Консультация для воспитателей "УТОЧНЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ"
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) на тему

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostranst-vremennye_predst.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

УТОЧНЕНИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Уточнение и обогащение пространственно-временных представлений у детей

с нарушениями речи

Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и детей школьного возраста является формирование пространственного восприятий и пространственных представлений, а также временных ориентировок.

Пространственные представления включают в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела. Они играют значительную роль во взаимодействии человека с окружающей средой и служат необходимым условием ориентировки в ней.

Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений.

Как отмечал П.Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и времени и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, а у школьников - на развитии навыка чтения и письма. Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно, трансформировать пространственную последовательность - графических знаков и временную звуковых комплексов. Таким образом, временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (над, под). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов (к дому, - у дома, в столе - на столе.). Нередко они смешивают предлоги перед - после - за. Например: Шкаф стоит после стула, вместо шкаф стоит за стулом или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы».

Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных широкий - узкий, толстый - тонкий. Они заменяются обозначениями большой. или маленький. (широкая река - большая река., тонкий стебелек - маленький стебелек). Часто у них наблюдается запаздывание формирования схемы тела. В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).

Закономерные на ранних этапах обучения грамоте ошибки (зеркальное написание букв). В норме исчезающие по мере формирования навыка письма, оказываются у таких детей достаточно стойкими.

Дети с проблема в усвоении временных представлений испытывают сложности при обозначении основных единиц времени и периодов человеческого возраста. При этом, если слова называют категории, существенно различающиеся по внешним признакам (зима - лето., день - ночь.), ошибок не допускается. Но, если различия не столь ярко выражены (весна – осень, вечер - утро.), возникают значительные затруднения. Проблемы появляются при различении сходных в понимании детей описаний (птицы прилетают - птицы улетают, листья опадают – листья прорастают, день прибывает - день убывает, солнце всходит - солнце заходит.). Это связано со сложностями выделения в структуре слова и дифференциации приставок, имеющих пространственное значение. Детям становится не понятно, например, куда полетели птицы. Ясно лишь то, что они перемещаются.

Задания и упражнения

- Положить ручку справа от тетради;

- положить карандаш слева от книги;

- сказать, где находится ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради - слева или справа. Так же проводится определение пространственного расположения трех предметов:

- положить книгу перед собой, слева от нее поместить карандаш, справа - ручку.

- Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, сзади; стоя в шеренге, назвать стоящего справа, слева.

- На демонстрационном полотне расположить соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

- Сидя за столом, определить его         правый и левый края.

- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой;

- Определить свое место по отношению к соседу, ориентируясь на его руку.

- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из партнеров определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку, левую ногу и т. д., затем они меняются ролями.

- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей спинкой вверх; потом спинкой вниз. Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади).

- Определить, след, какой ноги (правой или левой) отпечатан на песке.

- Назвать последовательность расположения цветов радуги. В случае затруднения можно воспользоваться подсказкой («Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан»).

- Последовательность числового ряда на примере первого десятка (1 2 3 4 5 6 7 8 9):

        - назвать первое число справа, слева.

Какое из них больше? Определить, в каком направлении возрастают числа в ряду;

- прочитайте ряд в обратном порядке (справа налево). Определить как изменяется величина чисел в этом направлении (уменьшается);

- показать число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше оно или меньше, чем 4?  Назвать соседей числа 4 справа, сравнить их по величине;

- показать соседа слева;

- показать соседа справа; - вернуть число на место (1 3 2 и т.д.).

 Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

        - Что находится слева от бабочки?         (Ромашка, птица)

        - Где находится дом по отношению к бабочке? (Внизу слева.)

        - Где находится туча по отношению, к бабочке, собаке, птице? (Наверху         справа, над собакой, справа.)

- Кто находится в правом нижнем углу? (Собака.)

- Дорисовать правое ухо.

- Дорисовать левое ухо.

-  Дорисовать левую бровь и правый глаз.

- Дорисовать правое ухо и левый глаз.

Задания и упражнения

-  Написать называемые геометрические фигуры (впоследствии - буквы) справа или слева от вертикальной линии.

-  Определить пространственное расположение рисунков на картинке относительно друг друга.

- Кто находится в центре рисунка?   (Бабочка.)

