Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
методическая разработка по математике
Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_krugi_eylera.docx | 45.1 КБ |
prezentatsiya_k_master-klassu.ppt | 1008 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД №1 «РЯБИНКА»
Мастер класс для педагогов на тему:
«Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
Автор
воспитатель:
Дебирова
Минара
Такабудиновна
г. Нефтеюганск
Цель мастер класса:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.
Задача:
- Познакомить с кругами Эйлера.
- Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию логического мышления.
Ход мастер класса:
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».
Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм (Слайд №2).
Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов (Слайд №3).
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
(Слайд №4)
С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования (Слайд № 4).
Вот несколько изображений кругов Эйлера:
- Здесь круг - объем одного какого-нибудь понятия, класса предметов. Каждый предмет этого класса можно изобразить посредством точки, помещенной внутри круга (например, где круг – геометрические фигуры, а точка – треугольник) (Слайд №5).
- Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов, изображается в виде меньшего круга, нарисованного внутри большего круга (например, большой круг – число 8, а меньший – число 6). В большом круге может быть не один маленький круг, а несколько.
Приведите пример данного отношения на примере других множеств.
(животные: травоядные и хищники, животные жарких стран и Севера, большие и маленькие, растения: деревья, кустарники, травы; комнатные и растения леса; и т.п.)
- В данной связи множеств объемы двух понятий совпадают только частично (например, квадрат и прямоугольник) (Слайд №6).
Назовите общие и отличительные признаки. (Участники высказываются). Конечно, здесь с детьми при выделении признаков, необходимо использовать заместители, которые можно придумать с детьми.
- Предмет, отображенный в объеме понятия A, не может одновременно отображаться в объеме понятия B (например, красный цвет и синий, но они могут входить в фиолетовый цвет).
- Равнозначные понятия, объемы которых совпадают (Слайд №7).
Какие равнозначные понятия вы можете озвучить? (например, путь и дорога; работа и труд, в математике – разные сочетания состава числа).
- Здесь одному понятию подчиняется сразу несколько видовых понятий (например, геометрические фигуры – это подчиняющее понятие, и подчиненные – прямая линия, круг, квадрат).
Предлагаю придумать свои варианты к данному отношению между понятиями.
Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.
Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
(Слайд №8) Например, задание №1:
«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг - транспорт».
Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый раз – транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета – в другой. В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми предметами. Дети послушно перекладывают машину в указанный круг. Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой обратить внимание детей на возникшее противоречие). И разгорается дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном круге, и в другом.
Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой?
Ребята задумываются и начинают выдвигать свои предложения. Одни говорят, что карточку можно разрезать.
- Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка.
Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в другом (Рис.3). – Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее часть (Слайд № 9). Ребята, а что если немного сдвинуть круги?
Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них частично наложился на другой, образуя общее для двух кругов пространство (Рис. 4). Обычно после этого следует минута молчания. А потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.
(Слайд №9)
В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения геометрических фигур.
Составить задания для других вариантов ответа будет не сложно. Если вначале берется один признак предмета (форма или цвет), то позже можно брать два и более признака, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
В средней возрастной группе круги Эйлера возможно использовать в ходе работы с детьми, направленной на сравнение геометрических фигур и форм, формирование умения видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов; формирование умения детей понимать отношения между числами в пределах 5. Вот пример - Задание 2 (Слайд №11):
У вас есть предметы: куб и квадрат. Помогите их разместить в «дома».
Примерные вопросы детям:
- Почему вы соединили их «домики» (круги)?
- Что общего между ними?
- Чем отличаются куб и квадрат? И т. п.
(Ответ: вариант А. Слайд №12)
Отношения между числами лучше начинать рассматривать с помощью кругов со средней группы, постепенно усложняя их в старшей и подготовительной группе.
Задание 3- Сравнение чисел 3 и 4 (Слайд№13):
Возьмите 3 круга и положите их так, чтобы в красном круге было 3точки, а в желтом – 4.
Ответ (Слайд №14):
Примерные вопросы детям:
- Почему вы выбрали круги, которые пересекаются?
- Сколько на месте пересечения кругов точек? Почему?
- Сколько точек вы положили в желтом круге?
- Почему вне пересечения кругов в желтом круге одна точка?
- Почему в красном круге так не получилось?
В старшей и подготовительной группе дети выкладывают не только точками, но и цифрами и выражениями.
Задание 4 - на сравнение чисел в подготовительной группе (Слайд №15):
Назовите числа ....>5, но ....<9 (6, 7, 8) используя круги.
