Главные вкладки

    Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»
    методическая разработка по математике на тему

    Парилова Наталия Леонидовна

    Цель мастер класса:

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

     

    Задачи:

    1.Познакомить с кругами Эйлера.
    2.Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по развитию логического мышления.

    Актуальность

    Навыки, умения  работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.

    •Важнейшим является формирование  и развитие логического  мышления и способность «действовать в уме».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hod_master_klassa.docx33.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Частное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 209 открытого акционерного общества

    «Российские железные дороги»

    Мастер  класс  для педагогов на тему:

    «Использование   кругов Эйлера

    для развития логического мышления

    дошкольников»

    Подготовили воспитатели группы «Непоседы»:

                                                                                                    О.Н. Кириенко

                           Н. Л. Парилова

    г. Вихоревка

    2018г.

    Ход мастер класса:

    Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».

    Цель мастер класса:

    Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

    Задача:

    1. Познакомить с кругами Эйлера.
    1. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по
      развитию логического мышления.

    Актуальность

    • Навыки, умения  работать с моделями (кругами Эйлера) приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для универсальных учебных действий.
    • Важнейшим является формирование  и развитие логического  мышления и способность «действовать в уме».

    Новизна

    Новизна состоит в том, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать логическое мышление дошкольников, что имеет большое значение в решении математических задач.

    Гипотеза

    Считаю, использование кругов Эйлера приведет к активизации детского механизма саморазвития, в результате которой логическое мышление дошкольников преобразуется на качественно новый уровень 

    Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.

    Круги Эйлера - это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.

    Существуют несколько моделей кругов:

    а) Непересекающиеся круги;

    б) Пересекающиеся круги;

    в) Один круг вложен в другой

    Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

    • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
      несущественных);
    • синтез — составление целого из частей, в том числе
      самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
      компонентов;
    • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации
      объектов;
    • подведение под понятие, выведение следствий;
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений;

    Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

    Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

    По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.

    Например, задание:

    «У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг - транспорт».

    Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый раз - транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета - в другой.

    В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми предметами. Дети послушно перекладывают машину в указанный круг. Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой обратить внимание детей на возникшее противоречие). И разгорается дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена неверно. Надо разместить  карточку с машиной так, чтобы она была и в одном круге, и в другом.

    Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой? Ребята  задумываются   и   начинают  выдвигать   свои   предложения.   Одни говорят, что карточку можно разрезать.

    - Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка. Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в другом.

    - Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее часть. Ребята, а что если немного сдвинуть круги? Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них  частично   наложился   на  другой,   образуя  общее  для  двух  кругов пространство. Обычно после этого следует минута молчания. А потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.

    В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения геометрических фигур.

    ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Круги Эйлера как средство развитие логического мышления дошкольников

    Педагогический проект.  Тема по самообразованию педагога....

    Использование ЭОР для развития логического мышления дошкольников

    Презентация по использованию ЭОР для развития логического мышления, абстрактного воображения, образной памяти. ассоциативного мышления дошкольников....

    мастер класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

    мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"...

    Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

    Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логическог...

    Консультация для педагогов: Использование занимательного материала как средство развития логического мышления дошкольников ( по ФЭМП)

       Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные...

    Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование мнемотехники в развития связной речи дошкольников.

    Цель:- ознакомить педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информаци...