        - Что находится в правом верхнем углу? (Туча)

-  Рассмотреть буквы. Вычеркнуть те из них, которых нет в русском алфавите.

Я, R, И, Ь, N. V, L. v, Г, р, d.

Paзвитие и уточнение временных представлений

При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие вопросы: сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье.

1. Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год); наблюдение и определение последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (_после., _перед., _сейчас.. –потом, и т.д.).

Задания и упражнения

Логопед объясняет, что дни недели называются сейчас так же, как и в старину на Руси. Только _воскресенье, называлось тогда «неделя», «день недельный», отсюда и распространилось это название на весь семидневный отрезок времени. А «суббота» пришла к нам из стран Древнего Востока.

-  Назвать пять дней недели без дат.

Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

-  Запомнить по порядку названия дней недели. Записать их и сосчитать, сколько получилось. Ответить, о чем говорят названия: «вторник», «четверг», «пятница»; «среда», «понедельник», «суббота», «воскресенье».

-  Вставить пропущенные цифры.

- __понедельник, _ - вторник, _ - среда, 4 - четверг. _ - пятница, _ - суббота, 7 - воскресенье.

- Закончить предложения.

Если сегодня понедельник, то завтра будет... Еcли сегoдня четверг, то завтра будет... Еcли сегoдня суббота, то завтра будет ... Еcли сегодня пятница, то вчера была... Еcли сегодня втoрник, то вчера был... Еcли сегодня воскресенье, то вчера была...

- Вставить в предложения пропущенные слова.

        Зoлyшка шила платье с понедeльника по среду. Значит, она рабoтaлa...___ дня.

Буратино и Пьеро выступали в театре с четверга по воскресенье. Значит, они выступали... ___дня.

Незнайка пошел в поход и шел четыре дня. Вышел он во вторник, а закончил свой поход в...

Чиполлино копал грядку три дня. Начал он работу в среду, а закончил ее в...

Наф-Наф строил дом с пoнeдeльника по четверг он возводил стены. А за следующие два дня он сделал крышу.

Сколько дней Наф-Наф возводил стены? В какой день недели Наф-Наф закончил делать крышу? Сколько всего дней строился дом?

- Прослушать стихотворения и ответить на вопросы.

Сколько всего недель растет и спеет рожь? А месяцев? Сколько нужно ждать недель, чтобы лен посеял семя? А месяцев?

Рожь две недели зеленится.

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает.

Лен четыре недели растет,

Две недели цветет,

Четыре спеет,

А уж потом семя посеет.

- Прочитать стихотворение и ответить на вопросы.

В какой день Муха купалась в клубничном варенье? Как называется день, который следует за воскресеньем? Что сделала Муха в этот день? Что она делала на следующий день? Как он называется? После того как Муха искупалась в томатной подливке, где она купалась на следующий день? Почему этот день называется среда? Как называются четвертый и пятый дни недели? Назвать все дни недели, по порядку начиная с понедельника; с воскресенья. Какие дни недели называем выходными? Почему?

Жила-была Муха-чистюха.

Всё время купалась Муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном         варенье.

В понедельник - в вишневой         наливке.

Во вторник - в томатной подливке.

В среду - в лимонном желе.

В четверг - в киселе и смоле.

В пятницу - в простокваше,

В компоте и в манной каше...

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: «Я больше не в силах!

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала».

        Н. Бжехва

-  Вычислить день недели.

Если к вчерашнему дню прибавить еще четыре, то наступили бы выходные, а если oт завтрашнегo отнять два дня, то выходные еще бы не кончились.

-  Задание «Шифровaльщики».

Логопед предлагает детям представить, что они разведчики и им необходимо передавать и принимать сообщения центра так, чтобы враги не догадались об их содержании. Нужно зашифровать и расшифровать информацию с учетом того, что буква соответствует цифре в строке-шифре.

А О П Н Е С Р Д В Л  Я   И   Т  Ь   Ц  К

1  2  3  4  5 6 7  8  9 10 11 12  13 14 15 16

Понедельник - _________

Нделя –_________

Воскресенье- ________-

9 13 2 7 4 12 - _______-

67581-__________

3 11 13 4 12 15 1 - _____

- Исправить замеченную ошибку в перечне дней недели, летних месяцев и других рядах, диктуемых логопедом с намеренной перестановкой или пропуском.

