картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кудрявцева Ирина Николаевна

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр

по профилактике дисграфии

у дошкольников с нарушениями речи

 Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

«Электронная муха».

Лист с квадратной сеткой, в центре сетки находится «электронная муха» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Даётся сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В данном примере это – правый верхний квадрат.

    Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10.

     Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представить её перемещение, глядя на таблицу.

      На высоком уровне дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх-низ, право-лево, а также дети запоминают названия квадратов:

   8

   4

 

   6

                         

           3

   1

 

    2

     

           9    

    5

   

    7

1-центральный квадрат

2-правый центральный квадрат

3-левый центральный квадрат

4-верхний центральный квадрат

5-нижний центральный квадрат

6-правый верхний квадрат

7-правый нижний квадрат

8-левый верхний квадрат

9-левый нижний квадрат

  После такой подготовки детям предлагаются графические диктанты для рисования орнаментов и букв.

«Графический диктант»

Детям предлагают поставить точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5-вниз, 1 –вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1- вверх, 3-влево- получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

«Выкладывание букв из палочек» с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы, и в каком количестве.

«Ощупывание картонных букв». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву.

«Буква сломалась»

Детям прелагают найти недостающие элементы буквы.

I      V      I I    

«Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы

семечками, липучкой, резиночкой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

«На что похожа буква?» - рисунки на ассоциативные связи.

А - антенна, стремянка….

У – сучок, вешалка…

«Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Нахождение букв в геометрических фигурах». Детям предлагают отыскать спрятавшиеся буквы. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

«Поиск букв, наложенных друг на друга». Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

«Придумывание слов на данную букву в определенной позиции:

Начало                                     Середина                              Конец

.________                                 ________                              ______.

«Конструирование и реконструирование букв из палочек». Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трёх (И, А, П, Н, К) и из двух (Т,Г,Х) палочек.

«Конструирование букв из элементов» овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например  СА:

Сани                     поСАдка                    лиСА

Сахар                    уСАдьба                    коСА

Салют                   расСАда                    полоСА

Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твёрдого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зелёный цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.

Чтение слогов по кубикам и по слоговым таблицам.

ЧА,ЩА,ЦУ,ЩУ…

Дети видят правильное написание слогов и запоминают как определенный слог, кроме того, в результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет звука.

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумаем слова с заданным слогом:

Умный, Умник, Умница.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

«Заучивание считалок»

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом руки ограничивая каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

«Путешествие маленького человечка». Для игры используются схемы, где предлог – маленький человечек.

                                                   

- в

- на

                                                                               

 «Отгадывание ребусов» стимулирует  умственную деятельность, а также дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются:                                                                        

             

О

Деление слов на слоги, подсчёт количества слогов в слове, выделение ударного слога. Ребёнок делит слова на слоги хлопками в ладоши. Овладев данным видом анализа слова на слоги, ребёнок не будет испытывать затруднений в школе при переносе слов. Выделение ударного слога проводится проще, если слово произнести протяжно.

Подбор к слову родственных слов.

Например: зима – зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать;

Дом – дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

Исключение лишних слов.

Например: гусь, гусыня, гусак, гусёнок, гусеница.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем врассыпную).

Составление слова с использованием начальных звуков (букв) других слов. Например: Камень, Озеро, Торт – КОТ.

«Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.

Например: М, Т, О, С – МОСТ

Из букв данного слова составить новые слова.

Например: мороженое – море, нож, морж…

Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза – голубоглазый; длинные уши - длинноухий.

Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.

Например: приятель, знакомый; добрый, ласковый, нежный, заботливый;

бежать, мчаться, нестись, лететь.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Например: высокий – низкий; день – ночь; строить – ломать; далеко – близко; свежий хлеб – черствый хлеб; свежее молоко – кислое молоко.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в разных лексических значениях. Дети могут нарисовать картинки к данным словам.

Например: ключ – дверной, родник, скрипичный;

Лисичка – гриб, животное.

 Работа со словарными словами. Дети заводят «картинные словарики» - индивидуальные блокноты, куда дети записывают слово, рисуют слоговые и звуковые схемы к нему, а затем сами рисуют картинку.

Слова : корова, дорога, сорока, собака, заяц, магазин, аптека, автобус, остановка.

 

Работа с неизменяемыми словами.

«Закончи предложение» Например, играем со словом «пальто»:

Я вышел на улицу без …(пальто)

Мама пришила пуговицу к моему …

Дети рисуют картинку к данному слову, а также составляют предложения с этим словом.

Чтение слов по полубуковке.

Половина слова (верхняя или нижняя) закрывается. Детям предлагают прочитать слово.

Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь.

Предупреждение ошибок чтения и письма

                                             на уровне словосочетания

Сочетания существительных с прилагательными.

Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому слову, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья?, чьё?, чьи?

Например: яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое, зеленое;

След (чей?) – заячий, волчий, лисий, собачий…

Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание,  при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:

зеленый           листья                                       хвост                  коровьи

зеленая             платье                                      голова                коровье

зеленое             дуб                                           туловище           коровья

зеленые            лужайка                                    ноги                   коровий

Сочетание существительных с числительными 1,2,5.

Один цыплёнок, два цыплёнка, пять цыплят;

Одна курица, две курицы, пять куриц;

Одно яйцо, два яйца, пять яиц;

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

Составление предложений по схемам:

______ .                                              Зима.

______   ______  .                              Наступила зима.

______   ______     _____  .               Наступила холодная зима.

______   ______   ______  ______  . Наступила холодная вьюжная зима.

Даётся  также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

Составление предложений по интонационной схеме:

______  .       ______ !   ______  ?

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией.

Перестановка слов:

Юли красивая кукла у  -  У Юли красивая кукла.

Пропуски слов в предложении.

А) пропуск предлогов:

Мы гуляли … лесу.

Кошка сидит …окне.

Б)пропуск существительных:

Яблоки растут на …

Мама положила книгу в …

…вяжет носки.

…играет с клубком.

В)пропуск прилагательных:

Летом листья клёна зелёные, а осенью …

Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а …

У белочки зимой  шкурка серая, а летом…

Г) пропуск наречий (на материале антонимов):

Скажу я слово высоко, а ты ответишь …(низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь…(близко).

 Д) пропуск глаголов:

Саша…машину.

Папа …из машины.

Дети…конфеты.

Закончи предложение:

Врач – это человек, который…(лечит).

Портниха – это человек, который  …(шьёт).

Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо…(мыть, причёсывать, заплетать, стричь).

Использование пословиц, поговорок:

Семь раз отмерь, а один раз …

Без труда не…и рыбку из пруда.

Выделение границ предложений в тексте.

Хлопни в ладоши, если предложение закончилось.

На улице льёт дождь.

В парке гуляют дети.

Мама купила арбуз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...

Профилактика дисграфии у детей с нарушениями речи в дошкольном возрасте

Статья рекомендована учителям-логопедам и воспитателям детского сада....

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...

Игровые приемы в профилактике дисграфии у детей с нарушением речи

Какие существуют методы и приемы работы для предупреждения дисграфии у детей дошкольников ...

Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи"

Пальчиковая гимнастика, игры и упражнения для профилактик дисграфии....

"Развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии у детей с нарушением речи

Дети с нарушениями речи редко имеют уверенную координацию движений пальцев рук. Как правило, у них отмечаются моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и...