Развитие временных и пространственных представлений у детей с нарушениями речи, как профилактика дисграфии и дислексии.
презентация к уроку по теме

Маркова Любовь Александровна
žžПрофилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространственных и временных представлений, что приводит в школьном возрасте к стойким специфическим ошибкам в письменной речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл markova.pptx916.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушением речи, как профилактика дисграфии и дислексии » Учитель-тифлопедагог Маркова Л.А.

Слайд 2

Актуальность темы Профилактическая работа по предупреждению нарушений письменной речи необходима в дошкольном возрасте. Речевые нарушения у детей дошкольного возраста часто сочетаются с несформированностью пространственных и временных представлений, что приводит в школьном возрасте к стойким специфическим ошибкам в письменной речи.

Слайд 3

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ В отечественной педагогике проблема ознакомления детей с пространством и временем нашла отражение в работах А.Н.Корнева, И.Н . Садовниковой , О.В.Елецкой,Н.Ю . Горбачевской , Н.Я . Семаго,М.М . Семаго,И.А . Филатовой , Е.В . Мазановой. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи , а у школьников – на развитии навыка чтения и письма . Ведь для овладения письмом ребенку необходимо научиться взаимно трансформировать пространственную последовательность – графических знаков и временную – звуковых комплексов . Таким образом , временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены .

Слайд 4

Цель: Развивать пространственные и временные представления у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Задачи: Предупредить школьную неуспеваемость у детей путём развития психологической базы речи в дошкольном возрасте.(Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти; пространственных представлений, временных понятий) Сформировать определённые грамматические категории языка, способствующие развитию связной речи; Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, желание творчески применять полученные знания

Слайд 5

Развитие зрительного и слухового восприятия, памяти; пространственных представлений, временных понятий Упорядочение элементов Пространство и преобразование Музыкальные инструменты Сортировщик Игра «Календарь природы»

Слайд 6

Формирование определённых грамматических категорий языка

Слайд 7

Развитие интеллектуальных способностей, познавательной активности, желания творчески применять полученные знания

Слайд 8

Этапы реализации: Определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования и временных понятий у дошкольников с ОНР III на начальном этапе. Выбрать эффективные методы развития пространственных представлений и временных понятий у детей дошкольного возраста с ОНРIII. Создать предметно-развивающую среду для пространственных и временных представлений. Провести коррекционно-развивающий комплекс игр и упражнений по развитию временных и пространственных представлений у дошкольников с ОНРIII. Определить уровень развития зрительно-пространственного ориентирования и временных понятий у дошкольников с ОНР III на контрольном этапе. Проанализировать данные диагностик пространственных и временных представлений у дошкольников с ОНР III на начальном и контрольном этапах и определить результативность. Определить задачи на дальнейшую работу по данной теме.

Слайд 9

Предполагаемый результат В результате проделанной работы у дошкольников с ОНР III должны быть сформированы пространственные представления: дети умеют ориентироваться в схеме тела; дети умеют ориентироваться в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений ; определяют своё местонахождение среди других людей и предметов; обозначают в речи взаимное расположение предметов; ориентируются на листе в клетку; моделируют пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы; умеют передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы); проводят самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Слайд 10

временные представления: дети понимают периоды времени; имеют представления о характерных особенностях частей суток; умеют на конкретных событиях устанавливать последовательность частей суток; называют дни недели и времена года, месяцы ,знают их последовательность; Имеют понятия о периодах человеческого возраста; Определяют временную последовательность действий, событий. Таким образом, использование комплекса игр и упражнений по развитию пространственных и временных представлений в коррекционном процессе в детском саду позволит предупредить в школьном возрасте возможность появления специфических ошибок в письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие зрительно - пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

Формирование пространственных представлений является важной предпосылкой для социальной адаптации ребенка и его дальнейшего обучения в школе....

Буклет "Упражнения на развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

В буклете описаны актуальные и значимые предпосылки развития зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи....

Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие зрительно-пространственных представлений играет большую ро...

Консультация для родителей: "Развитие зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи"

По последним исследованиям у большинства детей с речевыми нарушениями отмечается низкий уровень развития восприятия пространства и ориентировки в нем. Такие дети затрудняются в определении сторо...

Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...