- Прослушaв текст, догадаться, о каких месяцах в нем говорится.

Наступила жара. Под каблуками плавится асфальт.

Горожане спешат в ближайшие пригороды, к водоемам,

к спасительному свежему воздуху.

Это время называют макушкой лета.

Кончается лето. Трава стала пыльной. Деревья еще зеленые, но нет-нет и протянет желтый или красный куст.

- Прослушать текст и догадаться, о каком времени года идет речь.

        Сегодня плохая погода. На улице холодно. Дует сильный ветер, почти весь день идет дождь. Цветут черемуха и сирень.

- Закончить рассказ по его началу.

        Главное время гада

        Поспорили ребята: какое время года главное? Саня говорит:

        -Лето! Летом созревают вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

- Осень - главное время! - сказал Коля. - Осенью всё  огородов убирают.

- Вот! - подхватила Маринка. Осенью на зиму всё заготавливают! И елка зимой. И Новый год зимой. Зима - главное время года!

- Ответить на вопрос: Когда это бывает?

Снег на полях.

Лед на реках,

Ветер гуляет.

Когда это бывает? (зимой.)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает.

Когда это бывает? (летом)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает

Когда это бывает? (Весной.)

Пусты поля,

Мокнет земля,

Лист оподает

Когда это бывает? (Осенью.)

- Вставить пропущенные названия месяцев.

        Самый короткий месяц гoдa...

В...самые короткие световые дни.

В... есть день весеннего равноденствия.

В... начинается учебный гoд.

 ... - выходные дни. Середина рабочей недели - ...

Первый лeтний месяц - ...

Второй зимний месяц - ...

Третий осенний месяц - ...

Последний месяц зимы - ...

Второй месяц весны - ...

Первый осенний месяц - ...

Последнии месяц лета - ...

- Вставить пропущенные цифры.

        В одном веке... лет. В году... суток, а в високосном году... суток. В сутках... часа. В... году наступил ХХI век.

В мае... дней. В сентябре... ночей. В часе... минут. А.С. Пушкин родился в... веке, а умер в... вeке.

- Объяснить смыл пословиц о, временах года. Подчеркнуть только те, которые относятся к временам года. Придумать и записать рассказ, используя в качестве названия одну из пословиц.

Весенний дождь лишним не бывает.

        Май леса наряжает, лето в гости ожидает.

        Навоз отвезем, так и хлеб привезем.

        Весна красна цвeтaми, а осень пирогами.

        Пахать, так не дремать.

        Журавль летит высоко, видит далеко.

        Воробей мал, да удал.

        Где воробью не летать, а всё дома ночевать.

        Старого воробья на мякине не провдешь.

        Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!

        Что летом родится, зимой пригодится.

        Готовь сани летом, телегу - зимой.

        Летний день за зимнюю неделю.

Клади по ягодке, наберешь кузовок.

        Зернышко к зернышку – будет мешок.

Кто рано встает, тот грибы соберет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.

        Лето со снопами, осень с пирогами.

        Пошла репа в поле блошкой, а назад пришла лепешкой.

Холоден сентя6рь, да сыт.

Весной дождь растит, а осенью гноит.

В ноябре весна с осенью борется.

Первый снежок - не лежок.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Спасибо, мороз, что cнeгy нанес.

Береги нос в большой мороз!

Солнце на лето, зима на мороз.

- Заполнить таблицу.

Месяц

Что после?

Январь

Февраль

Сентябрь

Утро

Осень

Среда

Февраль

Ночь

Воскресенье

Май

Ноябрь

Лето

Месяц

Что перед?

Декабрь

Ноябрь

Май  

Вечер

Четверг  

Весна  

Aвгycт

Ноябрь

вторник

День

Зима  

Апрель

При обсуждении темы необхоимо затронуть вопросы о том, что обозначает слово календарь и почему мы начинаем новый год с января? Следует рассказать о происхождении современного гpигoрианского календаря и другrиx существующих способах летоисчисления.

 Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста (младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость), о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь, отец, мать, бабyшкa, дедушка и т.д.).

        - Рассказать про свою семою по плану, используя слова и выражения: мамин сын, бабyшкин внук, папина дочка, дедушкина внучка, сестра, брат, дядя, тетя, родственники. В случае затруднения ребенку необходимо задать наводящие вопросы.

