Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.
консультация по логопедии на тему

Биза Олеся Вячеславовна

Как развивать пространственные представления, почему это важно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Пространственные представления, как пишет Семенович А.В., прежде чем построиться «от головы», должны быть сформированы «от тела», начиная с внутриутробного развития. Базовой для пространственно-временных представлений фактор как система координат складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания-сидения-ползания-стояния.

Если у ребенка своевременно не будут развиты пространственные представления, это может привести, например, к нарушению вектора считывания текста с листа при обучении в школе.

Развитие пространственной функции необходимо проводить в трех основных плоскостях: лево-право, верх-низ, перед-зад.

«Пространство листа».

Показать на пространстве альбомного листа, как надо размещать рисунки, сканировать строчки: работу следует начинать с верхнего левого угла, слева направо, сверху вниз. На первых этапах можно раздлиновать альбомный лист на полосы и клетки и показать стрелками направления движения глаз.

«Карточки».

Подготавливаются карточки с различными фигурами. Задания:

- нарисовать фигуру справа или слева от вертикальной линии;

- положить кружок, справа от  него – крестик, слева от крестика поставить точку;

- нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от  точки – кружок;

- нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку;

- определить правую и левую стороны предмета. Взять книгу обеими руками и показать ее правую и левую стороны; определить правую и левую стороны предмета, который лежит на столе.

«Мое место».

Отработать понятия по вертикальной оси: справа, слева, правее от, левее чем..

Определить свое место «Я сижу справа от, слева от» и т.д.

«Холодно-горячо».

С помощью речевых инструкций проводить игрока к искомому предмету. Инструкция: «Шаг вправо, два влево….» и т.д.

«Лабиринт».

Обойти стулья, продвигаясь вперед: справа, слева, над, под стулом. Обязательное условие – проговаривание вслух своих пространственных действий.

«Моя рука, твоя рука».

Составить пары, и сидя лицом друг к другу, определить сначала у себя, потом у своего партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.

«Пространство моего тела».

Прикоснуться левой рукой к своему правому колену, затем правой рукой к левому уху, затем правой рукой к правой пятке и т.д.

«Пространство за спиной».

Выполнить определенные действия за своей спиной: застегнуть пуговицы, ощупать и узнать предметы, лепить что-либо из пластилина и т.д.

«Формирование квазипространственных представлений».

Провести отработку понятий до, после, раньше, позже, между. Предложить проструктурировать последовательность времени суток, времен года, дней недели, месяцев в году. Формировать навыки ориентировки и анализа времени на циферблате стрелочных часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.

žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространст...

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...

«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».

laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....

Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»

Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Данный материал поможет педагогам сформировать пространственные представления у детей с нарушениями речи...

Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...

Консультация для родителей «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ ЗРЕНИЯ».

Дети с нарушением зрения часто испытывают трудности при  ориентировке в пространстве. Пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при ...