Установление первичного контакта с детьми в сложных случаях.
консультация по логопедии (младшая группа)

Исаева Галина Борисовна

Данный материал может быть использован воспитателями, логопедаги, психологами, дефектологами при поступление нового ребёнка в учреждение. Адаптация малышей к новым условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_naladit_kontakt_s_rebenkom.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «Установление первичного контакта в сложных случаях»

План:

  1. Как наладить контакт с ребенком — несколько идей из методики Флортайм.
  2. Составляющие речевого развития
  3. Примеры из личного опыта

  «Флортайм» (англ. «Floortime», букв. «время, проведенное в игре на полу») была предложена доктором Стенли Гринспеном в 1979 году.


Цель методики Floortime – создание фундамента для здорового развития. При помощи этой методики дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами).


Концепция методики Floortime базируются на предположении о том, что, работая с эмоциональными, или аффективными, проявлениями, мы можем благотворно влиять на базовые способности, ответственные за отношения, мышление и общение, даже если мы имеем дело с детьми с серьезными проблемами.

Принципы методики Floortime:
• следует подбирать способы взаимодействия в соответствии с особенностями нервной системы ребенка;


• взаимодействие с ребенком спонтанное;


• естественные интересы и эмоции ребенка как основа взаимодействия.

Виды игр в рамках Floortime
• Спонтанная игра
• Частично структурированная игра
• Занятия по развитию сенсорной сферы
• Занятия по развитию моторики
     Спонтанная (самодеятельная) игра – это деятельность ребенка, мотив в которой лежит в ней самой. Спонтанная игра носит развивающий характер и отражает детское мировосприятие и знания ребенка об окружающем мире. Она похожа на эксперимент, который может дать много открытий, поскольку ребенок полностью раскрывается и имеет возможность полностью проявить себя в своей уникальности. Через спонтанность естественным образом происходит процесс восстановления психики.
    Структура игры состоит из следующих компонентов: игровые условия, сюжет и содержание игры. Вследствие того, что игровые действия не обязательны для выполнения, игра считается
частично структурированной.
    Использование метода Floortime предполагает включение занятий по развитию сенсорной сферы. У детей с РАС сенсорное восприятие может быть особенно затрудненным, когда им приходится иметь дело сразу с несколькими объектами, из которых надо выделить один главный. Дополнительная нагрузка на недогруженные или перегруженные сенсорные системы помогает выделить среди предметов и других фоновых раздражителей главный. Для усиления концентрации внимания можно использовать следующие средства и методы: небольшой предмет, чтобы занять руки (гладкий или шипованный мяч, эспандер), делать короткие перерывы с использованием пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением и т.д. Для детей с РАС лучше всего повышают концентрацию внимания разнообразные нагрузки на сферу равновесия, проприоцепции (осознание части тела без зрительного подтверждения) и осязания. Таким образом используется сенсорная интеграция.
Сенсорная интеграция - это способность человека организовывать ощущения, испытываемые организмом, для совершения движений, обучения и нормального поведения. Мы учимся через посредство органов чувств, воспринимающих ощущения - визуальные (зрение), звуковые (слух), обонятельные (обоняние), вкусовые (вкус)...
    В рамках методики Floortime проводятся
занятия по развитию моторики:
• Ползание, перелезание, подлезание, подпрыгивание, прыжки
• Чередование со взрослым поднимание рук, ног, хлопки и т.д.
• Игры – шнуровки, пазлы, молнии, пуговицы, петли, прищепки.
• Нанизывание бусин.

Примеры игр по программе Floortime:
• Прокатывание колесных игрушек;
• Поглаживание, покачивание ребенка;
• Игры на взаимодействие: вызвать интерес и улыбку у ребенка;
• Подражание звукам, жестам, движениям;
• Совместное чтение и рассматривание иллюстраций в книге;
• Игры с мячом;
• Игры с крупным конструктором на полу;
• Танцы с ребенком и произвольные движения под музыку;
• Ходьба по дорожке «Здоровья»

Секреты успеха
Начинайте игру с любимых предметов.
Артистичность: меняйте тембр голоса, скорость речи и не бойтесь дурачиться и переигрывать. Малышу должно быть интересно!
Хвалите ребенка: как вам нравится с ним играть, какой он милый, приятный.
Поддерживайте постоянный интерес к занятию: используйте привычные предметы необычным способом.
Используйте много ярких жестов и выразительную мимику, особенно с неговорящими детьми.
Накрасьте ярко губы и следите за чёткой артикуляцией, когда обращаетесь к ребенку.
Делайте игру костюмированной, даже если элементы перевоплощения касаются только вас.
Переносите игру в новое место: на прогулку в парк, из комнаты в комнату, сев на разложенный диван.