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Koгдa и где ты родился?

Перечисли, кто есть в твоей семье?

Есть ли у тебя братья и сестры?

Как зовут твоих родителей, бабушку, дедушку, сестер, братьев?

Кем и гдe работают твои родители? Есть ли у тебя домашние животные?

Твое любимое занятие?

        Что вы всей семьей любите делать в свободное время?

- Сопоставить понятия «дед - отец - сын – брат»; «бабyшка - мать - дочь – сестра». Дать варианты этих понятий.

- Выяснить, что означает понятие генеалогическое древо. Поговорить с родителями и родственниками о прошлом своей семьи, о предках. Составить с помощъю родителей собственное генеалогическое древо. По возможности нужно исполъзовать семейный архив (фотографии, письма, рисунки, открытки, семейные альбомы и т. п.).

- Рассмотреть фотографии одного старого человека, сделанные в разные годы. Ответить, какая фотография появилась раньше других? Пронумеровать фотографии в хронологическом порядке.

- Найти в семейном архиве фотографии своих родственников младенчестве, детстве, отрочестве, юности, в зрелые годы в старости. Расположить фотографии по порядку в альбоме.

- Ответить на вопросы.

Ане 5 лет, а Тима младше ее на 4 гoдa. Сколько лет Тиме?

Это Вася и Наташа. Васе 15 лет. А Наташе 4 года. Кто младше? кто старше? Сколько лет было в прошлом году Наташе? Сколько лет будет в следующем году Васе?

Даше 12 лет, а Надя старше ее на 5 лет. Сколько лет Наде?

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, НАВЫКОB АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

        1. Развитие зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза

        Работу по развитию зрительного восприятия, навыков анализа и синтеза важно вести в следующей последовательности:

1. Различение предметов по форме.

2. Различение предметов по цвету.

3. Узнавание, сравнение реальных изображений предметов.

4. Синтез реальных изображений предметов (разрезные картинки, пазлы, «заплатки»).

5. Узнавание схематических, силуэтных, пунктирных и контурных изображений.

6. Узнавание и исправление недорисованных изображений, правильно расположенных в пространстве.

7. Угадывание предметов по отдельным деталям.

8. Узнавание и исправление недорисованных изображений, расположенных в пространстве под углом в 45,90, 135°.

9. Узнавание зашумленных изображений.

10. Узнавание наложенных изображений.

11. Узнавание «химер» (двойных изображений).

12. Анализ изображений (сходство-отличие).

13. Лабиринты.

2. Развитие пространственных представлений

Пространственные представления - сложная многофакторная структура психики. Их развитие в онтогенезе проходит длинный путь от ориентации в схеме тела до вербальной маркировки пространства («впереди», «сзади», «под», «над» и т. д.). Работу над освоением пространства необходимо разбить на следующие этапы: освоение пространства собственного тела, уточнение и обогащение представлений о внешнем пространстве, определение пространственных направлений по отношению к себе, определение ориентации предметов по отношению друг к другу, конструирование, пространственная ориентация на листе бумаги, вербальная маркировка пространства. Работа по уточнению пространственных представлений также должна быть жестко иерархически выстроена; только после овладения одним этапом можно переходить к следующему.

Соматогнозис

Освоение телесного пространства - наиболее онтогенетически ранняя система ориентации, поэтому формирование пространственных представлений правильно начинать именно с этого этапа работы. Ребенок должен, прежде всего, осознать собственное тело, знать части тела и их взаимное расположение, усвоить, что взаиморасположение частей тела неизменно.

        . «Налево». Выполнять движения только в направлении на лево.

        . «Путаница». Аналогично описанному ранее упражнению

        . «Право-лево». Предложить ребенку дотронуться правой рукой до левой коленки, левой рукой до правого уха и т. д.

. «Совмещение понятий». Логопед дотрагивается до любой части тела ребенка и просит его определить, где она находится: ухо - вверху слева, колено - внизу справа, спереди и т. д.

 Уточнение и обогащение представлений о внешнем

пространстве

Внешнее пространство условно можно разделить на три зоны: нижнюю, среднюю и верхнюю. Вначале нужно отработать с ребенком умение видеть эти зоны, затем - какие из окружающих его предметов находятся в каждой зоне и, наконец, можно переходить к уточнению пространственных представлений в природном мире.

