РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мартынова Татьяна Михайловна

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ на 2016-2017 учебный год составлена на основе типовой базовой  Программы логопедической работы по преодолению  фонетико- фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_podgotovitelnaya_gruppa.docx122.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад  № 24 «Родничок» г. Вольска Саратовской области»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя-логопеда

в группе компенсирующей направленности

 для детей с нарушениями речи

 (старший дошкольный возраст)

Мартыновой Татьяны Михайловны,I квалификационной категории

2016-2017 учебный год

Оглавление.

Целевой раздел

Пояснительная записка

Цель, задачи.

Принципы и подходы в организации образовательного процесса

Планируемые результаты

Климатические, демографические, национально-культурные особенности

Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников логопедической группы старшего дошкольного возраста 6-7 лет)

Содержательный раздел

Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Комплексно-тематическое планирование на 2016-2017  учебный год.

Содержание логопедической работы по преодолению ФН, ФФН, ОНР-IIIур.р. у детей 7-го года жизни.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

План работы учителя – логопеда по взаимодействию с педагогическим коллективом

План работы учителя – логопеда по взаимодействию с родителями

Организационный раздел

Расписание образовательной деятельности

Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда в логопедических группах

Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета и логопедической группы

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса


Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи.

Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ на 2016-2017 учебный год составлена на основе типовой базовой  Программы логопедической работы по преодолению  фонетико- фонематического нарушения речи у детей (авторы программы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина), рекомендованной Ученым Советом ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» для использования в ДОУ.

Рабочая программа разработана в соответствии Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;
  • Конвенцией ООН о правах ребенка;
  • Декларацией прав ребенка;
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях;
  • Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина;
  • Программой МБОУ «Детский сад № 24 «Родничок» разработанной на основании проекта образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «От рождения до школы».
  • Положением о логопедических группах ДОУ;

А также

  • разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
  • Целям и задачам образовательной программы МДОУ «Детский сад № 24 «Родничок».

Целью данной рабочей программы учителя-логопеда является построение системы коррекционно-развивающей работы логопедической группе для детей с нарушениями речи в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основные задачи коррекционного обучения.

  1. Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
  2. Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)
  3. Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с речевыми нарушениями.
  4. Формирование грамматического строя речи.
  5. Развитие связной речи старших дошкольников.
  6. Развитие коммуникативности, успешности в общении.

 

Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • принцип природосообразности, т.е. синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с нарушениями речи;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме;
  • принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
  • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
  • принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
  • принципы интеграции усилий специалистов;
  • принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
  • принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • принцип постепенности подачи учебного материала;
  • принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
  • принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
  • принцип обеспечения активной языковой практики.

Основной формой работы с детьми является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие индивидуальные, подгрупповые, групповые, интегрированные занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных рабочей программой учителя-логопеда, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического и медицинского профилей и семей воспитанников. Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда, медицинского работника, педагога-психолога музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей и родителей дошкольников.

 

Учитель-логопед руководит работой по образовательной области «Речевое развитие», тогда как другие специалисты подключаются к этой работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

В соответствии с ФГОС ДОУ основной целью речевого развития детей-дошкольников является:

Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

 Задачи речевого развития, обозначенные в ФГОС ДО:

- овладение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

- развитие речевого творчества;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

В работе по остальным образовательным областям («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие») при ведущей роли других специалистов (воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре) учитель-логопед является консультантом и помощником. Он помогает педагогам выбирать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с нарушениями речи и этапа коррекционной работы. Более подробно модели взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ рассмотрены в содержательном компоненте программы.

Таким образом, целостность коррекционной работы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.

В логопедической группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.


Планируемые результаты

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 3 раза в год с внесением последующих коррективов в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.

Результаты мониторинга находят отражение в речевых картах детей, где отмечается динамика коррекции звукопроизношения и развития речевых функций каждого ребенка, итоговом обследовании речевого развития детей группы, ежегодном отчете учителя-логопеда и анализе эффективности работы логопедической группы. Для диагностики используются методики логопедического обследования Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также методика тестовой диагностики Т.В.Кабановой, О.В. Домниной. Сроки проведения мониторинговых исследований – сентябрь, май.

Согласно целям и задачам образовательной области «Речевое развитие» основным планируемым результатом работы в этой области является достижение каждым ребенком уровня речевого развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных нарушениями речи, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.

В конце обучения в логопедической группе ребенок должен приобрести следующие знания и умения в образовательной области ФГОС «Речевое развитие»:

- Понимание речи;

- Представления о таких областях окружающего мира как «овощи», «фрукты», «игрушки», «дикие и домашние животные», «одежда», «обувь», «мебель», «посуда», и др. лексические темы.

- Способность к обобщению, знание обобщающих понятий по соответствующим темам;

- Умение различать понятие «звук», «слово», «предложение»;

- Умение составлять рассказы по темам в соответствии с планом, схемой;

- Начальное представление о частях речи, именуемых как «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», а также о числительном;

- Умение использовать в речи словоформы (падежные, уменьшительно-ласкательные и другие);

- Представление о загадках, умение составлять их по схеме и самостоятельно;

- Умение мыслить и оперировать символами, запомнить и пользоваться при составлении предложений и рассказов символами (картинки, помощник), цвета, формы, вкуса, материала и другое.

При организации образовательного процесса учитываются Климатические особенности региона. Саратовской область – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д. Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май), составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август), для которого составляется другой режим дня.

Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (85 %, из неполных (15 %). Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (36%) и средним профессиональным (64%) образованием.

Национально – культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, армяне, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Весь контингент воспитанников проживает в условиях города.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента логопедических групп МДОУ

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет.

В сюжетно-ролевых играх дети этого возраста начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребёнка, болезнь, трудоустройство.

          Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

        Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

             В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи.

        Основной контингент старших дошкольников имеет нерезко выраженное недоразвитие речи и третий уровень речевого недоразвития.  

        Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя  характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений.

        Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.

        Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.