Составляющие речевого развития

Общение состоит из трех компонентов, каждый из которых является отдельным уровнем со своими характеристиками и проблемами, которые могут возникнуть.

Первый – это контакт, во время которого проявляется заинтересованность ребенка в общении, его желание вести разговор, поддерживать и направлять в нужное русло.

Второй – это понимание речи, так как ему необходимо реагировать на то, что его говорят и в соответствии с этим выстраивать дальнейшие действия, реплики и суждения.

Третий – активная речь, которая позволяет вести разговор. Улучшая речь ребенка, необходимо работать над всеми компонентами, но начинать следует с контакта.

Для полноценного общения недостаточно понимать речь и уметь использовать активную речь. Эти два умения теряют все свои преимущества, если ребенку не интересно, скучно или он не может поддерживать общение в силу ряда причин.

Он не желает проводить время со взрослыми и общаться с ними или же он все время молчит, предпочитая быть слушателем. Работа над пониманием речи не решит эту проблему, поэтому разобраться следует с контактом.

Как строится контакт?

Контакт – это необходимость для любого вида общения, именно он является важнейшей составляющей коммуникации. Можно выделить три базовых составляющих, на основании которых строится контакт.

  • Ощущения . Здесь речь идет об ощущениях, которые передаются через сенсорные системы – тактильные, зрительные, слуховые, вестибулярные, проприоцептивные и т.д. Очень многое влияет на то, что человек чувствует и как именно происходит связь с окружающей средой.

Особенно важно это для детей, которые собственным ощущениям обычно доверяют больше, чем тому, что они слышат от взрослых. Общение можно выстраивать на основе ощущений, делиться ими и анализировать их.

  • Эмоции    Каждый день человек сталкивается с определенными эмоциями. В течение дня эмоции сменяют друг друга, в зависимости от того, с какими ситуациями приходится сталкиваться.

У ребенка в младшем дошкольном возрасте еще не такой большой перечень эмоции, который он испытывает каждый день, однако это влияет на его настроение.

Когда ребенку грустно, то он не хочет заниматься как с родителями, так и с педагогами. Поэтому перед началом занятия следует развеселить малыша, понять его проблемы.

  • Идеи     Они руководят многими детскими поступками. Постепенно в голове появляются мысли, они формируются в конкретные образы, которые в дальнейшем переходят в действия. Идеи тесно связаны с желаниями и интересами ребенка. На основании этого он решает, что ему делать.

Рассматривая ощущения, эмоции и идеи, необходимо анализировать эти составляющие во взаимодействии, так как они постоянно влияют друг на друга. Когда ребенок решает поиграть в свою любимую игру (у него возникает идея). Он при этом испытывает определенные эмоции (обычно положительные, когда у него все получается) и ощущения (он видит происходящее, чувствует, слышит).

В каждой игре есть те составляющие контакта, которые преобладают. Например, в потешке «идет коза рогатая» преобладают ощущения (тактильные и проприоцептивные) и эмоции (так как от игрового процесса ребенок чувствует радость), но сама идея теряется и присутствует только косвенно (ее использует взрослый чтобы поддерживать нить игры).

Три шага для комфортного общения

Причин, по которым малыш отвлекается, может быть множество. Это трудности саморегуляции, особенности работы сенсорных систем, плохое самочувствие, настроение, озадаченность мыслями, нежелание заниматься в данный момент. Все это затрудняет общение взрослых с ребенком. Сегодня мне хочется предложить простой алгоритм, который состоит из трех шагов. Это позволит наладить контакт с малышом и достичь взаимопонимания.

Шаг первый: «Оценить»Оценка ситуации и ее анализ являются фундаментом для дальнейшего контакта с ребенком. Этот шаг включает в себя такие моменты:

  • Необходимо понять предпочтения ребенка, его интересы и увлечения. От этого уже можно будет строить разговоры и игры.
  • Что расстраивает ребенка, и какие ситуации заставляют его чувствовать себя неловко. Обычно это проявляется в первые минуты общения.
  • Выбрать оптимальное время для занятий, исходя из загруженности ребенка и его распорядка дня.

 Шаг второй: «Следовать»  Дети ценят, когда взрослые доверяют им и вливаются в их среду. Чтобы наладить контакт, можно воспользоваться такими рекомендациями:

  • Для начала достаточно быть рядом с ребенком, не настаивая при этом на своем. Такой подход позволит сблизиться и найти общие интересы и темы для разговоров.
  • Совместным интересам следует уделить достаточно внимания. Чем больше точек соприкосновения будет выявлено, тем лучше.
  • Мелкие шаги лучше резких действий. Они позволят укрепить взаимоотношения за счет надежного фундамента.