        . «Моя квартира». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

        . «Мой детский сад (класс)». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

        . «Мой двор, улица». Назвать предметы, расположенные в нижней, средней, верхней зоне.

. «Водное царство» - нижняя зона. Вспомнить водоплавающих животных и рыб (тюлень, морж, крокодил, щука и др.), имитировать их движения, лежа на полу. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

. «Пустыня». Вспомнить животных, живущих в пустыне (змея, суслик, тушканчик и т. д.), имитировать их движения в нижней зоне. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

· «Царство зверей». Вспомнить животных (домашних и диких), живущих в средней полосе, в жарких странах, на севере. Имитировать их движения, стоя на четвереньках, - средняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

· «Царство птиц». Вспомнить диких птиц. Имитировать их движения, стоя на ногах, - верхняя зона. Упражнение выполняется с опорой на картинки.

· Oтpаботка противоположных понятий: открыто - закрыто, большой - маленький, высокий - низкий, толстый - тонкий, короткий - длинный, узкий - широкий (реальных и на картинке).

Определение пространственных направлений по отношению к себе

На этом этапе работы важно объяснить ребенку, что внешнее пространство воспринимается по отношению к нему. При этом пространство его тела всегда остается неизменным. Помощь в ориентировке «право-лево» ребенку по-прежнему  оказывает маркер - нитка на руке или кольцо, браслет и т. д.

· «Справа-слева, спереди-сзади». Назвать как можно больше предметов, которые находятся справа (слева), спереди (сзади). Логопед должен подвести ребенка к мысли о том, что если тот повернется, то количество названных предметов увеличится.

· «Повороты». Перечисляем предметы, которые находятся справа (слева), спереди (сзади), постепенно поворачиваясь вокруг своей оси на 45,90, 135, 180°.

        · «Медленные повороты». Упражнение аналогично предыдущему, однако поворот выполняется медленно.

· «Шеренга». В упражнении принимают участие несколько детей; если занятие проводится индивидуально, можно в ряд выстроить игрушки. Назвать, кто, где стоит (справа, слева).

. «Паровоз». Выстроить детей (игрушки) в затылок друг другу. Ребенок должен сказать, кто, где стоит (спереди, сзади).

. «Далеко или близко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены далеко (близко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве.

. «Высоко или низко». Стоя на одном месте, назвать предметы, которые расположены высоко (низко). Повторить это же упражнение, изменяя реально и мысленно положение тела в пространстве (подняться на стол, стул, подоконник и т. д.).

. «Солдат». Ребенок выполняет команды логопеда: один шаг налево, два вперед, три направо, один назад и т. д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.

. «Неисправный робот», Ребенок выполняет команды логопеда, двигаясь в противоположном названному направлении. Затем ребенок и логопед меняются ролями.

. «Куда пойдешь, то и найдешь). Игрушки прячем под бумажные колпаки по 4 стороны от ребенка. «Направо пойдешь мишку найдешь. Налево пойдешь - зайца найдешь. Куда хочешь пойти, что хочешь найти?»

. «Ищейка». Ребенок ищет спрятанную игрушку, выполняя команды логопеда. Упражнение можно выполнять, отсчитывая шаги (по аналогии с описанными выше упражнениями) или ориентируясь на предметы: пройди справа от стула, но слева от стола и т. д. Затем ребенок и логопед меняются ролями.

. «Ориентация по памяти», Предложите ребенку описать маршрут от дома до сада (школы), от группы до кабинета логопеда и т. д. Нарисуйте вместе с ним схемы пути. Обратите его внимание, что на обратном пути направление движения изменяется в противоположную сторону.

· «Водители». Рассмотрите вместе с ребенком план улиц.

Поставьте на дорогу нарисованную или игрушечную машинку, предложите проехать из одной части города в другую по вашей команде, затем самостоятельно, комментируя свои действия.

Определение ориентации предметов по отношению

друг к другу

· «Попади в ворота», Закатывать мяч в ворота с комментариями: мяч слева (справа от ворот), за ними, перед ними. Вначале при выполнении упражнения следует ввести пространственные маркеры (положить слева кружок). Аналогично упражнение выполняется по картинке.

· «Комната, класс». Рассказать, как предметы в комнате расположены по отношению друг к другу (слева-справа, вверху внизу, впереди-сзади). Аналогично упражнение выполняется по картинке.

