консультация (старшая группа) на тему

Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 пгт. Ильский МО Северский район

Консультация для родителей

 «Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи»

 

Составила: Смолина Е.А

Должность: воспитатель

В младенчестве дети очень четко (на рефлекторном уровне) усваивают временные понятия, связанные с биологическими ритмами. Двух – трехмесячный ребенок уже привыкает к определенному времени кормления.

Дальнейшее представление ребенка о времени связано с большими трудностями. В раннем детстве только закладываются основные предпосылки понятия времени для ребенка на подсознательном уровне, которые он не будет осознавать, скорее всего всю жизнь, но будет подчиняться принципам, заложенным в глубины подсознания. И только в дошкольном возрасте представление ребенка о времени становится более осознанным.

Младшие дошкольники фактически не ориентируются во времени. Позже дети учатся определять небольшие промежутки времени исходя из собственной деятельности. Легче всего усваиваются понятия: утро, день, вечер, ночь, т.к. они непосредственно связаны с деятельностью ребенка и  конкретными действиями (утром взрослые едут на работу, дети – в детский сад, школу. Вечером все возвращаются домой и т.д.).

 Достаточно быстро усваиваются времена года – по этой же причине (хотя весну и осень дети долго путают).Труднее всего, в силу их относительности, усваиваются понятия вчера, сегодня, завтра, т.к. ребенок долго не понимает их взаимопереходов.(Он может сказать: «Завтра я был у бабушки в гостях» и т.д.) Но к старшему дошкольному возрасту начинается освоение и этих понятий: пользуясь сегодняшним днем как точкой отсчета, ребенок запоминает их.

        Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка. В 6-7 лет ребенок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «Когда я был маленьким», «Сегодня мы пойдем в цирк»,«Когда я вырасту большим».

        Формируя пространственные представления  детей с младшей группы учат отличать и называть правую и левую руку; раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо на всех занятиях и вне занятий; Учат отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо).

        Затем детей учат ориентироваться «на себе», иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять на себе стороны справа, слева, вверху и т.д.; двигаться в заданном  направлении вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево.

В старших группах учат определять «точку стояния», т.е. местонахождение ребенка по отношению к окружающим его объектам. Например: «Я нахожусь справа от дома» и т.п.;

Ориентировка относительно себя усложняется, например: «Шкаф находиться справа, а дверь слева от меня»;

Учат определять расположение предметов относительно друг друга, например: «Справа от куклы сидит мишка, а слева от нее лежит мяч».

В подготовительной группе учат ориентироваться на бумаге в клетку, например: «Отсчитайте одну клетку слева и две сверху и поставьте точку». Занимаясь в тетради, ребенок должен знать и применять термины: левее, правее, выше, ниже, от, до. Закрепляют последовательность дней недели, учат называть месяцы года.

        Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на занятиях по математике, изодеятельности, на индивидуальных  занятиях, на музыкальных и физкультурных. Также пространственное представление у детей развивают во время режимных процессов: на утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в

дидактических и подвижных играх. А также используя повседневную жизнь.

Примерные игры на развитие временных  представлений:

  1. « Что сначала, что потом?» ( три варианта: времена года, части суток, росток).
  2. Д .и. «Когда это бывает?».
  3. Дид.пособие: «Сутки» (режим дня), «Времена года, месяцы».
  4. Настольная плоскостная игра «Неделя».
  5. Д.игра «Неделя стройся».
  6. Словесная игра «Кто старший? Кто младший?».
  7. Пособие «Часы».
  8. Плакат «Времена года».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.

Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи

Логопедические сказки, загадки, физ минутки, игры в стихах собственного сочинения...

Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи

Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...

Консультация для родителей «Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-времен...