Мастер-класс для педагогов "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"
методическая разработка по психологии

Фомичева Елизавета Викторовна

О важности развития логического мышления у дошкольников всем давно известно. Но как же сделать так, чтобы занятия были увлекательными и интересными. На нашем мастер-классе мы предлагаем  использовать круги Эйлера: геометрические схемы. с помощью которых можно отследить отношения между тождетсвпми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_krugi_eylera.docx21.25 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Использование кругов Эйлера

для развития логического мышления дошкольников»

Подготовила педагог-психолог Фомичева Е.В.

Ход мастер класса:

Добрый день, коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».

Цель мастер класса:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления.

Задача:

1. Познакомить с кругами Эйлера.

2. Познакомить с особенностями их применения в работе с детьми по

развитию логического мышления.

Круги Эйлера были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях. Учитывая простоту и наглядность модели кругов Эйлера, она может быть с успехом использована в детском саду. Признаки предмета в кругах Эйлера обозначаются схематично, с помощью пиктограмм.

Круги Эйлера – геометрические конструкции, применяемые для упрощения восприятия логических связей между предметами, понятиями и явлениями.

Если ребенок научится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, он получит в свои руки инструмент, с помощью которого в дальнейшем сумеет познавать и конструировать действительность. Именно поэтому большое количество занятий в старшей и подготовительной группе посвящено овладению действием наглядного моделирования с помощью кругов Эйлера.  

Именно игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошкольника мыслить логически означает вооружить его необходимыми инструментами для успешного обучения в школе, научить рационально и продуманно вести себя в любой ситуации, находить выход из трудного положения, целесообразно вести себя в социуме и природе.

Существуют несколько моделей кругов:

а) Непересекающиеся круги;

б) Пересекающиеся круги;

в) Один круг вложен в другой

Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей. Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе

самостоятельное достраивание с восполнением недостающих

компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации

объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

Работа по обучению разделения на множества и подмножества должна идти в несколько этапов, с постепенным усложнением.

Начать применять данную технологию можно с детьми младшего возраста. Для начала вы им объясняете, что означает «положить в круг, обруч», и что такое «положить предмет вне круга». Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.

По мере усвоения материала задания постепенно усложняются.

Например,задание: «У вас есть игрушки, положите в круг  только игрушки круглой формы».

«У вас есть картинки, положите, пожалуйста, в один круг только желтые предметы, а в другой круг - транспорт».

Часто, дети, не долго думая, выкладывают карточки так же, как и в первый раз - транспорт попадает в один круг, а предметы голубого цвета - в другой.

В этом случае, необходимо обратить внимание детей на то, что машина у нас желтого цвета, и поэтому ее тоже следовало бы положить в круг с желтыми предметами. Дети послушно перекладывают машину в указанный круг. Иногда какой-нибудь наблюдательный ребенок замечает, что теперь машина не попадает в круг с транспортом (если это не произойдет, необходимо самой обратить внимание детей на возникшее противоречие). И разгорается дискуссия. Одни дети снова тянут машину в круг с кораблем и самолетом, на основании того, что все это - транспорт, другие говорят, что надо оставить ее с лопаткой и мячом, поскольку она - желтая. Здесь важно обратить внимание детей, что если положить машину только в один круг, то задача будет решена неверно. Надо разместить карточку с машиной так, чтобы она была и в одном круге, и в другом.

Тогда воспитатель задает вопрос: Как вы думаете, ребята, что же нам делать? Как положить машину одновременно и в один круг, и в другой? Ребята задумываются и начинают выдвигать свои предложения. Одни говорят, что карточку можно разрезать.

- Но тогда в каждый круг попадет не целая машина, а ее половинка. Другие кладут карточку так, чтобы она частично лежала и в одном круге, и в другом.

- Но тогда у нас опять в круге не вся машина, а только ее часть. Ребята, а что если немного сдвинуть круги? Воспитатель медленно придвигает один круг к другому так, чтобы один из них частично наложился на другой, образуя общее для двух кругов пространство. Обычно после этого следует минута молчания. А потом один или несколько детей с горящими глазами хватают машину и кладут ее в пересечение. Ребята бурно радуются сделанному открытию. Если этого не происходит, я сама кладу машину в пересечение.

В математике применение этой технологии лучше начать с сравнения геометрических фигур.

Практическая часть

«Разложи картинки»

Необходимо разложить картинки в один круг все красные предметы, а в другой все фрукты.

«Работа с карточками»

        Представлено два круга и три картинки. Необходимо понять  к какой картинке подходит описание сразу двух кругов (Пример: желтая, сладкая. Варианты: лимон, слива, груша и тп.)

«Работа с использованием ЭОР»

На слайде представлена картинка и три круга, с описанием, но один круг лишний (Пример: велосипед. Железный, двух-колесный, мягкий).

ВЫВОД: Используя в работе с детьми данную технологию, мы способствуем развитию у них умений анализировать объекты с целью выделения признаков, осуществлять анализ и синтез, то есть составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая множества недостающими компонентами, умений сравнивать и классифицировать, обобщать, делать выводы и умозаключения, строить логические цепочки, рассуждать, которые необходимы ребенку при подготовке к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса:Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии- круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логического мышления....

мастер класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

мастер - класс "Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников"...

Мастер класс для педагогов на тему: «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Цель мастер класса: Повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании инновационной игровой технологии– круги Эйлера при организации работы с детьми по развитию логическог...

Консультация для педагогов «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников»

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего мастер класса «Использование кругов Эйлера для развития логического мышления дошкольников».(слайд 1) Круги Эйлера были изобр...

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера для развития связной речи дошкольников».

Мастер - класс  на тему: «Использование кругов Эйлера  для развития связной речи дошкольников»....