Главные вкладки

    Использование кругов Эйлера в развитии фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи
    методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Дубяга Ирина Алексеевна

           В коррекционной работе по развитию фонематических представлений мною активно используется метод  наглядного моделирования. Одним из  средств повышения умственной, речемыслительной, познавательной активности детей на занятиях являются круги Эйлера. Использование данного пособия позволяет детям усваивать такие сложные понятия, как "звуки", дифференцировать их  на "гласные" и "согласные", различать    по признакам "твердости - мягкости", "звонкости - глухости". Применение кругов Эйлера приподносится детям в игровой форме, они с увлечением размышляют над поставленной задачей, рассуждают, доказывают свое мнение, действуют с моделями. Данный материал позволяет выстраивать работу детей группами, что положительно сказывается на решении вопитательных задач: формируют навыки взаимопомощи,  умения договариваться, поддерживать друг друга, радоваться достигнутым результатам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krugi_eylera_v_korrektsionnoy_rabote_logopeda.docx343.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

    С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

                  Для успешного обучения в школе у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут ему правильно усвоить навыки чтения и письма. А так как современный метод обучения грамоте аналитико – синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы фонематические процессы, нарушение которых приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

                  Как показывает практика, дети с нарушениями речи затрудняются самостоятельно выделить заданный звук из слова, несколько гласных звуков одновременно, определить позицию заданного звука в слове.   У  таких детей отмечаются нарушения  произношения и восприятия фонем, незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико – артикуляционными признаками, нет четких навыков анализа и синтеза, что приводит к трудностям при обучении чтению и письму. Работа по развитию у детей аналитико – синтетической деятельности предусматривает подробное знакомство детей со звуковой стороной языка. Четкий навык фонематического анализа – это умение определять последовательность, порядковое место и количество звуков в слове, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Изучение звуков происходит в процессе аналитико – синтетической деятельности, когда ребенок овладевает навыками звукового анализа и синтеза, на основе которого дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ и синтез может привести к дислексии: затруднения и ошибки связанные с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

                   При решении данной проблемы очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять абстрактные понятия, такие, как звук, слог, слово, предложение, научиться практическим действиям с ними.  

                  Это особенно важно для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так как процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.  Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое предусматривает использование различных схем и моделей на логопедических занятиях. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложение на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем и моделей меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы.

                   Наряду с образовательными и развивающими задачами, большое значение метод наглядного моделирования играет в осуществлении и воспитательных задач. Действуя с моделями и схемами,  у детей формируются такие качества, как  выдержка, настойчивость; сглаживаются отрицательные черты характера; создаются условия для развития речи, памяти, внимания, мышления.    Выполняя игровые задания с моделями и схемами, дети оживляются, у них проявляется интерес к решению поставленной задачи. Время, отведенное на занятие проходит незаметно, дети не устают, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции становится благоприятной.

                  Наряду с традиционными моделями и схемами, мы используем на занятиях разноцветные обручи (круги Эйлера) и, как вариант, цветные шнуры, из которых дети самостоятельно выкладывают фигуры круглой формы.

                   Разноцветные обручи используются при ознакомлении детей с такими понятиями, как «гласные» - «согласные», «твердые» - «мягкие», «звонкие» - «глухие» звуки, формируют навык дифференциации звуков по названным признакам.     Знакомство со звуками начинается с определения качественной характеристики – описания артикуляционных и акустических свойств изучаемого звука. Для детей это абстрактные, невидимые понятия. И здесь большое значение имеет зрительная опора в виде графических схем, символов, моделей, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, сравнить звуки, наглядно видя их.            

            Для  характеристики звуков,   мы используем кружочки  (общепринятых) цветов: красный – это гласные звуки, синий – согласные звуки.

    гласные звуки

    согласные звуки

    Игра «Рассели звуки по домикам»

    Цель: закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки,  умения их дифференцировать.  