Характеристика детей

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) — это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:

заменой звуков более простыми по артикуляции;

трудностями различения звуков;

особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом

контексте.

Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой  затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи.

Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.

Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.

 Содержательный раздел

Описание коррекционной образовательной деятельности в соответствии с направлениями речевого развития ребенка

Планирование коррекционной образовательной деятельности в логопедических  группах  составлено на основе программы:

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей (авторы Филичева Т.Б., Туманова Т.В.) с учетом образовательной программы МДОУ «Детский сад № 24 «Родничок» разработанной на основании образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е .Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой)

Содержание коррекционной образовательной деятельности обеспечивает:

Выявление особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи;

Осуществление индивидуально ориентированной медико-педагогической помощи детям с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Возможность освоения детьми с нарушениями речи основной образовательной программы «От рождения до школы» и их интеграции в образовательном учреждении.

В соответствии со спецификой логопедической группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Основными направлениями работы учителя-логопеда ДОУ по коррекции и развитию речи детей с нарушениями речи в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС ДО являются:

Воспитание звуковой культуры речи (нормализация звукопроизношения) - развитие восприятия звуков родной речи и произношения;

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (развитие фонематического восприятия и слуха) – различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

Развитие активного словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение;

Формирование грамматического строя речи:

- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам),

- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений),

- словообразование;

Развитие связной речи – монологической (рассказывание) и диалогической (разговорной);

Обучение грамоте – послоговому чтению и письму;

Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Комплексно-тематическое планирование

на 2016-2017 учебный год.

Сентябрь

1-9

Осень (Праздник знаний, признаки осени,  осеннее дерево, погода, урожай).

12-16

Осенний  урожай. (Фрукты, овощи, грибы, ягоды). 

19-23

Правила безопасности дорожного движения (светофор, пешеходный переход, внимание – дорога, транспорт, правила поведения на дороге и в транспорте).

26-30

Деревья, кустарники.

Октябрь

3-7

Птицы (домашние, дикие: зимующие, перелётные). Как готовятся к зиме, чем питаются, у кого какой дом, как называют птенцов, какую пользу или вред приносят человеку).

10-14

Дикие и  домашние животные (как готовятся к зиме,  чем питаются, у кого какой дом, как называют детёнышей, назначение домашних животных и диких, какую пользу приносят человеку). 

17-21

Пресмыкающиеся, рыбы (ящерица, черепаха).

24-28

Мой город Вольск (здания, домашний адрес, достопримечательности)

Ноябрь

1-4

Детский сад (профессии детского сада, правила в детском саду, ориентировка в помещении).

7-11

Семья (родители, бабушки и дедушки, сёстры и братья,  обязанности по дому).

14-18

Подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые  игры.

21-25

Мебель (название мебели, её части, материал, назначение).

Декабрь

28-2

Одежда. Обувь. Головные уборы.

5-9

Зима (птицы, деревья,     погода, животные, звери, зимний период).

12-16

Зимние забавы (катание с горки на санках, на лыжах, лепка снеговиков и снежных крепостей).

19-23

Праздник  страны Новый год (беседы о новогоднем празднике, традициях России, новогодних символах, подготовке новогодних подарков).

26-30

На закрепление пройденного материала

Январь

9-13

Сказочная неделя (чтение сказок, пересказ по опорным картинкам, моделям. Заучивание отрывков из сказок, театрализация сказок). 

16-20

Эксперименты (материал предметов, свойства материалов. Целесообразность применения данного материала, свойства песка, глины, камня, воды зимой).

23-27

Спортивная неделя (подвижные игры, спортивные упражнения с разными предметами. Беседы о разных видах спорта (зимних, летних и спортивных играх).

Февраль

30-3

Транспорт (виды транспорта (наземный, водный, воздушный), назначение некоторых видов транспорта (специальный транспорт). Дорога и дорожные знаки. Правила поведения на дороге и в транспорте.

Профессия –шофёр).

6-10

Профессии (знакомство с разными профессиями, о работе, которую выполняет каждый представитель данной профессии. Называние глаголов, относящихся к данной профессии).

13-17

Основы безопасности жизни (колющие, режущие предметы, электроприборы, поведение в природе, беседы о безопасном использовании предметов; о безопасности: когда остался дома один. Беседы о правилах поведения в природе, о безопасности и осмотрительном отношении к опасным ситуациям).

20-24

Защитники Отечества («Военные профессии» – солдат, танкист, лётчик, пограничник и др.). «Военная техника» – танк, самолёт, военный крейсер и др.).  Беседы о почётности профессии военного. Чтение былин о русских богатырях).

Март

27-3

 Весна.Живая и неживая природа (время года – весна: признаки, цветы, насекомые, садово-огородные работы, безопасность на природе).

6-10

Мама – слово дорогое (8 Марта – женский праздник. Беседы о необходимости заботиться, о близких и родных людях).

13-17

Насекомые.

20-24

Народная культура, традиции (декоративно – прикладное  искусство, фольклор, народные подвижные игры).

27-31

Здоровье (культурно – гигиенические навыки.  Беседы о здоровье, закаливание, части тела и органы чувств, витамины).

Апрель

3-7

 Моя страна (город, край, красивые места города и края.  Государственные праздники).

10-14

Космос.

17-21

Пожарная безопасность (польза и вред огня, пожароопасные предметы, правила поведения при пожаре. Профессия «Пожарный» и его специальная техника).

24-28

На закрепление пройденного материала

Май

1-5

 Праздники мая  1 и 9 мая.

10-12

Архитектура. Разные дома (виды зданий и сооружений, их части, материал, из которого сделаны, назначении).

15-19

Комнатные цветы, травянистые растения (название, вид, необходимые условия для роста, цветение весной, правила поведения с растениями).

22-26

Экспериментальная неделя.

