Консультация для родителей «Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»
консультация (старшая группа)

Богданова Татьяна Юрьевна

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно, трансформировать пространственную последовательность - графических навыков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utochnenie_i_obogoshchenie_vremennyh_predstavleniy.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Богданова Татьяна Юрьевна

Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений у детей дошкольного возраста является формирование пространственного восприятий и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно, трансформировать пространственную последовательность - графических навыков и временную - звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Дети с проблемами в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам («зима - лето», «день - ночь»), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены («весна - осень», «вечер - утро»), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний («птицы прилетают - птицы улетают», «листья опадают - листья прорастают», «день прибывает - день убывает», «солнце всходит - солнце заходит»). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Даже ученики средней школы испытывают трудности при назывании месяцев и соотнесении их с соответствующим временем года. Даже пятиклассник, убежденный, что зимних месяцев в календаре четыре, причисляет к ним и ноябрь.

Не меньше сложностей вызывает формирование навыка определения времени по механическим часам. Причем даже серьезное внимание к проблеме зачастую долго не позволяет автоматизировать приобретенный навык.

Достаточно распространены и у дошкольников, и у школьников ошибки при определении и соотнесении возраста и ролей в семье. Трудности вызывает образование отчества от имени отца или дедушки. Так, типичным ошибочным ответом на просьбу представиться полным именем будет вариант «Саша Димович» или «Витя Лешевич». И, безусловно, нас не может оставить равнодушным ответ девочки. На просьбу назвать полное имя мамы, девочка, надолго задумавшись, наконец, сказала: «Клава.... А может, и не Клава...».

Недостаточно развитая ориентировка во времени, в дошкольном возрасте проявлявшаяся в ошибках грамматического оформления устной речи, в школе выльется при письме в выраженные аграмматизмы. Сюда относится и различение настоящего, прошедшего и будущего времени глагола («Иду я вчера. Иду я сегодня. Иду я завтра»), и употребление глагола совершенного и несовершенного вида («Я делал домашнюю работу - Я сделал домашнюю работу»).

Предлагаю игры и упражнения на развитие и уточнение временных представлений.

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы); наблюдение и определение последовательности и закономерности каких-либо действий и событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т. д.).

Неделя.

  • Назвать пять дней недели без дат.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

  • Запомнить по порядку названия дней недели. Записать их и сосчитать, сколько получилось. Ответить, о чем говорят названия: «вторник», «пятница», «суббота» и т. д.
  • Вставить пропущенные цифры.

1 - понедельник, ... вторник, ... среда, ... четверг, и т. д.

  • Закончить предложения.

Если сегодня понедельник, то завтра будет ... Если сегодня четверг, то завтра будет ... Если сегодня суббота, то завтра будет ... Если сегодня пятница, то вчера был ... Если сегодня воскресенье, то вчера была ....

  • Вставить в предложения пропущенные слова.

Золушка шила платье с понедельника по среду. Значит, она работала ... дня.

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали ... дня.

Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в ....

Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в ....

Наф-Наф строил дом. С понедельника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня сделал крышу. Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строил дом?

  • Прослушать стихотворения и ответить на вопросы.

Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы лен посеял семя? А месяцев?

Рожь две недели зеленится. Две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает.

Лён четыре недели растет, две недели цветет, четыре спеет, а уж потом семя посеет.

  • Прочитать стихотворение и ответить на вопросы. В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как называется день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она делала на следующий день? Как он называется? Как называется четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели по порядку начиная с понедельника; с воскресенья. Какие дни мы называем выходными? Почему?

Жила-была Муха-чистюха. Все

Время купалась Муха. Купалась

Она в воскресенье в отличном клубничном

Варенье.

В понедельник - в вишневой наливке.

Во вторник - в томатной подливке.

В среду - в лимонном желе.

В четверг - в киселе и смоле.

В пятницу - в простокваше, в компоте и в манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах.

Сказала: «Я больше не в силах! Ужжасно-жужжасно устала. Но, кажется, чище не стала».

Я. Бжехва.

  • Задание «Шифровальщик».

Предлагаем детям, что они разведчики и им необходимо передавать и принимать сообщения центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учетом того, что буква соответствует цифре в строке-шифре.

АОПН Е СРДВЛЯТЬЦК

123456789101112131415

Понедельник        

Неделя        

Воскресенье        

Месяцы.

  • Исправь замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев (зимних, весенних, осенних).
  • Прослушав текст, догадайся, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт. Горожане спешат в

ближайшие пригороды, к водоемам, к спасительному свежему воздуху. Это время называется макушкой лета.

Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и проглянет желтый или красный куст.

