Игры для установления эмоционального контакта с детьми РДА
статья по коррекционной педагогике

В данной статье рассмотрены игры, с помощью которых можно установить эмоциональный контакт с детьми РДА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры для установления эмоционального контакта

 с детьми раннего детского аутизма (РДА)

Зубаирова А.С.,

педагог-психолог, социальный педагог

МБДОУ «Детский сад компенсирующей направленности №16 «Золотой ключик»,

ХМАО, Тюменской области, г. Урай

Последнее время стало все больше уделяться внимания проблеме изучения и коррекции различных психических расстройств у детей. Мы бы хотели остановиться на проблеме раннего детского аутизма (РДА), при которой нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его искаженного психического развития. Коррекция раннего детского аутизма носит особый, достаточно сложный характер.

Самым первым и наиболее трудным этапом в организации коррекционно-развивающей деятельности детей с РДА является установление эмоционального контакта с ребёнком.

В данной статье из опыта работы представлены сенсорные игры:

- игры с красками;

- игры с водой;

-  игры с мыльными пузырями;

- игры с крупами.

Данная разработка поможет педагогам ДОУ грамотно и эффективно установить эмоционально-личностный контакт с детьми с РДА, что будет является фундаментом для дальней коррекционно-развивающей деятельности.

Игры с красками

«Цветная вода»

Цель: эмоциональное  привлечение ребёнка к новому виду деятельности

Материал: кисточка, 3 стаканчика с водой, акварельные краски

«Мы возьмем волшебную кисточку и обмакнем в желтую краску, вот так (Психолог берет кисточку и кладет в руку ребенка, показывая как необходимо кисточку обмакивать в краску). Интересно, что получиться! (В преддверии волшебства психолог и ребенок вместе считают до трёх и опускают кисточку в воду) Теперь вода становиться желтой. Смотри как красиво! Ты настоящий волшебник!».

Совместно с ребёнком выполняем такое действие с каждой из трёх стаканчиков с водой.

В этой игре ребенок быстро может проявить желание более активно участвовать в происходящем – «заказывая» следующую краску или выхватывая кисточку и начиная действовать самостоятельно.

«Слияние цветов»

Цель: эмоциональное  привлечение ребёнка к новому виду деятельности, развитие мелкой моторики

Материал: кисточка, стаканчик с водой, акварельные краски

«А давай сливать краски и получать новые цвета. Мы берем кисточку и обмакиваем в желтый цвет. Затем на листе бумаге делаем линию. После этого берем красную краску и цвета, как по волшебству начинают сливаться. Как красиво!»

Можно подуть на сливающиеся краски, и они становятся как живые и передвигаются. Так мы получаем оранжевый цвет.

В данном упражнении предпочтение в цвете можно отдать ребёнку.

Игры с водой

Игры с водой имеют и терапевтический эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее воздействие. Детям очень нравятся взаимодействовать с водой.

 «Переливание воды»

Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие мелкой моторики, привлечение ребёнка к новому виду деятельности

Материалы: вода, стаканчики, мисочки.

Возьмите пластиковые, стаканчики, мисочки различных размеров. Теперь наполняйте их водой: «Буль-буль, потекла водичка. Вот пустой стаканчик, а теперь – полный». Можно переливать воду из одной посуды в другую».

 «Озеро»

Цель: привлечение ребенка к взаимодействию с игрушками и водой

Материалы: таз с водой, утка и утята

Наполните большой таз водой: теперь это «озеро», в котором плавают рыбки или уточки: «Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки - маленькие утята. «Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!» Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке» и т.д.

 «Купание кукол»

Цель: привлечение ребёнка к игровой деятельности

Материал: таз с водой, куколки, мочалка, полотенце

Искупайте кукол-голышей в теплой водичке, потрите их мочалкой и мылом, заверните в полотенце: «А сейчас будем кукол купать. Нальем в ванночку теплой водички - попробуй ручкой водичку, теплая? Отлично. А вот наши куколки. Как их зовут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Хорошо. Давай спросим у Кати, нравится ей водичка? Не горячо?» и т.д.

