Профилактика дисграфии у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте
статья по обучению грамоте на тему

Артюшкина Юлия

Статья рекомендована учителям-логопедам и воспитателям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx969.17 КБ

Предварительный просмотр:

Артюшкина Ю.В.

ГБОУ д/с компенсирующего вида №1652

Москва

Профилактика дисграфии у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте  

Письменная речь формируется на основе устной, и между ними существует тесное взаимодействие.

Для успешного овладения письмом, его техникой у ребенка уже в дошкольном возрасте должны быть сформированы следующие необходимые предпосылки письма:

- различие на слух всех звуков речи, включая акустически и артикуляционно близкие: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, сонорные;

- правильное произношение речевых звуков, в плане отсутствия замен одних звуков другими;

- достаточное формирование фонетико-фонематических представлений;

- владение простейшими видами анализа, доступными детям дошкольного возраста, а именно: выделение звука на фоне слова; определение места звука в слове – начало, середина, конец;

- выделение ударного гласного звука, и более сложные виды анализа и синтеза слов;

- развитие словарного запаса, лексико-грамматического строя речи;

- достаточный уровень сформированности зрительно-пространственных представлений: умение различать предметы и геометрические фигуры по форме, величине, расположению в пространстве. Такие понятия, как круг, овал, квадрат, треугольник; больше, меньше, вверху, внизу, справа, слева, необходимы для прочного усвоения зрительных образов букв.

В случае несформированности предпосылок письма к началу обучения грамоте ребенок неизбежно встретится с большими трудностями при усвоении начертания букв, при соотнесении каждой буквы с соответствующим звуком и при определении порядка следования букв при записи слова. Что и приведет к появлению у него дисграфических ошибок, не связанных с незнанием грамматических правил. В дальнейшем к этому неизбежно добавятся и грамматические ошибки.

Несформированность у ребенка к началу школьного обучения грамматических систем  выражается в неправильном согласовании слов в устной речи, в ошибках при употреблении предлогов и т.д. естественно, что все это также будет отражаться на письме и существенно затруднит усвоение грамматических правил. Такого рода ошибки тоже принято относить к дисграфическим.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР), как известно, имеют ограниченный словарный запас, грамматически неверно выражают свои мысли, неправильно произносят звуки речи, смешивают их на слух и в произношении, то в их письменной речи будут встречаться ошибки в виде смешения букв, искажения слоговой структуры, ошибок в словообразовании и управлении, в бедности синтаксических построений. У детей с недоразвитием речи, нарушением речи существует предрасположенность к дисграфии.

 Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками  для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму. Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно:

- формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

- развивать мелкую моторику рук;

- ориентировки в пространстве;

- развивать все психические процессы;

- готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

Важным в профилактике дисграфии является развитие слухового  и зрительного восприятия.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия

1. "Где звук и сколько слогов": Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. "Что изменилось?": Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. "Зашифрованное слово": Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок. Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его: "Отстучи телеграмму доктору Айболиту", "Простучи песенку ведер по ноткам". Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое (звуки живой и неживой природы, музыки) слуховое восприятие ребенка.

Игры, направленные на развитие зрительного восприятия

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

умение анализировать предмет, его изображение;

составление картинки, разрезанной на части;

конструирование по образцу, по представлению;

умение видеть графему и ее точное расположение;

запоминание элементов букв;

различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д.

Для этого детям можно предложить задания:

"Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

"Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого персонажа какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

"Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, слева от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

Игры с буквами

«Обведи букву»

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть, узнать и назвать знакомую букву, которая написана пунктиром, дописать ее.

                             

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребенку найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаковым обычным шрифтом.

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребенку найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.

                             

«Назови букву»

Взрослый предлагает ребенку найти какую-либо букву среди букв, перечеркнутых различными способами.

                         

«Найди букву»

Взрослый предлагает ребенку найти названную им букву в ряду графически сходных букв, например, букву Г: П Г Т Р.

«Допиши букву»

Взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.

                         

«Найди ошибку»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть два изображения одной и той же знакомой буквы, одно из которых написано неправильно. Ребенок должен зачеркнуть неверное изображение буквы.

                           

«Узнай букву»

Ребенок закрывает глаза. В это время взрослый «пишет» (пальцем) на руке (спине) ребенка знакомую ему букву. Ребенок называет, какую букву «написал» взрослый на его руке (спине).

«Чудесный мешочек»

Взрослый кладет в непрозрачный мешочек знакомые ребенку объемные буквы, сделанные из пластмассы, картона или дерева. Ребенок с закрытыми глазами достает из мешочка букву, ощупывает ее двумя руками и называет.

«Сложи букву»

Взрослый предлагает ребенку сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась. (Карточка, на которой написана знакомая ребенку буква, разрезана на несколько частей.)

«Выложи букву»

Взрослый предлагает ребенку выложить знакомую ему букву из различных материалов: мозаики, семечек, мелких орешков, семян, пуговиц, веток, кусочков бумаги, счетных палочек и толстых ниток.


«Смастери букву»

Взрослый предлагает ребенку изготовить знакомую ему букву из пластилина, проволоки или бумаги (сначала по образцу потом самостоятельно).

                                        C:\Users\User\Desktop\imagesH4YYSGST.jpg

«Волшебный карандаш»

Взрослый предлагает ребенку обвести знакомую букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.

«Напиши букву»

Взрослый предлагает ребенку написать знакомую ему букву пальчиком в воздухе, палочкой на мокром песке или снегу.

«Опиши букву»

Взрослый предлагает ребенку рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква и как они расположены. Например: буква Н состоит из двух больших вертикальных палочек и одной маленькой горизонтальной палочки между ними.

«Волшебник»

Взрослый предлагает ребенку выложить из счетных палочек или согнуть из проволоки какую-нибудь знакомую ему букву, а затем «превратить» ее в другую, графически сходную букву. Например: согнуть из проволоки букву О, а затем «превратить» ее в букву С; выложить из палочек букву Н, а потом «превратить» ее в букву П и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста".

Подборка  разных логопедических игр и упражнений не требующих специальных условий , оборудования и пособий для развития  речи,памяти, внимания, мышления, моторики у детей с нарушениями...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....

Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи

Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи"

Пальчиковая гимнастика, игры и упражнения для профилактик дисграфии....

"Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи

Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и...