· «Кинотеатр». Рассадить игрушки в два ряда, Комментируя при этом свои действия: «Мишка сядет в первый ряд, слева от него - зайка, справа - кукла Маша, сзади - слоник» и т. д.

Аналогично упражнение выполняется по картинке.

        · Отработка дихотомических (противоположных) понятий:

больше - меньше, толще - тоньше, короче - длиннее, уже _ шире (реально и на картинке).

        · Отработка дихотомических понятий: выше-ниже, левее         правее, дальше или ближе (реально и на картинке).

Ориентация в схеме тела человека, стоящего напротив

Для ребенка этот этап работы представляет наибольшую трудность, поэтому необходимо обратить на него особое внимание. При выполнении упражнений обязательно использовать маркеры, как ребенку, так и логопеду.

11.1'

 Ребенок стоит впереди, логопед сзади него перед зеркалом. По команде логопеда оба одновременно поднимают вверх правую руку, делают мах правой ногой. Аналогичные упражнения выполняются левой рукой и ногой. Внимание ребенка акцентируется на том, что правые (левые), части тела расположены с одной стороны.

. Стоя лицом к ребенку, попросите его показать вашу левую руку (не отмеченную маркером). Скорее всего, ребенок покажет на правую руку. Наденьте на нее яркий браслет и встаньте к ребенку спиной. Опять попросите указать на левую руку. Пометьте ее маркером. Продемонстрируйте ему обе руки. Объясните, что когда человек стоит лицом к вам, левые части тела находятся у него с той стороны, где у ребенка правые.

. «Оля - Яло». «Жила-была девочка. Звали ее Оля. Подошла она как-то к зеркалу, посмотрелась в него. Увидела там точно такую же девочку. Подняла правую руку, а девочка в зеркале подняла левую. Зажмурила левый глаз, а девочка в зеркале правый. Удивилась Оля и спросила, как зовут девочку. А та отвечает, что зовут ее Яло, то есть Оля наоборот, потому что она делает все, как Оля, только наоборот». Объясните ребенку, что, когда он смотрит в зеркало, происходит аналогичная ситуация. «Переверните» вместе с ребенком его имя и поиграйте перед зеркалом, комментируя действия («Маша подняла правую руку, а Ашам левую»).

. «Расскажи про меня». Логопед стоит лицом к ребенку, который показывает и называет его части тела (правая рука, левый глаз и т. д.).

. «Делай так». Логопед поднимает флажок (выполняет другие действия) левой, правой рукой, двумя руками, ребенок повторяет движения одноименными руками, стоя позади взрослого, рядом с ним, напротив него.

· «Будь моим зеркалом». Логопед выполняет различные движения, стоя напротив ребенка, который копирует его действия (движения ребенка должны выполняться одноименными частями тела).

«Зеркало треснуло». То же, только действия должны выполняться разноименными частями тела.

        · На картинках ребенок по заданию логопеда находит, какие герои действуют правыми частями тела, а какие левыми.

Конструирование

        Этот этап развития пространственных представлений логопед может отрабатывать как изолированно, так и совмещать с этапом ориентации на листе бумаги для экономии  времени.

Возможна также работа в виде домашних заданий используются спички, геометрические фигуры, кубики (выкладывание по аналогии с комментариями, по инструкции), разнообразные конструкторы, «лего», пазлы, мозаика, Доска Сегена и т. д. Важно, чтобы ребенок комментировал свои действия.

Ориентация на листе бумаги

На этом этапе по-прежнему используется маркер нитка.

Также необходимо маркировать пространство стола (в верхней левой его части приклеить красный кружок).

· Положите перед ребенком квадрат, нарисованный на листе бумаги. Определите и обозначьте разноцветными Линиями его стороны: верхняя, нижняя, левая, правая. Соотнесите их со сторонами Листа. Найдите на квадрате верхний левый угол. Oтметьте его красной точкой. Аналогичную работу проделайте с листом бумаги. Соотнесите с красным кружком на столе и маркером на левой руке ребенка. Объясните ребенку, что выполнение заданий на бумаге он будет всегда начинать, ориентируясь на верхний левый угол листа и продвигаясь вправо вниз.