  • Назови пропущенный месяц. Сколько месяцев в каждом времени года?
  • Сколько месяцев в году? Назови первый месяц в году, последний месяц.
  • Соедини линией названия месяца с соответствующим числом.

Времена года.

В игре, в совместном чтении связывайте то или иное время года с приметами собственной жизни ребенка (зимой ты будешь кататься на санках, а летом - купаться в речке) и жизни окружающего мира, природы (весной на ветках вырастают листочки, а осенью они опадают). Побуждайте ребенка самостоятельно находить особенности того или иного дня недели, месяца или времени года. Читая малышу стихи, просите его сказать, о каком времени года в них идет речь, сравнить зиму и лето, весну и осень.

  • Зима или осень?

Рассматривая фотографии в журналах, иллюстрации в книгах, задавайте вопросы: "Это весна или осень?", "Бывает так в декабре?", "Скоро ли наступит здесь зима?" и т. д.

  • Предложить послушать текст и догадаться, о каком времени года идет речь. Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день

идет дождь. Цветут черемуха и сирень.

  • Дидактическая игра «Когда это бывает?» (загадываем загадки).

Снег на полях,

Лед на реках, Ветер гуляет. Когда это бывает?

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает?

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает - Когда это бывает?

Пусты поля, мокнет земля, Лист опадает - Когда это бывает?

  • Объяснить смысл пословиц о временах года. Придумать рассказ, используя в качестве названия одну из пословиц.

Весенний дождь лишним не бывает.

Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

Навоз отвезем, так и хлеб привезем.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Что летом родится, зимой пригодится.

Готовь сани летом, телегу - зимой.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Зернышко к зернышку - будет мешок.

В ноябре весна с осенью борется.

Первый снежок - не лежок.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабушка, дедушка и т. Д.)-

  • Рассказать про свою семью по плану, используя слова и выражения: «мамин сын», «бабушкин внук», «папина дочка», «сестра», «брат», «дядя», «тетя», «родственники». В случае затруднения ребенку необходимо задать наводящие вопросы.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Перечисли, кто есть в твоей семье?

Есть у тебя братья и сестры?

Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев?

Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

  • Сопоставить понятия: «дед - отец - сын - брат»; «бабушка - мать - дочь - сестра». Дать варианты этих понятий. Выяснить, что означает понятие «генеалогическое древо». Рассмотреть фотографии одного старого человека, сделанные в разные годы. Ответить, какая фотография появилась раньше других? Пронумеровать фотографии в хронологическом порядке. Найти в семейном архиве фотографии своих родственников в младенчестве, детстве, юности, в зрелые годы, в старости. Расположить фотографии по порядку в альбоме.

Ответить на вопросы: Ане 5 лет, а Саша младше ее на 4 года. Сколько лет Саше? И д. р.

После настоящих совместных путешествий и поездок с ребенком у вас наверняка будут накапливаться фотографии. Расположите их в альбоме в том порядке, в котором они были сделаны, и рассмотрите их вместе с малышом. При этом обсуждайте последовательность происходивших событий: "Сначала мы...", "Потом было...", "После этого ты..." и т. д.

  • Игра-фантазия: «Что было бы, если...» (...стал маленьким ребенком, стал стариком, мама стала маленькой).

Ростомер

Старший дошкольник может почувствовать и оценить более длительные промежутки времени. Бумажная лента-ростомер в детской показывает, что за день и за неделю ничего не изменилось. А через месяц? Через три месяца?

Можно обрисовать ладошку на бумаге или сделать отпечаток в специальной пластической массе. Какой твоя ладошка станет через полгода? Попробуем сравнить!

Можно изготовить "капсулу времени" из какой-нибудь плотно закрывающейся емкости (например, банки с завинчивающейся крышкой). Пусть ребенок заполнит ее предметами, которые важны для него именно сейчас. Спрячьте "капсулу" подальше и договоритесь о дате ее "вскрытия". Что изменилось за этот срок?

Таким образом, развитие представлений о времени будет способствовать:

Пополнению, уточнению и активизации словарного запаса;

Формированию фонематической стороны речи;

Совершенствованию словесно - логического мышления;

Развитию памяти и внимания;

Приобретению умения устанавливать взаимоотношения между предметами;

Формированию объяснительной и доказательной речи;

Конкретизации знаний о явлениях природы и об окружающих предметах;

Формированию лексика - грамматических структур.

Уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.

Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи

Логопедические сказки, загадки, физ минутки, игры в стихах собственного сочинения...

Консультация для родителей: на тему: «Развитие временных представлений у детей дошкольного возраста»

Время воспринимается детьми дошкольного возраста в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отнош...

"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"

Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей на тему "Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста"...