29-31

На закрепление пройденного материала

Планирование НОД с детьми подготовительной группы (6 – 7 лет), имеющими диагноз Ф/нНР, Ф/мНР, ФФНР, ОНР 3 – 4 уровня, разделено на 3 периода обучения:

I период  – сентябрь- ноябрь. 10 недель, 20 занятий – 2 занятия в неделю, 10 часов.

II период – декабрь – февраль.10 недель, 20 занятий – 2 занятия в неделю, 10 часов.

III период – март – май. 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю, 12 час.

Всего: 64 занятия в год,  32 часа 00 минут


Содержание логопедической работы на логопедическом пункте по преодолению

ФН, ФФН, ОНР-IIIур.р.  у детей  7-го года жизни.

Месяц

Лексическая

тема

Формирование

фонетической стороны речи

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Сентябрь

Осень

 Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках

Органы артикуляции.

 Учить детей отвечать на вопросы и задавать их.

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.

Активировать словарь по данной теме.

Рассказывание по теме «Осень».

Осенний урожай

Развитие слухового внимания и восприятия на речевых звуках

Органы артикуляции.

Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему.

Закреплять у детей правильное употребление в речи относительных прилагательных.

Развивать умение задавать вопросы.

Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» с элементами драматизации

Правила безопасности дорожного движения

Уточнение артикуляции и произношения звука [а]

Буква А

Формирование номинативного словаря (словарь существительных) по теме. Развитие внимания и понимания речи.

Составление рассказа с опорой на картинку

Деревья и кустарники

Уточнение артикуляции и произношения звука [у]

Буква У

Усвоение употребления в речи глаголов в разных временных формах, в единственном и множественном числе Закрепление категории родительного падежа множественного числа.

Составление описательного рассказа о дереве с использованием схемы описания.

Октябрь

Птицы

Уточнение артикуляции и произношения звука [о]

Буква О

Употребление в речи предложных конструкций и категорий творительного падежа, усвоение употребления в речи предлога под. Усвоение существительных в родительном падеже, употребление в речи сложных предложений. Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме

Беседа по серии сюжетных картин «Как помочь птицам зимой» Н.Е. Ильясовой

Дикие и домашние животные

Уточнение артикуляции и произношения звука [э]

Буква Э

Составление сложных предложений со значением представления.  Составление сложных предложений с союзом потому что. Усвоение категории родительного падежа с предлогом В,НА

Составление рассказа «Неудачная охота» по серии сюжетных картин.

Пресмыкающиеся, рыбы

Уточнение артикуляции и произношения звука [и]

Буква И

Образование притяжательных прилагательных. Образование отыменных прилагательных.

Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Мой город Вольск

Уточнение артикуляции и произношения звука [м]

Буква М

Образование сравнительной степени прилагательных. Умения подбирать глаголы и прилагательные к существительным.

Образование относительных прилагательных от существительных. Употребление распространённых предложений и предлогов в, за,из

Беседа о родном городе, достопримечательностях.

Ноябрь

Детский сад

Уточнение артикуляции и произношения звука [н]

Буква Н

Составление распространённых предложений, работа с деформированными предложениями. Усвоение степеней сравнения прилагательных

Составление рассказа на тему: «Детский сад моей мечты»

Семья

Уточнение артикуляции и произношения звука [п]

Буква П

Обучение составлению сложносочиненных предложений. Расширение словаря антонимов. Словообразование притяжательных прилагательных.

Составление рассказа по сюжетной картине «Семья»

Подвижные, дидактические, сюжетно – ролевые  игры.

Уточнение артикуляции и произношения звука [т]

Буква Т

Составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для. Употребление грамматических категорий дательного падежа. Согласование существительных с числительными

 Образование слов с увеличительными и ласкательными оттенками

Мебель

Уточнение артикуляции и произношения звука [л]

Буква Л

Составление предложений с использованием падежных конструкций дательного падежа множественного числа с предлогом К.  Составление предложения из четырех слов с введением одного определения.

Составление рассказа «Как изготавливают мебель» по опорным словам.

Декабрь

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Уточнение артикуляции и произношения звука [ф]

Буква Ф

Словообразование существительных путём сложения основ. Усвоение глаголов с разными приставками. Подбор антонимов. Усвоение категории родительного падежа. Усвоение конструкций с предлогом с.

Составление описательных рассказов по теме.

Зима

Уточнение артикуляции и произношения звука [в]

Буква В

Подбор однородных определений к слову зима, образование новых слов. Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления. .Привлечение внимания детей к предстоящим изменениям в природе: день стал короче чем осенью, солнце греет мало, земля покрывается снегом, а водоемы — льдом, часто бывают морозы, деревья и кустарники стоят без листьев; насекомых нет, птиц мало, выпал снег.

Пересказ по серии сюжетных картинок

Зимние забавы

Уточнение артикуляции и произношения звука [б]

Буква Б

Образование относительных прилагательных от существительных. Составление предложений со значением противопоставления. Употребление глаголов будущего времени. Составление предложений с однородными членами. Развитие слухового внимания.

Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине (образец – рассказ логопеда)

Новогодний праздник

Уточнение артикуляции и произношения звука [к]

Буква К

Согласование числительных с существительными. Употребление глаголов в форме будущего простого и сложного времени с частицей ся и без неё.

«Что будет после этого?» Составление предложений по сюжетным картинкам. Развитие воображения

Закрепление пройденного материала

Характеристики звуков [а], [у], [о], [э], [и], [м], [н], [п], [т],

[л], [ф], [б], [к]

Буквы А,У,О,Э,И,М, Н, П, Т, Л, Ф, Б, К

Согласование числительных с существительными.

Полное и уменьшительное образование названий от имен существительных.

Умение образовывать прилагательные от существительных.

Разучивание стихотворений о зиме.

Январь

Сказочная неделя

Уточнение артикуляции и произношения звука [г]

Буква Г

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Активизация глаголов по теме. Закрепление знаний детей о частях тела птицы

Описательный рассказ по картине « Мой любимый сказочный герой»

Эксперименты

Уточнение артикуляции и произношения звуков [к-г]

Буквы Г-К

Развитие логического мышления. Закрепление относительных прилагательных по теме

Составление вопросов по теме.