. «Волшебные квадраты». Предложите ребенку обвести верхние, затем нижние левые, потом правые стороны квадратов, отметить точками углы (верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый). Усложненный вариант задания наложенные квадраты.

. «Муха». Положите перед ребенком квадрат, разделенный на 9-25 одинаковых частей. В центральную часть квадрата поместите рисунок мухи. По вашей команде ребенок должен передвигать муху по квадрату. После того как ребенок полностью освоит упражнение, предложите ему передвигать муху мысленно.

. Пространственные диктанты. Поставьте на листе бумаги в клетку точку. Научите ребенка вести линию от точки по вашей команде (два шага вверх, три - вправо и т. д.).

. «Следопыт». Положите перед ребенком лист, расчерченный на 9-25 квадратов, в левом верхнем углу которого стоит красная точка. Такой же лист, в одном из квадратов которого нарисован «клад», положите перед собой, закрыв от ребенка ширмой. Предварительно проведите на своем листе дорожку от точки до клада. Продиктуйте ребенку путь. Затем сравните получившиеся рисунки.

. «Дорожки» для закрепления правильного навыка работы на листе бумаги предложите ребенку провести дорожки от кошки к миске, от пчелы к цветку, от тучки к траве, от парашютистов к земле и т. д.

. «Обводка». Предложите ребенку обвести сначала простые фигуры, затем сложные, соблюдая правильное направление движения: слева направо, сверху вниз.

· «Копирование». Предложите ребенку скопировать вначале геометрические фигуры, затем более сложные рисунки, состоящие из геометрических фигур. Работа проводится на листе бумаги в крупную клетку.· Копирование Сложных фигур на чистом листе.

Вербальная маркировка пространства

Проводя работу по уточнению пространственных представлений, мы постоянно стремились к их вербализации. Однако на заключительном этапе необходимо провести отдельную работу, включающую следующие компоненты: последовательности (время суток, времена года, дни недели, месяцы), предлоги, составление рассказа по сюжетной серии, составление рассказа по картине, логико-грамматические речевые конструкции.

а) Освоение последовательности.

В р е м я  с у т о к. Необходимо объяснить ребенку, что времена суток сменяют друг друга и каждому времени соответствуют те или иные моменты распорядка дня.

- Схематично обозначьте или напишите вместе с ребенком на полоске бумаги времена суток по порядку, склейте противоположные стороны полоски, у вас получится круг. Пусть ребенок расскажет, какое время суток следует за (бывает перед или между) другим.

- Выверните полоску обратной стороной. Схематично обозначьте или напишите вместе с ребенком режимные моменты в соответствии со временем суток (утро - подъем, умывание, завтрак, занятия; день - обед, тихий час и т. д.). Затем обсудите с ребенком его распорядок дня, Соотнося с частями суток. Осуществляйте контроль, попеременно выворачивая полоску на разные стороны.

        · «Раньше-позже». Используя полоску, обсудите с ребенком, какое время суток раньше, какое позже. Рассмотрите картинки со схематичным изображением времен суток, режимных моментов. Попросите ребенка определить, что где нарисовано, разложить картинки по порядку.

. «Мой день». Логопед показывает ребенку картинку со схематичным изображением времен суток, ребенок молча показывает действия, которые он обычно выполняет в это время суток. Затем логопед выполняет действие - ребенок угадывает время суток (потягивается - утро, ест столовой ложкой - день, зевает вечер, спит - ночь).

- Надо поймать мяч, если логопед назовет правильную последовательность времен суток («После ночи будет утро»), и отбросить его, если последовательность будет неверной («После ночи будет день»).

- «Путаница». Упражнение выполняется устно или по картинкам. Логопед неверно приводит порядок времен суток (сначала наступила ночь, затем был день) или ошибочно соотносит режимные моменты со временем суток («Утром я обедала»). Ребенок должен найти и исправить ошибку.        

В р е м е н а  г о д а, м е с я ц ы, Д н и  н е д е л и. При отработке этих последовательностей также используется полоска бумаги и соответствующие упражнения, которые включают в себя большое количество разнообразных картинок, стихов, загадок. Детально прорабатываются признаки каждого времени года и месяца.