Третий шаг: «Развивать»  Любой контакт, который достигается с ребенком, нужно развивать. Желание стремиться к лучшему должно быть во всех жизненных сферах, в том числе и в общении с детьми.

Стоит помнить, что:

  • Контакт – это основа взаимоотношений с ребенком, он является «цементом», который впоследствии скрепляет отношения. Общение позволяет детям познавать окружающий мир (как самостоятельно, так и при помощи взрослых).
  • Каждый шаг вперед должен поощряться.
  • Общей целью является расширение навыков, к ней можно идти как прямо, так и через вспомогательные задачи.

Несколько простых условий для укрепления контакта

  1. Необходимо прислушиваться к его желаниям – какой вид деятельности больше нравится, какой формат занятий больше привлекает.
  2. Тема разговора должна быть интересной для малыша. Также малыш может делиться своими желаниями, фантазиями. Не обязательно, чтобы предмет разговора был реальным, он может быть вымышленным.
  3. Не стоит «давить», если малыш в данный момент не настроен на беседу. Необходимо подобрать то время, когда у него будет хорошее настроение. И тогда наладить контакт получится намного быстрее.
  4. Регулярные занятия с разнообразными упражнениями. Предлагайте ребенку что-то интересное и делайте это изо дня в день. Только то, что делается на регулярной основе, принесет желанные плоды.

      Когда контакт найден можно будет переходить к развитию понимания речи и активной речи. Контакт является хорошим фундаментом для коммуникации. Без него другие составляющие обесцениваются и теряют свою практическую значимость.

Из собственного опыта.

     Многие дети, поступившие в реабилитационную группу ребенка первое время не идут на контакт. Так как дети находятся у нас три месяца, то у нас мало времени на обследование и обучение. Поэтому нам нужно как можно быстрее найти контакт с ребенком. Всё то, что перечислено выше, мы используем в своей работе, но иногда делаешь случайные открытия. В моей практике был такой случай. Прошлым летом мне предложили взять девочку из другой группы т.к. там было много детей, а у меня не хватало. Со слов педагогов и врачей у девочки был диагноз аутизм. Я подошла к девочке на прогулке и стала рассказывать о том, что видела вокруг, не обращая внимания на девочку. А сама следила за ее реакцией. Увидев заинтересованность в ее глазах, я предложила ей погулять со мной, обещая показать ей нечто интересное. Мы неспешно обошли с ней всю нашу территорию. Я обращала внимание девочке на окружающие предметы, которые мне казались наиболее интересными. Постепенно девочка пошла на контакт, и мне удалось за одну прогулку полностью обследовать девочку. Мы обращали внимание на цвет, форму предметов, их названия, на время года и т.д. Девочка оказалась очень общительной и никакого аутизма у нее не было. Со следующего дня мы начали активно заниматься девочкой. Эта девочка умела говорить изначально и моя заслуга заключалась в том, что я смогла наладить с девочкой контакт, найдя правильный подход.

     А вот вызвать первые звуки, слова у неговорящих детей бывает не так легко. Обычно методом проб, предлагая разные занятия мы входим в контакт с ребенком (потешки, щекотка, песенка, тормошение и т.д.). При этом мы учитываем настроение ребенка, его состояние. Когда контакт налажен, важно не потерять его. Теперь мы начинаем также методом проб, выяснять предпочтения ребенка. Не для кого не секрет, что многие дети не любят работать с картинками и книжками, а больше предпочитают делать что-то руками. Найдя то, что интересно ребенку начинаем обыгрывать это, обозначать словом. Обыграв ту или иную тему на любимом материале, переходим на менее любимый и совсем не любимый.

     Также с целью налаживания контакта мы привлекаем детей к участию в праздниках, развлечениях, посещению контактного зоопарка. Этой весной наши дети катались на оленях, что вызвало у них бурный восторг. Не менее бурные эмоции у наших детей, вызвал приезд пожарных на пожарной машине. Дети разглядывали машину, садились в нее, примеряли пожарные каски. Несколько раз в году к нам приезжают клоуны с представлениями, иногда привозя животных, что также способствует налаживанию контакта и более короткой адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

для педагогов «Формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного общения и установления личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми»

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут активно использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации....

Игры для установления эмоционального контакта с детьми РДА

В данной статье рассмотрены игры, с помощью которых можно установить эмоциональный контакт с детьми РДА....

"Установление невербального контакта с детьми алаликами"

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий г...

Установление контакта с детьми группы

В данной работе рассмотрены психологические особенности установления контакта с детьми в группе детского сада, а также игры, помогающие наладить контакт с детьми....

Методическая разработка «Приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

В данную разработку включены приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, описаны эмоциональные игры, предметы для начала совместной деятельности и пре...

Создание благоприятного климата в группе, установление тесного контакта между детьми, педагогами и родителями

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – мес...