Кинезиологические упражнения как профилактика дисграфии
консультация по логопедии (старшая группа)

Сухова Наталья Викторовна

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим  влиянием на развитие речи являются, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Развитие моторики рук подготавливает почву для последующего формирования речи,  так как существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kineziologichesekie_uprazhneniya.docx17.09 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиологические упражнения – это комплекс  движений, позволяющих активизировать работу головного мозга и способствуют:

• повышению стрессоустойчивости,

• улучшению мыслительной деятельности,

• улучшению памяти и внимания,

• облегчению процесса чтения и письма,

•улучшению как настроения, так и самочувствия выполняющего их человека.

В.А.Сухомлинский говорил:«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», а И. Кант утверждал: «Рука является вышедшим наружу мозгом».

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека  - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В этот период важно уделить внимание развитию таких процессов, как  память, восприятие, мышление, внимание. Ученые Института физиологии детей и подростков АПН подтвердили связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук, т.е мелкой моторики, развитие руки ребёнка.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим  влиянием на развитие речи являются, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Развитие моторики рук подготавливает почву для последующего формирования речи,  так как существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности.

В работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют кинезиологические комплексы упражнений разработанные А Л. Сиротюк.

Пример некоторых упражнений из комплекса:

Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».  

Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

Эти интересные и простые упражнения, вы можете выполнять совместно с вашим ребенком. При систематическом выполнении, упражнения могут стимулировать работу головного мозга и помочь избежать сложностей при освоении навыков письма.

Так же обращу ваше внимание, на выполнение заданий связанных с развитием произвольности, саморегуляции и переключения внимания, что так же способствует интеллектуальному развитию ребёнка и может использоваться в работе по профилактике дисграфии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста"

         Одним из нарушений речевого развития является дисграфия. Дисграфия представляет собой нарушение письменной речи. Письменная речь – это графически оформленная у...

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР....

Презентация "Дидактические игры и упражнения по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста"

В презентации представлены материалы по профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Дидактические игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Подборка игр и упражнений для профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста...

Буклет консультация для родителей. Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми дошкольного возраста.

Буклет консультация для родителей.Игры и упражнения, по профилактике дисграфии, с детьми  дошкольного возраста. Приемы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв. Игры для развития ...

Игры и игровые упражнения по профилактике дисграфии для будущих первоклассников, посещавших логопедическую группу

Консультация для родителей будущих первоклассников. Игры и игровые упражнения по профилактике различных видов дисграфии....

Упражнение для профилактики дисграфии "Найди слова"

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. ...