    Описание игры: дети получают задание: в домик  (обруч) желтого цвета заселить все гласные звуки, а в домик черного цвета – все согласные звуки. Символы гласных и согласных звуков, расположенные над кругами являются   ориентирами – подсказками для детей. Выполнив задание, дети проговаривают: «В домике желтого цвета «живут» все гласные звуки. В домике черного цвета «живут» все согласные звуки».

                                                                                                                       

                   Далее вводится задание с  использованием одного круга и частицы отрицания «НЕ».

     Игра «Угадай звуки и засели их в домик»  

    Цель: закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки,  умения их дифференцировать. Учить использовать в речи слова с частицей «не».

    Описание игры: Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Дети, ориентируясь на подсказку, расположенную над цветным кругом – кружочек синего цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не согласные), рассуждают:

    - В этом домике живут звуки не согласные, значит они – гласные.  

    Определив «жильцов» домика, заселяют их - раскладывают кружочки красного цвета  в домик. За кругом остаются все согласные звуки. Выполнив задание, дети проговаривают: «В этом домике живут все  гласные звуки. Без домика остались все согласные звуки».

                   

    Игра «Угадай звуки и засели их в домик» - 2  

    Цель: та же.

    Описание игры:   Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Дети, ориентируясь на подсказку, расположенную над  кругом – кружочек красного цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не гласные),  рассуждают:

    - В этом домике живут звуки не гласные, значит они – согласные.  

    Определив «жильцов» домика, заселяют их - раскладывают кружочки синего цвета  в домик. За кругом остаются все гласные звуки. Выполнив задание, дети проговаривают: «В этом домике живут все  согласные звуки. Без домика остались все гласные звуки».  

                  При различении звуков по признаку твердости – мягкости используем синие кружочки – это твердые звуки,  зеленые – это мягкие звуки.

    твердые согласные звуки

    мягкие согласные звуки.

    Игра «Рассели звуки по домикам»

    Цель: закрепление понятий «твердые»  и   «мягкие» согласные звуки, умения дифференцировать их. Закрепление умение употреблять в речи слова с частицей «не».

    Описание игры:  Детям предлагается задание:  Определить какие звуки они заселят в домик желтого цвета, а какие,  в домик черного цвета. Правильно определив звуки, соотнеся их с подсказками, расположенными над цветными кругами, дети расселяют «жильцов» по своим домикам. В конце произносят: «В желтом домике «живут» все твердые согласные звуки, а в черном – все мягкие согласные звуки».

                                                                                                                       

               

                     Далее проводится игра с использованием одного круга и частицы отрицания «НЕ».

    Игра «Угадай звуки и засели их в домики»

    Цель:  закрепление понятий «твердые» и  «мягкие» согласные звуки, умения дифференцировать их. Закрепление умение употреблять в речи слова с частицей «не».

    Описание игры:   Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами.  Ориентируясь на подсказку, расположенную над кругом – кружочек синего цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не твердые согласные звуки),  дети рассуждают:

    - В этом домике живут звуки не твердые, значит они – мягкие согласные.  

    Определив «жильцов» домика, заселяют их - раскладывают кружочки зеленого цвета  в домик. За кругом остаются все твердые согласные звуки. Выполнив задание, дети произносят: «В этом домике живут все  мягкие согласные звуки. Без домика остались все твердые согласные».  

                         

                                                                                                               

    Игра «Угадай звуки и засели их в домики» - 2.

    Цель: та же.        

    Описание игры:   Дети получают задание: заселить в домик звуки, а какие, они должны догадаться сами. Ориентируясь на подсказку, расположенную над кругом – кружочек зеленого цвета, перечеркнутый (обозначает частицу «НЕ» - не мягкие согласные звуки),  рассуждают:

    - В этом домике живут звуки не мягкие, значит они – твердые согласные.  

    Определив «жильцов» домика, заселяют их – раскладывают  кружочки синего цвета  в домик. За кругом остаются все мягкие согласные звуки. Выполнив задание, дети проговаривают: «В  домике живут все  твердые  согласные звуки. Без домика остались все мягкие согласные звуки».

                         

                    При различении звуков по звонкости – глухости используем кружочки синего цвета с колокольчиком – это звонкие твердые согласные и зеленого цвета с колокольчиками – это мягкие звонкие согласные.  