Спортивная неделя

Уточнение артикуляции и произношения звука [х]

Буква Х

Усвоение категории творительного и родительного  падежа. Усвоение притяжательных прилагательных, падежных окончаний. Употребление конструкций с предлогом с.

Беседа о зимних видах спорта.

Февраль

Транспорт

Уточнение артикуляции и произношения звуков [к-х]

Буквы К-Х

Образование и закрепление в речи глаголов движения с приставками. Дифференциация транспорта по видам. Закрепление употребления формы Тв.п. существительных и расширение словаря по теме.

Составление рассказа «Все хорошо, что хорошо кончается» по сюжетной картине с придумыванием предшествующих и последующих событий.

Профессии

Уточнение артикуляции и произношения звука [л’]

Буква ЛЬ

Обучение самостоятельной постановке вопроса. Расширение словаря по теме. Формирование навыков словообразования и расширения словаря.

Составление рассказа «Кто кормит нас вкусно и полезно» (из коллективного опыта)

Основы безопасности жизни

Уточнение артикуляции и произношения звука [й]

Буква Й

Обогащать и активизировать словарь по теме. Развивать интонационную выразительность речи. Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи. Развивать умение драматизировать стихотворные произведения.

Рассказ «Дети на улице»

День Защитника Отечества

Уточнение артикуляции и произношения звука [ы]

Буква Ы

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Усвоение  родительного падежа множественного числа существительных. Активизация словаря  по теме.

Составление рассказа «Собака-Санитар» по серии сюжетных картин.

Март

Весна

Уточнение артикуляции и произношения звука [с]

Буква С

Подбор определений к слову ВЕСНА. Усвоение категории творительного падежа с предлогом с. Употребление предлогов: для, из, со, из-за, из-под, с.

Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания»

Мамин день.

Уточнение артикуляции и произношения звука [с’]

Буква С

Усвоение употребления родительного падежа множественного числа существительных.

Составление рассказа из личного опыта         « Моя мама»

Насекомые

Уточнение артикуляции и произношения звука [з]

Буква З

Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему. Пополнять словарный запас по теме «Насекомые». Развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание. Закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных. Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Составление описательно рассказа о пчеле с опорой на схему.

Народная культура, традиции

Уточнение артикуляции и произношения звука [р]

Буква Р

Образование существительных от глаголов. Подбор подходящих по смыслу определений. Формирование навыка словообразования.  Обогащение речи детей пословицами.

Заучивание пословиц

Здоровье

Дифференциация звуков [л] и [р].

Буквы Л- Р

Подбор прилагательных  и образование родственных . Составление предложений с предлогом за. Образование антонимов и составление предложений с ними с союзом А.

Составление рассказа-описание  по вопросам логопеда

Апрель

Моя страна

 

Уточнение артикуляции и произношения звука [ш]

Буква Ш

 Усвоение категории родительного падежа. Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Пересказ рассказа С.А.Баруздина «Страна, где мы живем» с изменением главных действующих лиц и добавлением последующих событий.

Космос

Дифференциация звуков [с] и [ш]

Буквы С-Ш

Активизация глаголов по теме. Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речевой словарь. Упражнять детей в подборе прилагательных к существительному. Помогать, детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Чтение стихотворения В. Войнович. «Четырнадцать минут до старта»

Пожарная безопасность

Уточнение артикуляции и произношения звука [ж]

Буква Ж

Расширение словарного запаса и развитие связной речи. Закреплять навыки употребления в речи детей сравнительных оборотов. Активизировать в речи детей прилагательные и глаголы. Формировать умение выбирать наиболее точные слова при решении речевых ситуаций. 

Игра- драматизация «Кошкин дом»

С.Я. Маршака

Закрепление пройденного материала

Характеристики звуков  [с], [з], [р], [ш], [ж],

Буквы С,З,Р,Ш,Ж

Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа, числительными.

Согласование существительных с прилагательными в роде.

Составление рассказа  по вопросам логопеда

Май

День Победы.

Закрепле

ние пройден

ных звуков

Закрепление пройденных букв

Согласование числительных с существительными.  Подбор родственных слов. Образование сравнительной степени прилагательных от наречий.

Чтение и пересказ рассказа « Первый ночной таран»

Архитектура. Разные дома

Закрепле

ние пройден

ных звуков

Закрепление пройденных букв

Составление предложений с предлогами над, между, из-за, около. Усвоение категории родительного падежа множественного числа

Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.

Комнатные цветы, травянистые растения

Закрепле

ние пройден

ных звуков

Закрепление пройденных букв

Уточнение и расширение словаря по теме.

Составление описательного рассказа о цветке по собственному опыту.

Экспериментальная неделя.

Закрепле

ние пройден

ных звуков

Закрепление пройденных букв

Развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Беседа на тему «Круговот воды в природе»


Описание вариативных форм, способов, методов и средств, реализации рабочей программы логопеда

Основные направления работы учителя-логопеда

в 2016-2017 учебном году.


1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание работы

Сроки

1.

Логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей подготовительной к школе логопедической группы, определение особенностей речевого, психомоторного, общего развития детей

Сентябрь, май

2.

Профилактическая работа по выявлению детей с нарушениями речи через обследование в ДОУ, направление детей на ПМПК для зачисления в логопедическую группу

Апрель – май, август

3.

Участие в Вольской территориальной ПМПК

По графику работы ПМПК

2. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

Проведение фронтальной логопедической непрерывной образовательной деятельности по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей старшей  логопедической группы

В течение учебного года

Тематическое планирование, календарное планирование

2.

Проведение подгрупповой логопедической непрерывной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи с детьми, имеющими ЗПР .

В течение учебного года

Календарно-тематическое планирование

3.

Проведение индивидуальной и подгрупповой логопедической непрерывной  образовательной деятельности

В течение учебного года

Ежедневное планирование индивидуальной, подгрупповой логопедической НОД, конспекты индивидуальных занятий


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Выход

1.