Чаще всего детям очень нравиться наблюдать за деятельностью взрослого, однако некоторые дети не любят прикасаться к воде. Не стоит настаивать взаимодействовать с водичкой. Ребёнок когда будет готов, сам начнет прикасаться.

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга и радости они ловят мыльные пузыри и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются - это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания.

«Мыльные пузыри»

Цель: установление эмоционального контакта, снижение эмоционального напряжения

Материалы: коктейльная трубочка, тарелочка с водой и шампанью

В небольшую мисочку налейте воды, добавьте немного шампуни. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть - с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей.

Есть несколько вариантов взаимодействия с мыльными пузырями:

- предложите ребенку подуть вместе с вами, затем самостоятельно;

- поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку;

- предложите ребенку слегка дотрагиваться до мыльных пузырей и наблюдать, как они исчезают;

- покажите, что в миску с мыльными пузырями можно добавить акварельные краски;

- сдувайте мыльные пузыри, а ребёнок пусть ловит их.

Ни один малыш не останется равнодушным к игре с мыльными пузырями.

Игры с крупами

«Прячем ручки»

Цель: установление эмоционального контакта, развитие моторики

Материалы: миска, гречневая крупа

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предложите ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками - так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?»

Прячьте мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищите.

На следующих занятиях можно использовать другие крупы.

«Пересыпаем крупу»

Цель: установление эмоционального контакта, развитие моторики

Материалы: ложечка или стаканчик, крупа

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый при этом звук.

«Дождь»

Цель: установление эмоционального контакта, снижение эмоционального напряжения

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет очень трудно. Будьте готовы к такому развитию событий - позвольте ребенку сделать это, контролируя его действия. Пусть рассыпающаяся крупа станет «дождем». Поддержите ребёнка в этом, как можно ярче выражайте свои эмоции.

По рассыпанной по полу крупе можно походить в носочках или босиком. Можно посыпать крупу на шейку или голую спинку ребенка, если он позволит.

В завершение такой игры организуйте совместную уборку.

Установление эмоционального контакта с ребёнком с РДА это длительный период. Наберитесь терпения, так как одну и ту же понравившуюся игру, необходимо будет проигрывать несколько раз. Не предъявляйте к ребенку высоких требований, и не сравнивайте его с другими детьми, радуйтесь вместе с ним каждому успеху. Верьте в возможности ребёнка и у него все будет получаться!

Список используемой литературы:

  1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Мпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 136 с.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 224 с.
  3. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Издательство Московского университета, 1987 . – 287 с.
  4. Янушко Е.А. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с.

Фотографии из личного архива автора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подборка игр, направленных на установление эмоционального контакта взрослого с ребенком.

Прежде чем приступить собственно к занятиям по развитию речи, необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком. В случае, когда ребенок 1,5-3 лет использует в активной речи лишь несколько аморфн...

Роль изобразительной деятельности в установлении эмоционального контакта педагога с ребенком 2-х лет в период адаптации к условиям детского сада

Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Поступив в детский сад, ребенок попадает в новую, непривычную среду, в окружение незнакомых ему взрослых и детей, с которыми приходится налаживать тесные взаи...

для педагогов «Формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков эффективного общения и установления личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми»

Для развития полноценного игрового общения педагоги могут активно использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации....

"Установление невербального контакта с детьми алаликами"

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий г...

Установление первичного контакта с детьми в сложных случаях.

Данный материал может быть использован воспитателями, логопедаги, психологами, дефектологами при поступление нового ребёнка в учреждение. Адаптация малышей к новым условиям....

Методическая разработка «Приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста»

В данную разработку включены приёмы установления эмоционального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, описаны эмоциональные игры, предметы для начала совместной деятельности и пре...