Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу с приемами инсценирования текста.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Инсценирование текста - это по сути обучение пересказу в игре. А что, как не игра может создать эмоциональный фон для лучшего запоминания текста?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 141.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу с приемами инсценирования текста.
Для педагогов, работающих с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, очень важна образовательная область «Речевое развитие» по ФГОС ДО. Речевое развитие включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, развитие звуковой и интонационной культуры.
Основная цель логопедической работы в процессе устранения общего недоразвития речи – развитие связной грамматически правильно оформленной речи, которая позволяет последовательно излагать свои мысли, полноценно общаться с окружающими.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, синтаксические нарушения, дефектное произношение звуков; психические функции: зрительное и слуховое внимание, память - снижены.
Мой опыт работы с детьми у которых выявлено общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи, показал, что дети наиболее эффективно и в более короткие сроки автоматизируют звуки, если занятия проводятся в игровой форме, с использованием наглядных пособий. При этом у детей с недостаточной сформированностью мотивационной сферы появляется заинтересованность, повышается готовность к занятию и стремление достичь положительного результата.
Таким образом, важно не только изготовить пособия, придумать игру, но и предложить её с учетом индивидуальных особенностей детей, создавать мотивацию к преодолению речевых расстройств, адекватную возрастным и психофизиологическим особенностям ребенка.
Особое значение для развитие речи имеет пересказ. Какую бы цель не преследовал логопед, предлагая текст для пересказа (например, автоматизация заданного звука в тексте), всегда будут решаться несколько задач одновременно:
- развитие связной речи
- обогащение словарного запаса
- развитие грамматического строя речи
- совершенствование выразительности речи
- развитие психических функций: памяти, внимания, воображения.
Сложность речевых нарушений у детей заставляет использовать новые методы, приёмы в их коррекции. Одним из таких приёмов является пересказ-инсценирование с использованием игрушек, пальчикового кукольного театра, мелких фигурок.
Требования к тексту, предъявляемому для пересказа:
- доступное смысловое содержание
- логичная линия событий
- речевые обороты, доступные возрасту
- небольшой объем.
Язык произведения должен быть доступным детям, отличаться понятной лексикой, короткими, четкими фразами, без сложных грамматических форм, ярким и выразительным, возможно, содержать элементы диалогической речи, что способствует развитию ее коммуникативной функции и выразительности.
Содержание должно быть понятным детям, близким их опыту, а герои отличаться яркими чертами характера. Важно, чтобы сюжетная линия состояла из ряда последовательных событий с определенной временной последовательностью.
Тексты предлагаемые для автоматизации звука должны быть насыщены «трудным» звуком. Это могут быть рассказы цепной структуры, сюжетные рассказы, сказки.
Организация работы с текстом:
- Оборудование: 2-3 варианта фоновых картинок и игрушки. В качестве таких картинок могут быть использованы книжные иллюстрации, виды природы от настенных календарей, нарисованные самостоятельно. Они могут быть как плоскостными, так и объемными, вертикальными как фон или горизонтальными, как поле для разворачивания событий. В качестве игрушек-героев или для изображения среды могут быть использованы фигурки для пальчикового театра, игрушки из киндер-сюрпризов, наборы мелких зверей, наборы деревянных сказочных фигурок (по сказкам колобок, репка и тому подобное), плоские декоративные фигурки, самодельные картонные. Детали деревянных конструкторов (дома, мостики и тому подобное), фигурки из конструктора ЛЕГО.
- Подготовка к пересказу проводится как обычно: чтение текста, ответы на уточняющие вопросы.
- Пересказ. Детям предлагается выбрать подходящий фон (по сюжету), выбрать игрушки, которые подходят по сюжету. Это могут быть не только герои рассказа, а и предметы, дополняющие сюжет: дома, деревья, посуда, транспорт. Выбор всех предметов может проходить поэтапно:
- фон
- герои
- атрибуты.
Пересказ может быть индивидуальным и коллективным. При коллективном пересказе дети могут распределиться по ролям, выбрать из игрушек «своего» героя. Тогда история приобретет большую эмоциональную окраску.
Необходимо отметить значимость данного вида пересказа при автоматизации звуков в текстах. Инсценируя текст, ребенок незаметно для себя учится пользоваться нужным звуком в свободной речи. А именно это и является конечной целью коррекционной работы над звукопроизношением.
Таким образом, пересказ-инсценирование интересен для детей, вызывает положительные эмоции, разнообразит занятия, делает их более эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/28/picture-885002-1485607098.jpg)
методическая разработка "рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"
"рекомендации по обучению дошкольников пересказу (к сказке Е.Р.Железновой «Приключение розовых босоножек»)"...
Методическая разработка Консультация для воспитателей. Тема: «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности»
Повышать интерес детей к изобразительной деятельности; Способствовать созданию положительного эмоционального настроя и вызвать желание лепить, вырезать и наклеивать;Способствовать привлечению внимания...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/22/picture-43338-1603363013.jpg)
методическая разработка:Дистанционное обучение дошкольников. Развитие речи.(старший дошкольный возраст)
В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности изменилось многое: жить и работать на самоизоляции приходится по-новому. Но наши педагоги всегда найдут интересный выход. Так...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/30/picture-704192-1612015389.jpg)
«Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию сказок посредством использования элементов мнемотехники»
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте ви...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-424232-1395598011.jpg)
«Обучение дошкольников пересказу текста цепной структуры»
Несформированность связной речи дошкольников отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности, пре...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/17/picture-335651-1505649572.jpg)
Методическая разработка "Как научить дошкольников перессказывать литературный текст"
Данная публикация подскажет как правильно и быстро научить дошкольника перессказу....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/17/picture-421087-1395072179.jpg)
Методы и приемы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
Методы и приемы в обучении дошкольников перессказу литературных произведений на разных этапах развитии детей в дошкольном возрасте....