Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространнственного восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения у детей включают почти все формы дисграфии. Такой ребёнок не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задание, путает цвета; у него нарушены процессы формирования пространственного восприятия, недостаточны развиты произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память. В дальнейшем это мешает чтению и письму.

Логопедическая работа по предупреждению дисграфии ведётся поэтапно на протяжении всего учебного процесса.

I этап. Развитие зрительного внимания и памяти

Цель данного этапа – выработка устойчивости, переключаемости, увеличение объёма памяти и внимания. Для достижения цели можно использовать следующие игры:

«Что поменяли?» (фиксация изменений в расположении нескольких предметов).

«Запомни» (запоминание изображений двух-пяти предметов).

«Собери пирамиду» (запоминание порядка колец на пирамиде).

«Найди фигуру» (выделение из множества заданных геометрических фигур).

«Найди отличия» (определение различий в двух предметных картинках).

«Что где было?» (запоминание расположения предметов на плоскости – вверху, в центре, в правом верхнем углу и т.д.).

«Найди картинку» (выделение из множества картинок по определённой теме)

«Найди одинаковые фигуры» (классификация геометрических фигур: по цвету; по цвету и форме).

«Раскрась фигуры» (раскрашивание заданных фигур из множества).

II этап. Развитие зрительно-моторной координации

Задачей данного этапа является развитие ощущений артикуляционных поз и движений, развитие мелкой моторики рук.

1. Выполнение артикуляционных упражнений с закрытыми глазами.

2. Чередование артикуляционных упражнений с открытыми и закрытыми глазами.

3. Двигательные упражнения с мячом, флажком и т.д.

4. «Рисование» в воздухе рукой.

5. Пальчиковая гимнастика.

6. Письменные упражнения в тетради: обведение контуров по трафарету, раскрашивание и т.п.

III этап. Формирование представлений о схемах лица и тела

На данном этапе даются понятия «право – лево», «вверху – внизу», разбирается схема лица и тела у ребёнка и у ребёнка, сидящего напротив. Изучаются контурные и силуэтные изображения, зашумлённые предметы.

«Скажи правильно» (определение сторон собственного тела ребёнка и у другого, сидящего напротив).

«Делай как я», «Зеркало»

«Чего нет?» (определение недостающих частей у предметов. Такие игры могут быть по каждой лексической теме)

«Дорисуй половинку» (дорисовывание правой или левой половины картинки)

«Почтовый ящик», «Волшебный мешочек», «Собери картинку» (кубики или картинки, разрезанные по горизонтальным и вертикальным линиям).

«Слушай и выполняй» (выполнение инструкций: подними правую руку вверх; покажи левой рукой правый глаз, положи карандаш справа от кубика и т.п.).

IV этап. Развитие звуко – слогового анализа, чувства ритма

На данном этапе развивается слухомоторная координация, умение ритмического отхлопывания или отстукивания; знакомим детей со схемой ритма.

1.«Прохлопай, прошагай слово» (послоговое проговаривание имён).

2.Воспроизведение определённого ритма по рисунку.

3.«Сколько частей?» (определение количества слогов в слове).

4.«Назови гласный звук» (выделение гласных звуков).

5.Знакомство со схемой слова и слога.

6.Обозначение слогов фишками.

7.«Скажи на один слог больше, чем я» (наращивание слогов).

V этап. Развитие пространственных представлений

1. Конструирование из палочек по образцу, памяти.

2. Выкладывание мозаики по образцу.

3. Конструирование предметов из палочек по воображению.

4. «Геометрическое лото» (конструирование из наборов геометрических фигур)

5. Конструирование букв и цифр из палочек, крупы, элементов букв.

6. Определение правильно изображённой буквы или цифры среди неправильно написанных, зашумлённых и т.п.

7. Дописывание недостающих элементов букв.

8. Реконструирование букв путём перестановки, добавления элементов.

Р – Ф , Г – Т, Е – Ё, И – Й, У – Х, Ь – Ъ , К – Ж , Р – В

9. Употребление предлогов ( на, под, над, в , за)

Развитие зрительно-моторной координации, пространственного анализа, чувства ритма и т.д. – это необходимое условие предупреждения дисграфии. Работа должна проводиться систематически и поэтапно, учитывая психофизические особенности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...

Профилактика дисграфии у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте

Статья рекомендована учителям-логопедам и воспитателям детского сада....

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...

Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи

Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи"

Пальчиковая гимнастика, игры и упражнения для профилактик дисграфии....

"Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи

Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и...