Пр е д л о г и. Первоначально предлоги отрабатываются в реальных действиях ребенка (по инструкции, в действиях с игрушками, по схеме). Затем с опорой на картинки составляются предложения с использованием схем. Попросите родителей вместе с ребенком вырезать из плотного картона 3 полоски бумаги с выступающей вверх полосой, 6 ровных полосок, 13 квадратов, на которых по мере изучения дети будут рисовать схемы предлогов. Сложите эти полоски в конверт. Используйте их при составлении схемы предложений, например: «Кот спрятался под диван».

б) Составление рассказа по сюжетной серии, картине. При составлении рассказа по сюжетной серии используются разрезанные картинки-сюжеты.

Необходимо объяснить ребенку, что это фрагменты одного и того же рассказа. Ему требуется внимательно рассмотреть каждый фрагмент, подумать какой из них является начальным, какие следуют за ним по порядку. Разложить фрагменты, начиная слева (от маркера) по порядку, составить цельный рассказ, связывая фрагменты друг с другом. Одновременно ведется работа по уточнению (расширению) лексики, обучению правильному употреблению предлогов, при необходимости проводится коррекция грамматической стороны речи.

В начале работы над составлением рассказа по сюжетной картине ребенку объясняют, что, прежде всего ее необходимо внимательно рассмотреть, придерживаясь направления слева направо, снизу вверх. Затем надо выделить главных и второстепенных героев.

Представить себе, что картинка - это моментальная фотография. Подумать, что с героями происходило перед тем, как их «сфотографировали», что будет про исходить после. Затем составить план рассказа. Руководствуясь планом и временной последовательностью событий, составить короткий рассказ.

в) Освоение логико-грамматических конструкций.

        Поскольку ребенок уже усвоил дихотомические понятия, ему сравнительно несложно будет освоить данные конструкции. Вначале работа проводится с опорой на наглядный материал (игрушки, картинки, реальных людей), затем без опоры.

. Толя ниже Кати. Кто выше?

. Слон толще зайки. Кто тоньше?

. Карандаш короче линейки. Что длиннее?

. Коля старше Пети, но моложе Веры. Покажи на рисунке, кто есть кто.

. Мишка стоит за лисой. Где стоит лиса?

. Покажи, где мамина дочка, а где дочкина мама.

· «Угадай». Логопед расставляет на столе несколько предметов (стакан с ложкой, коробка с кнопками и т. д.) И предлагает ребенку послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем убирает предметы за ширму и предлагает ребенку отгадать, что звучит.

· «Волшебные коробочки». Подготовим два набора непрозрачных коробочек для себя и ребенка (3-7). Заполним их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, песком, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале предлагаем ребенку внимательно послушать звучание каждой коробочки и ознакомиться с ее содержимым. Затем по образцу он должен найти звучащую коробочку. Далее подобрать по аналогии серию звучащих коробочек.

· «Где шумит?», Определение на слух направления звука, источник которого расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, Музыкальные инструменты).

· «Жмурки с погремушкой», Вначале демонстрируется, какие звуки издает погремушка. Затем ребенку завязывают глаза и просят поймать ведущего по звуку погремушки.

· «Колокольчик», Дети передают за спиной друг друга колокольчик. Ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.

· «Прятки». Ребенок выходит из комнаты, логопед прячет громко тикающий будильник. По возвращении ребенок должен прислушаться и определить, в каком он месте спрятан.

 «Музыкальные инструменты», Демонстрируем звучание различных инструментов: барабана, дудочки, бубна, трубы, гитары и т. д. Затем ребенок должен определить, какой инструмент прозвучал. Усложненный вариант: с закрытыми глазами определить, в какой последовательности звучали инструменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения ум...

Использование дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи.

Статья посвещена использованию дидактических игр и игровых приёмов для развития фонематического слуха, обогащения лексико-грамматического строя детей с нарушениями речи....

Наглядное моделирование как средство развития фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

Теория и практика логопедической работы показывают, что важным условием успешного речевого развития детей дошкольного возраста является сформированность фоне...

Формирование пространственных представлений удетей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

У детей с врождённой патологией опорно - двигательного аппарата так же, как у детей с нарушением ЦНС, замедленно формирование пространственных представлений. Они часто путают направление «право ...

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».

Консультация на тему: «Развитие дыхательной системы у детей с тяжелым нарушением речи (заиканием), как эффективное средство коррекции речи».Дыхание выполняет очень важную функцию в ж...