Комплектование группы, утверждение списка группы

До 1 сентября

Список старшей логопедической группы

2.

Составление и утверждение у заведующего ДОУ циклограммы рабочего времени учителя-логопеда, регламента логопедической НОД на год

До 15 сентября

Циклограмма, регламент

3.

Составление рабочей программы, годового плана работы учителя-логопеда

До 15 сентября

Рабочая программа, Годовой план работы

4.

Составление перспективного и календарного плана работы на учебный год

До 15 сентября

Перспективный и календарный план работы

5.

Планирование логопедической фронтальной, подгрупповой, индивидуальной НОД

В течение года

Ежедневные планы работы, конспекты НОД

6.

Ведение речевых карт, индивидуальных перспективных планов работы, индивидуальных домашних тетрадей детей

В течение года

Речевые карты, индивидуальные перспективные планы работы на каждого ребенка, индивидуальные домашние тетради

7.

Участие в работе творческой группы ДОУ по обеспечению введения ФГОС ДО

В течение года

Разработка практических материалов

План работы учителя – логопеда

  по взаимодействию с педагогическим коллективом

на 2016 – 2017 учебный год

№ п/п

Тема

Формы работы

Сроки выполнения

1.

Результаты  логопедического обследования  в старшей и подготовительной группах. Ознакомление с индивидуальным планом работы на учебный год. Обсуждение организационных моментов  работы с детьми, имеющими нарушения речи.  

Беседы, консультации.

Сентябрь

2.

Организация коррекционно-логопедической работы с детьми, имеющими ОНР

Консультации для воспитателей.

Сентябрь

3.

Методика проведения артикуляционной гимнастики.  Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков.

Практикум для воспитателей.

Октябрь

4.

Индивидуальный подход в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Консультации, беседы с воспитателями.

Октябрь

5.

Проведение комплекса пальчиковой гимнастики для детей, посещающих логопедические занятия.

Индивидуальная беседа с инструктором по Физо

Сентябрь -

Октябрь

6.

Характеристика фонетико-фонематической стороны речи у детей с ОНР

Консультация для воспитателей.

Ноябрь

7.

Проведение с детьми упражнений на мышечную релаксацию.

Индивидуальная беседа с инструктором по Физо

Ноябрь -Декабрь

8.

Необходимость контроля  за правильным звукопроизношением детей в спонтанной речи, на занятиях и во время режимных моментов.

Беседы с воспитателями.

Декабрь

9.

Методика проведения игр для развития фонематических процессов у детей. Игры с чистоговорками.

Практикум для воспитателей.

Декабрь

10.

Пальчиковая гимнастика и различные способы развития мелкой  моторики для детей

Индивидуальная беседа с инструктором поФизо.

Декабрь – Январь

11.

Игры для формирования лексического строя речи у детей с ОНР.

Практикум для воспитателей.

Январь

12.

«Веди счёт словам своим».

Консультации, беседы с воспитателями.

Январь

13.

Динамика развития общей моторики у детей

Индивидуальная беседа с инструктором поФизо.

Январь –

Февраль

14.

Игры для формирования грамматического  строя речи у детей с ОНР.

Практикум для воспитателей.

Февраль

15.

Раннее обучение чтению детей с нарушением речи:  проблемы и трудности.

Консультации, беседы с воспитателями.

Февраль

16.

Дидактические игры в работе с детьми, имеющими ОНР.

Семинар практикум для воспитателей.

Март

17.

Результаты обследования детей имеющих отклонение в речевом развитии. Рекомендации по составлению    педагогических  характеристик.

Беседы, консультации с воспитателями средней группы Изучение данных, обмен  мнениями.

Март-

Апрель

 В течение года

18.

Подвижные игры для детей с ОНР

Консультации с воспитателями.

Апрель

19.

Осуществление коррекционно-логопедических мероприятий для детей летний период.

Беседы, рекомендации воспитателей.

Май

20.

Совместная подготовка к детским праздникам.

Подбор речевого материала, разучивание стихов.

В течение года

План работы учителя-логопеда по взаимодействию

с родителями

на 2016 – 2017 учебный год

№ п/п

Тема

Форма

работы

Срок

выполнения

1.

Результаты логопедического обследования детей; ознакомление с индивидуальным планом-программой на учебный год, обсуждение организационных моментов работы. Работа с индивидуальной тетрадью ребёнка.

Индивидуальные консультации, беседы.

Сентябрь

В течение года

2.

Общее недоразвитие речи причины и основные направления коррекционно-логопедической работы.

Родительское собрание. Логопедический уголок для родителей

Октябрь

3.

Выпуск логопедической газеты «Речевичок»

Консультации, отчет о работе.

Октябрь, декабрь, февраль, апрель

3.

Комплексы артикулярных групп звуков.

Индивидуальные практикумы;

Консультантские передвижки для логопедических уголков.

Октябрь – ноябрь

В течение года.

4.

Звуковой анализ слов;

Знакомство с графическими обозначениями.

Индивидуальные практикумы, беседы, консультации.

Ноябрь – декабрь

В течение года.

5.

Приёмы выполнений домашних заданий логопеда, необходимость ежедневных занятий с ребёнком по занятиям учителя – логопеда.

Индивидуальные практикумы, консультации.

Декабрь – январь

В течение года.

6.

Советы по автоматизации звуков в домашних условиях.

Индивидуальные консультации, беседы.

Январь.

 В течение года.

7.

Взаимность в работе учителя – логопеда и родителей.

Родительское собрание.

Февраль

8.

Развитие и совершенствование мелкой моторики, профилактика дизграфии, проведение пальчиковой гимнастики.

Индивидуальные беседы, рекомендации

.Логопедический уголок

Февраль

9.

Роль родителей в формировании грамматической правильной речи у дошкольников с ОНР.

Круглый стол; (семинар – практикум).

Логопедический уголок.

Февраль

Март

10.

Посещение подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий

Открытые занятия.

