Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи
учебно-методическое пособие по логопедии на тему

Сергель Татьяна Николаевна

Логопедические сказки, загадки, физ минутки, игры в стихах собственного сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_vremennykh_predstavleniy.docx17.06 КБ

Предварительный просмотр:

Авторский речевой материал по теме:

«Развитие временных представлений» Составила и сочинила

Учитель-логопед Сергель Татьяна

  1. Логопедическая сказка-быль в стихах «Мальчик Ваня»

Жил на свете мальчик Ваня.

Утром Ваня рано встанет

Быстро сделает зарядку –

Все должно быть по порядку.

А потом умоется –

Ладно дело спорится!

(Даже Васька, рыжий кот

От него не отстает.)

А позавтракав – потом

Порисует за столом.

Васька дремлет на окне,

Солнце светит в вышине.

Ваське можно подремать,

Ване ж, буквы написать.

Много днем у Вани дел:

Пообедать он успел,

Погулял и почитал,

И немножечко поспал.

День уж к вечеру склонился,

Мама ужинать зовет,

Мама к Ване в дверь стучится:

- Иди ужинать сынок,

Остывает уж чаек.

- Я игрушки приберу,

Спокойной ночи посмотрю.

За день было много дел,

Больше сделать я хотел,

Но на улице темно,

Смотрят звезды к нам в окно.

Это в спальню ночь пришла,

Сон и отдых принесла.

Мама Ваню приласкала,

И тихонечко сказала:

- Спи, сыночек, поскорей.

Утро вечера мудреней.

Беседа:

- Что делал Ваня утром, днем, вечером, ночью?

- Из каких частей времени состоят сутки?

- Что делаешь ты в разное время суток?

Физминутка.

В понедельник мы старались

Физкультурой занимались.

Вторник – плаванье у нас,

Ходим к логопеду в класс.

Цифры в прописях писали

И задачки порешали.

В среду на познании получали знания.

В музыкальный зал ходили –

Танцевать нас поучили.

Ждем четверг мы каждый раз,

Ведь рисование у нас.

Ну, а в пятницу, как раз

Аппликация у нас.

Лепка, труд, игра в бассейне

Есть и музыка и пенье

Выходные очень ждали,

Так за эти дни устали,

Что в субботу, воскресенье

Отдохнуть все захотели!

 

Физминутка.

(Покажем стих руками)

Золушке мы платье шили.

В понедельник - раскроили,

Вторник – части все сшивали,

В среду – бисер покупали.

Весь четверг и пятницу

Украшали платье мы.

Вот суббота наступила –

Золушка на бал ходила.

В воскресенье отдыхала –

Видно много танцевала.

Ты надела, Золушка, праздничный наряд,

Но не от Кордена,

От  наших от ребят.

 Игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Закрепление понятия сутки.

Работа с иллюстрированной лентой «Сутки» и загадками.  

Отгадай загадку, назови и покажи отгадку на ленте. Обрати внимание, как части суток плавно сменяются день за днем: утро – день – вечер – ночь – утро - день – вечер – ночь – утро …

Загадки

На дворе уже темно

Звезды смотрят к нам в окно.

Все живое засыпает

Как часть суток называют?

                                       (Ночь)

Вот и солнышко встает,

За собою нас зовет.

На работу все шагают.

Как часть суток называют?

                                         (Утро)

Солнце встало высоко,

Уж обед недалеко.

Освещенье не включают

Как часть суток называют?

                                         (День)

За день солнышко устало.

Отдохнуть пора настала.

Всех на ужин собирают

Как часть суток называют?

                                         (Вечер)

Игра  «Дни недели»

Цель: Различение дней недели.

Задачи: Понимать и использовать в речи понятия: вчера, сегодня, завтра. Знать, что в неделе семь дней и называть  дни недели.

 Логопедическая сказка «В гостях у Недели»

В одной сказочной стране не помню ее названия, жили – были мама Неделя и папа Время.

Было у них семеро детей. А звали их Воскресенье, Понедельник, Вторник, Среда, Четверг, Пятница, Суббота. Ты догадался, кто были дети мамы Недели и папы Время? Молодец – это Дни Недели

На первый взгляд они были очень похожи, так похожи, что некоторые жители страны, особенно дети, их путали. И не мудрено спутать, ведь они же были родственниками. Но отличались дни недели характером, поэтому запомнить их имена совсем не трудно.  

У Воскресенья было всегда праздничное веселое настроение. Этот день чаще всех ходил в кино, на дни рождения, юбилеи, праздники, или на рыбалку, катался на лыжах и просто отдыхал вдоволь. Вспомни и расскажи, как проходит Воскресенье в вашей семье.

Понедельник был серьезным днем, ведь он открывал рабочую неделю. С утра бодро шагал на работу, в школу, детский сад. В общем, делал обычные дела и намечал новые. Вспомни, чем ты занимаешься в детском саду с друзьями в Понедельник.

Вторник продолжал рабочую неделю. Помогал сделать дела, которые не успел сделать Понедельник. Вот какими они были дружными! А еще у Вторника было любимое занятие, он выращивал цветы, поэтому свой день часто проводил в цветнике. Есть ли у тебя любимое занятие? Расскажи о нем.  

Среда любила всегда быть в середине, кроме того занималась спортом, и свой день проводила в спортивном зале. Она всегда была бодрой, подтянутой и в хорошем настроении. Где и когда ты занимаешься спортом  и физкультурой?

Четверг отличался своей начитанностью и в любую свободную минуту читал книги. Он много знал и умел ответить почти на все вопросы. Свой день он часто проводил в библиотеке. Какие книги или журналы тебе читают взрослые? Помнишь ли ты, какие занятия в Четверг у тебя в детском саду?

Вот и Пятница пришла. Завтра выходной день, подумала Пятница, а сегодня надо решить, как его провести с пользой. Пятнице Суббота и Воскресенье предложили поиграть в футбол или сходить на рыбалку, но Пятница отправилась  в поход на целых три дня.

Суббота любила долго поспать, организовывала игры и развлечения или просто занималась домашними делами. Она дружила с Воскресеньем, поэтому у них часто было общее любимое дело, например рыбалка или футбол.

  Вот какие дети есть у мамы Недели и папы Время! Они строго идут друг за другом, такой в семье порядок. Понедельник всегда за Воскресеньем, Вторник за Понедельником, а дальше сам скажи.

Прошли все  семь дней, значит прошла целая неделя. Потом все начинается сначала. Попробуем вместе перечислить все дни недели по порядку. Ты молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.

Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...

"Игры и игровые приемы формирования временных представлений у детей с нарушениями речи"

Также трудно дается и освоение понятий: минута, час, день, неделя, месяц, год, т.к. на протяжении всего дошкольного детства не всегда обнаруживается подходящая мерка, опирающаяся на опыт ребенка....

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Как развивать пространственные представления, почему это важно....

Консультация для родителей «Уточнение и обогащение временных представлений у детей с нарушением речи»

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-времен...