Задание 5. Назовите числа ....>3, но ....<6 и выложите их в круги (Слайд 16):
Я привела вам пример заданий, которые можно использовать на конкретных занятиях по познанию ФЭМП.
Для наиболее способных детей есть сложные задачи. Вот несколько примеров: Задача 4 «Друзья»(Слайд №17):
Все мои друзья любят какие-нибудь игры. 6 из них любят играть с мячом, а 3 — догонялки. И только двое любят и с мячом играть и догонять. Сколько у меня друзей?
Ответ: Всего 4 + 2 + 1 = 7 друзей (Слайд №18).
Задача 5 (Слайд №19):
В одной семье 10 человек. Каждый из них любит пирожное или мороженое. 5 человек любят пирожное, а 3 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое?
Мороженное пирожное
Ответ: 2 человека любят мороженое (Слайд №20):
ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕОНАРД ЭЙЛЕР (1707–1783) Идеальный математик 18 века Он оставил важнейшие труды по самым различным отраслям математики, механики, физики, астрономии и по ряду прикладных наук. Написал более 850 научных работ. В одной из них и появились круги.
Круги Эйлера - - это геометрическая схема, изобретенная Эйлером, с помощью которой можно изобразить отношения между подмножествами для наглядного представления. B — четырехугольник, A — квадрат, C — круг Диаграмма Эйлера
Актуальность: Использование кругов Эйлера является одним из подходов к реализации принципа наглядности, помогает отобразить отношения между понятиями или множествами объектов и является средством развития логического мышления. Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления. Практическая значимость: С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.
Изображение множества чисел с помощью кругов Эйлера Круг - объем одного какого-нибудь понятия, класса предметов. Каждый предмет этого класса можно изобразить посредством точки, помещенной внутри круга. Группа предметов, составляющая вид данного класса предметов, изображается в виде меньшего круга, нарисованного внутри большего круга. А - «число 8» B - «число 6»
Изображение множества чисел с помощью кругов Эйлера Объемы двух понятий совпадают только частично. Предмет, отображенный в объеме понятия A , не может одновременно отображаться в объеме понятия B. А - «квадрат» B - «прямоугольник» А - «красный цвет» B - «синий цвет» A Ո B
Изображение множества чисел с помощью кругов Эйлера Равнозначные понятия, объемы которых совпадают. Одному понятию подчиняется сразу несколько видовых понятий. А - «геометрические фигуры»; а - «прямая», b – «круг», с – «квадрат». A B
Задание 1. «У вас есть картинки, положите пожалуйста в один круг только желтые предметы а в другой круг транспорт». Простое задание
Простое задание Задание 1 Простое задание
Задание 1
Простое задание Задание 2. У вас есть картинки с изображением животных (домашние и дикие) . Разместите их в круги. Какой вариант вы выберите? Почему? А В Б
Задание 2. Ответ: вариант А.
Простое задание Задание 3. Возьмите 2 кружка и положите их так, чтобы: - в красном круге было 3точки, а в желтом – 4
Простое задание Задание 3.
Задание 4: Назовите числа ....>5, но ....<9 и выложите их в круги. … > 5 … < 9 , 2 6 7 8 9 2 0 3 1 5 4
Задание 5: Назовите числа ....>3, но ....<6 и выложите их в круги. … > 3 < 6 6 7 8 9 2 0 3 1 5 4
Задача 4. «Друзья». Все мои друзья любят какие-нибудь игры. 6 из них любят играть с мячом, а 3 — догонялки. И только двое любят и с мячом играть и догонять. Сколько у меня друзей? с мячом в догонялки Сложная задача 6 2 3
Сложная задача Играют с мячом: 6 − 2= 4 друзей. В догонялки: 3 − 2 = 1 друг. Всего 4 + 2 + 1 = 7 друзей. 6 2 3 Задача 4. «Друзья».
Сложная задача Задача 5. В одной семье 10 человек. Каждый из них любит пирожное или мороженое. 5 человек любят пирожное, а 3 человек - пирожное и мороженое. Сколько детей любит мороженое? мороженное пирожное ? 3 5
Сложные задачи Задача 5. мороженное пирожное 2 3 5 Ответ: мороженое любят 2 человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....
МАСТЕР КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ ПО ТЕМЕ: «Использование квест – технологии в работе с дошкольниками»
Основной принцип мастер класса:«Я знаю, как это сделать, и покажу вам»...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование кинезиологических методов в физическом развитие дошкольников»
Актуальность темы: проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике дошкольного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализац...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.
Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...
мастер-класс для педагогов по теме "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи , памяти и мышления дошкольников...
Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"
Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать.Ведь друзья, без логики никак нельзя!...
Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»
Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников»...