Март.

Апрель.

Май.

11.

Советы учителя – логопеда. Предупреждение недостатков речи.

Консультации.

Логопедический уголок.

Март.

12.

Результаты осмотра детей средней группы.

Индивидуальные консультации.

Март.-

Апрель.

13.

Формирование у детей положительной мотивации к школе.

Беседы.

Март.-

Апрель.

14.

« Подводим важные итоги»

«Вечера вопросов и ответов»

Родительское собрание.

Индивидуальные консультации.

Апрель.-

Май.

Ежедневно.

15.

Проведение занятий с детьми в летний период.

Индивидуальные беседы.

Май

Организационный раздел

1.  Расписание образовательной деятельности( Приложение № 2)

2.  Циклограмма рабочего времени учителя-логопеда в логопедических группах( Приложение № 3)

Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ

Оснащение логопедического кабинета

Настенное зеркало – 2шт;

Стол для детей – 2 шт;

Стулья детские – 4 шт;

Стол для логопеда – 1 шт;

Стулья для взрослых – 2 шт;

Магнитная доска - 1 шт;

Мольберт - 1 шт;

Дополнительное освещение у зеркала – 1шт;

Полка настенная для книг – 1 шт;

Шкаф для пособий- 1 шт;

Коробки и папки для пособий.

Особенности предметно-развивающей

пространственной среды

1. Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

2. Спирт.

3. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.

4. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)

5. Логопедический альбом для обследования речи.

6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

7. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.

8. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.

9. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.

10. Предметные картинки по лексическим темам.

11. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

12. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.

13. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.

14. Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения коррекционного логопедического процесса

Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения.

В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:


ПОСОБИЯ

Для проведения логопедического обследования:

Обследование звукопроизношения;

Обследование понимания речи;

Обследование связной речи;

Обследование грамматического строя речи;

Обследование состояния словарного запаса;

Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

Обследование слоговой структуры слова;

Счетный материал для обследования;

Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;

Картинки и тексты

Для формирования правильного звукопроизношения

Артикуляционные упражнения (карточки);

Профили звуков;

Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;

Пособия для работы над речевым дыханием;

Предметные картинки на все изучаемые звуки;

Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;

Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков

Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:

Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;

Цветные фишки для звукобуквенного анализа;

Предметные картинки на дифференциацию звуков;

Тексты на дифференциацию звуков

Для обучения грамоте (чтению и письму):

Магнитный алфавит;

Настенный алфавит;

Бумажный алфавит;

Схемы для анализа предложений;

Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;

Логопедические буквари;

Кассы букв на каждого ребенка

Для обогащения словарного запаса и формирования

 грамматического строя речи:

Предметные картинки

Ягоды;

Головные уборы;

Мебель;

Птицы;

Растения;

Обувь;

Продукты;

Грибы;

Одежда;

Посуда;

Игрушки;

Насекомые;

Профессии;

Деревья;

Животные и их детеныши;

Инструменты;

Времена года;

Овощи

Фрукты

Предметные картинки на подбор антонимов;

Предметные картинки на подбор синонимов;

Многозначные слова;

Предметные картинки «один-много»;

Схемы предлогов;

Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами;

Пособия на согласование слов;

Деформированные тексты и др.

Для развития связной речи:

Серии сюжетных картинок;

Сюжетные картинки;

Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;

Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов


Использованная литература:

1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.

2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. Ред. Проф. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М. : АРКТИ, 2003

3. ПРОГРАММЫ. Коррекция нарушений речи, под ред. Филичевой Т.Б., 2008.

4. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет; Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО; автор Нищева Н.В., 2014г

5. Примерной общеобразовательная  программа  «От рождения до школы» под                   редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Приложение № 1

Мониторинг эффективности  коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого  учителем – логопедом

 в условиях логопедических групп.

     Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

     Мониторинг проводится в целях:

- выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда в логопедической группе ДОУ;

- определения уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;

- качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях  логопедического пункта;

- развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных и критических ситуаций.

     Мониторинг деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ реализуется по следующим направлениям:

I направление - работа со всеми воспитанниками. В рамках службы сопровождения ДОУ.

II направление - работа с детьми логопедической группы.

I направление:

Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители, и т.д.)

II направление: С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети посещающие логопедическую группу. По результатам обследования составляется отчет о  логопедической работе и речевом развитии дошкольников занимающихся на логопедической группе.

      Мониторинг речевого развития детей, зачисленных на логопедическую группу, проводится  учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 16 по 31 мая.

    Цель обследования:

1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.

2. Зачислить детей на логопедический  пункт, с учетом выявленных нарушений.

3. Качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной

деятельности.

      В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

    Фонематическое восприятие

2. Артикуляционная моторика

3. Звукопроизношение

4. Сформированность звуко-слоговой структуры

5. Навыки языкового анализа

6. Грамматический строй речи

7. Навыки словообразования

8. Понимание логико-грамматических конструкций

9. Связная речь

     Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б., элементы методики Т.А. Фотековой.

      Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной

деятельности детей логопедического пункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга:

Приёмы диагностического изучения:

• Сбор анамнестических данных

• Беседы с родителями

• Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре

• Беседа с детьми

• Беседа с воспитателями

     Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту:

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся на логопедическом пункте МДОУ  «Детский сад №24 «Родничок»

______месяц 20___ -20 ___учебный год      учитель-логопед: Мартынова Т.М.

Фамилия,

имя

ребёнка

Возраст

на

01.09.

Ф

о

н

е

м

а

т

и

ч

е

с

к

о

е

в

о

с

п

р

и

я

т

и

е

А

р

т

и

к

у

л

я

ц

и

о

н

н

а

я

м

о

т

о

р

и

к

а

З

в

у

к

о

п

р

о

и

з

н

о

ш

е

н

и

е

С

ф

о

р

м

и

р

о

в

а

н

н

о

с

т

ь

 з

в

у

к

о

-

с

л

о

г

о

в

о

й

с

т

р

у

к

т

у

р

ы

Н

а

в

ы

к

и

я

з

ы

к

о

в

о

г

о

а

н

а

л

и

з

а

Г

р

а

м

м

а

т

и

ч

е

с

к

и

й

с

т

р

о

й

р

е

ч

и

Н

а

в

ы

к

и

с

л

о

в

о

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

я

П

о

н

и

м

а

н

и

е

 л

о

г

и

к

о

р

а

м

м

а

т

и

ч

е

с

к

и

х

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

й

С

в

я

з

н

а

я

р

е

ч

ь

Всего

баллов

Уровень

1

Итого

Уровень речевого развития определяется суммой баллов:

Уровень развития

Количество баллов

Высокий

41 – 45 баллов

Выше среднего

32 – 40 баллов

Средний

23 – 31 балл

Низкий

14 – 22 балла

В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей.

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки

1. Фонематическое восприятие:

Предъявление слоговых рядов

Оценка

1*

Ба - па -

Па - ба -

5 баллов – точное и правильное

воспроизведение в темпе предъявления;

4 балла – точное воспроизведение в

медленном темпе предъявления;

3 балла – первый член

воспроизводится правильно, второй уподобляется первому

(ба – па – ба – па);

2 балла – неточное воспроизведение

обоих членов пара с перестановкой слогов, их

заменой и пропусками;

1 балл – отказ от выполнения,

полная невозможность воспроизведения пробы

2

Са - за

- За - са -

3

Жа - ща -

Ща - жа -

4*

Са - ша -

Ша - са -

5

Ла - ра

- Ра – ла -

6

Ма - на - ма

На - ма - на -

7

 Да - та - да

- Та - да - та -

8

Га - ка - га

- Ка - га - ка -

9

За - са - за

- Са - за - са -

10*

Жа - ша -жа

Ша - жа -ша

11

Са - ша - са

- Ша - са - ша-

12*

Ца - са - ца

- Са - ца - са -

13

Ча - тя - ча -

Тя - ча - тя -

14*

Ра - ла - ра -

-Ла - ра - ла

2. Артикуляционная моторика:

Выполнение артикуляционных

упражнений

Оценка

1*

Губы в улыбке

5 баллов – правильное выполнение

Движения 3-5 сек, 4-5 раз;

4 балла – замедленное выполнение;

3 балла – замедленное и напряженное

выполнение;

2 балла – выполнение с ошибками –

длительный поиск позы, объем, темп,

точность, симметричность, наличие

синкинезий, гиперкинезов, тремор, посинениеорганов речи или носо-губного треугольника;

 1 балл – невыполнение движения

2

Губы «трубочкой»

3*

Язык «лопаткой»

4*

Язык «иголочкой»

5

 Язык «чашечкой»

6

Щелканье языком

7

«Вкусное варенье»

8

«Качели»

9*

«Маятник»

10*

«Улыбка» - «трубочка»

3. Звукопроизношение:

Обследование звуков

Оценка

1

С

Собака - маска – нос

5 баллов – норма;

4 балла – верно

изолировано;

3 балла – верно

 изолированно и в начале

слова;

2 балла – верно 1 звук

из группы;

1 балл – все неверно.

2

С’

Сено - василек – высь

3

З

Замок - коза

4

З’

Зима - магазин

5

Ц

Цапля - овца - палец

6

Ш

Шуба - кошка - камыш

7

Ж

Жук - ножи

8

Щ

Щука - вещи - лещь

9

Ч

Чайка - очки - ночь

10

Р

Рыба - корова - топор

11

Р’

  Река - варенье - дверь

12

Л

Лампа - молоко - пол

13

Л’

Лето - колесо - соль

14

Х

Хлеб - пихта - мох

15

Х’

Духи - хитрая

16

К

Кот - рука - сок

17

К’

Кино - руки

18

Г

Голуби - нога

19

Г

Гена - ноги

20

j

Йогурт - майка - клей

4. Сформированность звуко-слоговой структуры:

Предъявление слов

Оценка

1

Скакалка

5 баллов – правильное

выполнение задания;

4 балла – замедленное

послоговое воспроизведение;

3 балла – содружественное

 проговаривание;

2 балла – искажение звуко-

слоговой структуры слова;

1 балл – невыполнение

задания.

2*

Танкист

3*

Космонавт

4

Милиционер

5*

Сковорода

6

Кинотеатр

7

Перепорхнуть

8

Кораблекрушение

9*

Аквалангист

10*

Термометр

5. Навыки языкового анализа:

Инструкция

Предъявление задания

Оценка

Сколько слов в

предложении?

1

День был теплый.

5 баллов –

правильный ответ с первой попытки;

4 балла – правильный

 ответ со второй попытки;

3 балл – правильный

ответ с третьей попытки;

2 баллов – неверный

ответ с третьей попытки;

1 балл – не понимание

 инструкции.

2

Около дома росла высокая береза

Сколько слогов в

слове?

3

Дом

4

Карандаш

Определи место

звука в слове

5

Первый звук в слове «крыша»

6

Третий звук в слове «школа»

7

Последний звук в слове «стакан»

Сколько звуков в

слове?

8

Рак

9

Сумка

10

Диктант

6. Грамматический строй речи:

Оценка

 Предъявление задания

«Послушай и повтори».

Оценка:

5 баллов – правильное и точное

воспроизведение;

4 балла – перестановка слов в предложении

 без искажения смысла;

3 балла – пропуск отдельных слов без

искажения смысла и структуры предложения;

2 балла – пропуск частей предложения,

искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено;

1 балл – не воспроизведение.

1

Птичка свила гнездо.

2

В саду было много красных яблок.

3

Дети катали из снега комки и лепили

снежную бабу.

4

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому

что холодно.

5

 На зеленом лугу, который был за рекой,

паслись лошади.

«Исправь ошибки»

Оценка:

5 баллов – выявление и исправление

ошибки;

4 балла – незначительные неточности

(пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка);

3 балла – ошибка выявлена, аграмматичное

исправление;

2 балла – ошибка выявлена, но не

исправлена,

1 балл – ошибка не выявлена

6

Дом нарисован мальчик.

7

Собака вышла в будку.

8

По морю плывут корабль.

9

Хорошо спится медведь под снегом.

10

Над большим деревом была глубокая яма.

«Составь предложения».

Оценка:

5 баллов – предложение составлено верно;

4 балла – нарушен порядок слов;

3 балла – пропуски, привнесение, замены

 слов,

аграматизмы, незначительные смысловые

неточности;

2 балла – смысловая неадекватность

1 балл – отказ от выполнения задания.

11

Мальчик, открывать, дверь.

12

Сидеть, синичка, на, ветка.

13

Груша, бабушка, внучка, давать.

14

14 Витя, косить, трава, кролики, для.

15

Петя, купить, шар, красный, мама.

«Вставь пропущенное слово».

Оценка:

5 баллов – правильный ответ;

4 балла – самокоррекция;

3 балла – правильный ответ после

стимулирующей помощи;

2 балла – правильный ответ после помощи

второго вида;

1 балл – неэффективное использование

помощи как первого, так и второго вида.

16

Лена наливает чай … чашки.

17

Почки распустились … деревьях.

18

Птенец выпал… гнезда.

19

Щенок спрятался … крыльцом.

20

Пес сидит … конуры.

«Один – дом, а если их много, то это – дома».

Оценка:

5 баллов – правильный ответ;

4 балла – самокоррекция;

3 балла – правильный ответ после

стимулирующей помощи;

2 балла – форма образована неверно;

1 балл – невыполнение.

21

Один – стол, а много – это…

22

Стул –

23

Окно –

24

Звезда –

25

Ухо -

7. Навыки словообразования:

Инструкция  

Предъявление

задания

Оценка

«У кошки – котята, а у

….»

1

козы-

5 баллов –

правильный ответ;

4 балла –

самокоррекция

3 балла –

правильный

ответ после

стимулирующей помощи;

2 балла –

неверно образованная

форма;

 1 балл –

невыполнение

2

волка -

3

утки -

4

лисы -

5

льва -

6

собаки -

7

курицы -

8

свиньи -

9

коровы -

10

овцы -

«Кукла из бумаги –

она бумажная, а …»

11

шляпка из соломы -

12

горка изо льда -

13

варенье из вишни -

14

варенье из яблок -

15

варенье из сливы -

16

кисель из клюквы -

17

салат из моркови -

18

суп из грибов -

19

лист дуба -

20

лист осины -

«Если днём жара, то

день – жаркий, а

если ……..»

21

мороз -

22

солнце -

23

снег-

24

ветер -

25

дождь -

«У собаки лапа

собачья, а у ….»

26

кошки -

27

волка -

28

льва-

29

медведя -

30

лисы -

8. Понимание логико-грамматических конструкций:

Предъявление задания

Оценка

1

Покажи ключ, карандаш.

5 баллов – правильный

ответ;

4 балла –

самокоррекция;

3 балла – правильный

ответ после стимулирующей помощи;

2 балла – правильный

ответ после помощи второго вида;

1 балл – невыполнение

2

Покажи карандашом ключ.

3

Карандаш - ключом.

4

Нарисуй круг под крестом.

5

Крест - под кругом.

6

Скажи, что верно: весна бывает перед летом

или лето - перед весной?

7

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

8

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

9

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

10

Папа прочел газету после того, как

позавтракал. Что папа сделал вначале?

9. Связная речь:

Предъявление задания

Оценка

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4  картинки). Посмотри на  картинки, разложи их по порядку

и составь рассказ.

Описание: http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=108435055-06-72&n=21

1) Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует

ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

4 балла – незначительное искажение

ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие

связующих звеньев;

3 балла – выпадение смысловых

звеньев, существенное искажение смысла;

2 балла – рассказ не завершен;

1 балл – отсутствует описание ситуации.

2) Критерий лексико-грамматического высказывания:

5 баллов – грамматически правильный

рассказ с адекватным  использованием лексических средств.

4 балла – без аграмматизмов, но

наблюдается стереотипность  грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или  неточное словоупотребление;

3 балл – аграмматизмы, далекие

смысловые замены;

2 балла – односложные предложения,

неадекватное использование  лексических средств;

1 баллов – рассказ не оформлен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – полностью самостоятельная

работа;

4 балла – картинки разложены со

стимулирующей помощью, рассказ

– самостоятельно;

3 балла – картинки разложены и

составлен рассказ со стимулирующей

помощью

2 балла – картинки разложены

педагогом, рассказ – с помощью;

1 балл – невыполнение даже при

наличии помощи.

Послушай рассказ, запомни и

перескажи.

Горошины.

В одном стручке сидели

горошины. Прошла неделя.

Стручок раскрылся. Горошины

весело покатились на ладонь

мальчику. Мальчик зарядил

горохом ружьё и выстрелил. Три

горошины залетели на крышу.

Там их склевали голуби. Одна

горошина закатилась в канаву.

Она дала росток. Скоро он

зазеленел и стал кудрявым

кустиком гороха.

1) Критерий смысловой целостности:

• 5 баллов – воспроизведены все смысловые звенья;

• 4 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными

сокращениями;

• 3 балла – пересказ неполный, значительные сокращения,

искажения смысла,

• 2 балла – рассказ не завершен, включение посторонней

информации;

• 1 балл – невыполнение;

2) Критерий лексико-грамматического высказывания:

• 5 баллов – нарушений лексических и грамматических средств нет;

• 4 балла – аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний,

поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

• 3 балла – односложные предложения, неадекватное использование

слов;

• 2 балла – аграмматизмы, повторы;

• 1 балл – пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

• 3 балла – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

• 2 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса);

• 3 балла – пересказ после повторного прочтения;

• 1 балл – пересказ по вопросам;

• 0 баллов – невыполнение даже по вопросам.

Приложение № 2


Приложение № 3