Главные вкладки

    Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
    методическая разработка по математике

    Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_krugi_eylera.docx45.1 КБ
    Office presentation icon prezentatsiya_k_master-klassu.ppt1008 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»

    Мастер класс для педагогов на тему:

    «Использование кругов Эйлера для развития  логического мышления дошкольников»

    Автор

    воспитатель:

    Дебирова

    Минара

    Такабудиновна

    г. Нефтеюганск

    Цель мастер класса:

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

    Задача:

    1. Познакомить с кругами Эйлера.
    2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию логического мышления.

    Ход мастер класса:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса  «Использование кругов Эйлера для развития  логического мышления дошкольников».

    Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм (Слайд №2).

    Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов (Слайд №3).

    Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми  по развитию речи и по познавательному развитию, по  ФЭМП, так и  в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:  

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
    • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;

    (Слайд №4)

            С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования (Слайд № 4).

                    Вот несколько изображений кругов Эйлера:

    1. Здесь круг - объем одного какого-нибудь понятия, класса предметов. Каждый предмет этого класса можно изобразить посредством точки, помещенной внутри круга (например, где круг – геометрические фигуры, а точка – треугольник) (Слайд №5).
    2. Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов, изображается в виде меньшего круга, нарисованного внутри большего круга (например, большой круг – число 8, а меньший – число 6). В большом круге может быть не один маленький круг, а несколько.

    Приведите пример данного отношения на примере других множеств.

    (животные: травоядные и хищники, животные жарких стран и Севера, большие и маленькие, растения: деревья, кустарники, травы; комнатные и растения леса; и т.п.)

    1. В данной связи множеств объемы двух понятий совпадают только частично (например, квадрат и прямоугольник) (Слайд №6).

    Назовите общие и отличительные признаки. (Участники высказываются). Конечно, здесь с детьми при выделении признаков, необходимо использовать заместители, которые можно придумать с детьми.

    1. Предмет, отображенный в объеме понятия A, не может одновременно отображаться в объеме понятия B (например, красный цвет и синий, но они могут входить в фиолетовый цвет).
    2. Равнозначные понятия, объемы которых совпадают (Слайд №7).

    Какие равнозначные понятия вы можете озвучить? (например, путь и дорога; работа и труд, в математике – разные сочетания состава числа).

    1. Здесь одному понятию подчиняется сразу несколько видовых понятий (например, геометрические фигуры – это подчиняющее понятие, и подчиненные – прямая линия, круг, квадрат).

    Предлагаю придумать свои варианты к данному отношению между понятиями.

            Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

            Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им  объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

    (Слайд №8) Например, задание №1:

    «У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг - транспорт».

    Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый раз – транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета – в другой. В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми предметами. Дети послушно перекладывают машину в указанный круг. Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой обратить внимание детей на возникшее противоречие). И разгорается дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном круге, и в другом.

    Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой?

    Ребята задумываются и начинают выдвигать свои предложения. Одни говорят, что карточку можно разрезать.

    - Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка.

    Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в другом (Рис.3). – Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее часть (Слайд № 9). Ребята, а что если немного сдвинуть круги?

    Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них частично наложился на другой, образуя общее для двух кругов пространство (Рис. 4). Обычно после этого следует минута молчания. А потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.

    (Слайд №9)

    В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения геометрических фигур.

            Составить задания для других вариантов ответа будет не сложно. Если вначале берется один признак предмета (форма или цвет), то позже можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

    В средней возрастной группе круги Эйлера возможно использовать в ходе работы с детьми, направленной на сравнение геометрических фигур и форм, формирование умения видеть геометрические  фигуры в формах окружающих предметов; формирование умения детей понимать отношения между числами в пределах 5. Вот пример - Задание 2 (Слайд №11):

    У вас есть предметы: куб и квадрат. Помогите их разместить в «дома».

            Примерные вопросы детям:

    • Почему вы соединили их «домики» (круги)?
    • Что общего между ними?
    • Чем отличаются куб и квадрат? И т. п.

    (Ответ: вариант А. Слайд №12)

            Отношения между числами лучше начинать рассматривать с помощью кругов со средней группы, постепенно усложняя их в старшей и подготовительной группе.

    Задание 3- Сравнение чисел 3 и 4 (Слайд№13):

    Возьмите 3 круга и положите их так, чтобы в красном круге было 3точки, а в желтом – 4.

    Ответ (Слайд №14):

    Примерные вопросы детям:

    • Почему вы выбрали круги, которые пересекаются?
    • Сколько на месте пересечения кругов точек? Почему?
    • Сколько точек вы положили в желтом круге?
    • Почему вне пересечения кругов в желтом круге одна точка?
    • Почему в красном круге так не получилось?

    В старшей и подготовительной группе дети выкладывают не только точками, но и  цифрами и выражениями.

            Задание 4 - на сравнение чисел в подготовительной группе (Слайд №15):

    Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8) используя круги.

            

    Задание 5. Назовите числа ....>3, но ....<6 и выложите их в круги (Слайд 16):

    Я привела вам пример заданий, которые можно использовать на конкретных занятиях  по познанию ФЭМП.

            Для наиболее способных детей есть сложные задачи. Вот несколько примеров: Задача 4 «Друзья»(Слайд №17):

    Все мои друзья любят какие-нибудь игры. 6 из них любят играть с мячом, а 3 — догонялки. И только  двое любят и с мячом играть и догонять. Сколько у меня друзей?

    Ответ: Всего 4 + 2 + 1 = 7 друзей (Слайд №18).

    Задача 5 (Слайд №19):

    В одной семье 10 человек. Каждый из них любит пирожное или мороженое. 5 человек любят пирожное, а 3 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?

    Мороженное                                       пирожное

    Ответ: 2 человека любят мороженое (Слайд №20):

    ВЫВОД: Используя в работе с детьми  данную технологию, мы  способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими  компонентами, умений сравнивать и  классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки,  рассуждать,  которые необходимы ребенку  при подготовке к обучению в школе.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование арт-терапии в работе педагога - психолога».

    Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий как средства формирования эмоци...

    Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

    Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

    МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»

    Основной принцип мастер класса:«Я знаю, как это сделать, и покажу вам»...

    Мастер-класс для педагогов по теме «Использование мнемотаблиц в речевом и познавательном развитии дошкольника».

    Знакомство педагогов с мнемотехникой  и системой работы по обучению детей моделированию на занятиях по речевому развитию....

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»

    Актуальность темы:  проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализац...

    Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

    Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

    Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...