"Логопедические игры и упражнения для детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста".
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Платонова Татьяна Уалентовна

 Подборка  разных логопедических игр и упражнений не требующих специальных условий , оборудования и пособий для развития  речи,памяти, внимания, мышления, моторики у детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedich._igry_dlya.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические игры и упражнения  для  развития  речи,  памяти,  внимания,  мышления, моторики для детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Быстрый  рисунок».

Предложите ребенку стать « художником». Пусть он нарисует несколько картинок того, что он увидел из окна во время поездки или во время прогулки.

Игра « Повар  в  дороге».

Начинайте готовить воображаемую пищу   прямо в дороге. Спросите, что для этого надо,(какие  продукты, посуда) последовательность процесса приготовления.

«Подбери (придумай, вспомни) слово на заданный звук».
 Заданный звук стоит вначале, середине, конце слова.
 Игра «Ищем буквы».
– Во  дворе, в лесу,  в  предметах домашнего обихода,  на рекламных плакатах, вывесках.
«Выложи букву» .
Выкладывайте буквы из природного материала, рисуйте на песке.
«Составь слово».
Составляйте  слова из знакомых букв.
   Наблюдаем за транспортом.

Игра «Я знаю разный транспорт».

 « По воде….., по земле….., по воздуху…….  Посчитайте, сколько увидели автомобилей, какого цвета, сколько автобусов ? Сколько колес, дверей  у автомобиля.

 Игра «Разные дома».

 Рассмотрите, какими бывают дома?  Кирпичные, деревянные, высокие, низкие, многоэтажные, красивые,  старые, новые и.т.д.

 В каком доме  вы живете?

Игры с мячом.

Игры с мячом не требуют длительной подготовки к ним, больших временных затрат, но очень полезны тем, что одновременно развивают:

общую и мелкую моторику

Ориентировку в пространстве

Регулируют силу и точность движений

Движение мяча активизирует  внимание

Нормализует эмоционально – волевую сферу

Развивают глазомер, ловкость, силу, быстроту реакции

Развивая мышечную силу, усиливают работу легких, сердца, улучшают обмен веществ.  

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

 Игра «Я ловкий и смелый».

Бить в цель, ловить, бросать, подбрасывать, отбивать.

  Игра «скажи наоборот».

 «Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот». Предложить ребенку называть слова противоположные по смыслу. ( высоко – низко, далеко –близко, узкий – широкий, низкий – высокий и так далее)

 Игра « Мой, моя, мое».

Правильно согласовывать существительные с местоимениями.  (мой мяч, моя машина, моё ведерко).

Игра «Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет?

( кто как передвигается?)

Игра «Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?

(игры для обогащения глагольного словаря).

«Мяч бросай, быстро………………………называй».

(Овощи, фрукты, одежда, мебель, транспорт, птицы, цветы и.т.п. - любая классификация).

Игры с мячом, для формирования грамматического  строя речи.

Игра « Назови ласково».

Мячик маленький поймай,

 да словечко приласкай.

Игра « один - много».

Мы волшебники немного,

 был один, а станет много.

Игра  «Веселый счет 1, 2 и 5».

Сколько их – всегда мы знаем,

хорошо мы их считаем. (Правильно согласовывать числительные с существительными).

Игра «Где мяч?»

Мячик, мячик, где лежишь?

Ты от нас не убежишь.

(Закрепление употребления предлогов в речи ( над, под, около, на, в, ориентация в пространстве).

Игра«Лови, бросай и цвет называй».Что какого цвета?

(Подбирать существительные к прилагательным).

Артикуляционные упражнения, укрепляющие мышцы языка, тренирующие подъем  и удерживание языка вверху, а также  вырабатывающие сильную воздушную струю.

1. «Чашечка»  ( удерживание под счет от 1 до 5).

2. «Лошадка» ( активное цоканье языком при минимальном движении нижней челюсти).

3. «Грибок»(с усилием присасывать край языка к верхнему нёбу под счет 1-5).

4. «Дятел» или «Пулемет» - произнесение Д-Д-Д-Д-Д на одном выдохе, а край языка стучит по альвеолам( бугоркам за верхними зубами).

5. «Фокус»(сдувание по языку с кончика носа пушинок, листочков, поддувание, сдувание по языку лёгких предметов с ладони, стола и пр).

6. « Орешек»( с усилием перекатывать кончик языка во рту.)

7. « Массаж» ( покусывание языка от кончика до середины и по бокам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (старший дошкольный возраст)

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности в логопедической группе является основным необходимым документом для организации работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи....

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Знания об окружающем мире при непосредственном контакте с ним человек получает не только через ощущения, но и через восприятие. И ощущения и восприятия – звенья единого процесса чувственного поз...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста лексическая тема « Дикие животные»

конспект содержит  различные игры и задания , направленные на формирование лексико-грамматических категорий и развитие связной речи у детей  с тяжелыми нарушениями речи....

Методические рекомендации «Возможности программируемых мини-роботов Bee-Вot в развитии детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста»

laquo;Возможности программируемых мини-роботов Bee-Вot в развитии детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста»...