    звонкие твердые согласные звуки.    

                                                                                                                                                        

     

    звонкие мягкие согласные звуки

    глухие твердые согласные

    глухие мягкие согласные.

    Игра «Рассели звуки по домикам»

    Цель: закрепление понятий «звонкие» и «глухие»  звуки и умения их дифференцировать. Употребление в речи слов с частицей «не».

    Описание игры:  Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами.   Дети, ориентируясь на кружочки – подсказки, рассуждают:

    - В желтом домике «живут» все не звонкие и твердые звуки, значит они глухие и твердые.   В черном домике «живут» все не глухие  и твердые согласные, значит они – звонкие и твердые согласные.  

    Правильно охарактеризовав звуки, соотнеся их с   подсказками, расположенными над цветными кругами,  дети  заселяют «жильцов» в свои домики.  В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все глухие твердые согласные звуки, а в черном – все звонкие твердые согласные звуки».

     

                                                                                                         

                                                                                                                                       

    Игра «Рассели звуки по домикам» - 2.

    Цель: закрепление понятий «звонкие» и «глухие» мягкие  звуки. Употребление в речи слов с частицей «не».

    Описание игры:  Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Ориентируясь на две подсказки, расположенные над цветными кругами, дети рассуждают:

    - В желтом домике «живут» все не звонкие и мягкие звуки, значит они – глухие  мягкие. В черном домике «живут» все не глухие и мягкие звуки, значит в нем «живут» все звонкие мягкие звуки. Правильно охарактеризовав звуки, расселяют «жильцов» по своим  домикам.  

     В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все глухие мягкие   звуки. В черном домике «живут» все звонкие мягкие согласные  звуки».  

                   

                                                                                   

                                                                                                                                       

     

    Игра «Рассели звуки по домикам» - 3

    Цель: закрепление понятий «звонкие твердые» и «звонкие мягкие», «глухие твердые» и «глухие мягкие» согласные звуки. Употребление в речи слов с частицей «не».

    Описание игры:  Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Дети рассуждают:

    - В желтом домике «живут» все не твердые и звонкие  звуки, значит они мягкие звонкие звуки. В черном домике «живут» все  не  мягкие звонкие звуки, значит в нем «живут» все твердые звонкие звуки. Правильно охарактеризовав звуки, расселяют «жильцов» по своим  домикам.  

     В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все мягкие звонкие    звуки. В черном домике «живут» все твердые звонкие  звуки».

             

         

                                                                                   

                                                                                                                                             

    Игра «Рассели звуки по домикам» - 4.

    Цель: закрепление понятий «звонкие твердые» и «глухие мягкие» согласные звуки. Употребление в речи слов с частицей «не».

    Описание игры:  Детям предлагается задание: расселить звуки по своим домикам, а вот какие звуки будут «жить» в домике желтого цвета, а какие в домике черного цвета, дети должны догадаться сами. Дети рассуждают:

    - В желтом домике «живут» все не твердые не звонкие  звуки, значит они глухие мягкие звуки. В черном домике «живут» все не мягкие не звонкие звуки, значит в нем «живут» все глухие твердые звуки. Правильно охарактеризовав звуки, расселяют «жильцов» по своим  домикам.  

     В конце проговаривают: «В желтом домике «живут» все глухие  мягкие  звуки. В черном домике «живут» все глухие твердые     звуки».

         

                 

                                                                                   

                                                                                                                                             

      

    Использованная литература:

    1. М. Фидлер «Математика уже в детском саду», М., «Просвещение», 1987;
    2. А.А. Столяр и другие «Давайте, поиграем», М., «Просвещение», 1991.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наглядное моделирование как средство развития фонематических представлений дошкольников с нарушениями речи

    Теория и практика логопедической работы показывают, что важным условием успешного речевого развития детей дошкольного возраста является сформированность фоне...

    Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

    Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

    мастер класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

    мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"...

    Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

    Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логическог...

    Использование кругов Эйлера в развитии фонематических процессов дошкольников

    ull;Навыки, умения  работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий....