Логопедические игры для детей
картотека по логопедии (младшая, средняя группа)

Федотова Татьяна Геннадьевна

Дидактические игры для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoped._igry.doc926.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого дыхания

1.«Чей одуванчик дальше улетит?»
«Ветер дул на одуванчик — Разлетелся сарафанчик».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке или на цветок (из ниток, цветной бумаги).

2. «Варежка»

«Я на варежку подую. 
Все снежинки с неё сдую».
Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик — «снежинку» с варежки-ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).


3.«Лети, бабочка»
«С цветка на цветок, Я порхаю весь денёк».
Дети дуют на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щёки. Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


4.«Облака»
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Как трубочка, наш рот.
Ну а теперь – на облака,
И отдохнем пока».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик –облако.


5.«Горячий чай»
«Здравствуйте, девчонки и мальчишки!
Сегодня гости вы мои
Горячим чаем всех я угощаю.
А чтобы не обжечься вам –
Дуть я предлагаю!» (Дети дуют на чай, чтобы остудить)


6.«Осеннее дерево»
«Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер быстро затихает,
Дворник листья подметает».
(Дети дуют на листья, обращая внимание на шуршание листьев).


7.«Вертушка»
«Дуют дети на вертушку 
Очень славная игрушка! 
Крутится, вращается, 
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «фууууу».


8.«Мыльные пузыри»
«Если дунуть посильней, 
Будет много пузырей». 
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку.
Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.


9.«Футбол»
Оборудование: игровое поле, коктейльные трубочки, горох, шарики из ваты или фольги.
«Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол».
1 вариант. Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить горошины на поле соперника и забить гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше голов.
2 вариант. Дети забивают мячи из ваты или фольги в футбольные ворота.


10.«Свеча»
Оборудование:свеча.
«Только дунет ветерок,
Затанцует огонёк».
Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом.
Свеча ставится на расстоянии около 30 см от ребёнка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40 – 50 см.


11.«Плыви, кораблик»
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики, таз с водой.
«По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай 
И кораблик опускай».
Представьте, что это море. Давайте пустим в плавание кораблик. Поднялся сильный ветер. Ребенок дует на кораблик. Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно организовать соревнование: «чей кораблик быстрее приплывет».


12.«Буря в стакане»
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного размера.
«В трубку я сегодня дую,
И устраиваю бурю».
Ход игры:- Давай устроим бурю! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через

1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»:
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья берёзы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)

2.Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»:
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, начиная с большого на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (загибают пальчики, начиная с большого)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Много мебели в квартире. 

3.Пальчиковая гимнастика «Помощники»:
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в 
ладоши; повторить)

4.Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»:
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой)
А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

5.Пальчиковая гимнастика «Елочка»:
Перед нами елочка: (пальцы рук переплетены, из больших пальцев -верхушка «елочки»)
Шишечки, иголочки. (кулачки, указательные пальчики выставлены)
Шарики, фонарики, («шарики» из пальцев вверх, вниз)
Зайчики и свечки, («ушки» из указательного и среднего пальцев; обе ладони сложены, пальцы сжаты)
Звезды, человечки. (ладони сложены, пальцы расправлены; средний и указательный пальцы стоят на столе)

6.Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»:
Что принес нам почтальон? (сжимают и разжимают кулачки)
С толстой сумкой ходит он. («шагают» пальчиками по столу)
Перевод, журнал, газету, (на каждое наименование загибают по
В бандероли – две кассеты. одному пальчику, начиная с большого)
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.

7.Пальчиковая гимнастика «Есть игрушки у меня»:
Есть игрушки у меня: (хлопки ладонями и удары кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолет,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъемный кран –
Настоящий великан.
Сколько вместе? (хлопают попеременно в ладоши и 
Как узнать? ударяют кулачками друг о друга)
Помогите сосчитать!

8. Пальчиковая гимнастика «Пчела»:
Прилетела к нам вчера (машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек (на каждое название насекомого 
И веселый мотылек, загибают один пальчик)
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (роняют ладони на стол).

9. Пальчиковая гимнастика «Жил да был один налим»:
Жил да был один налим, (плавные движения сложенными ладошками,имитирующие движения плавников)
Два ерша дружили с ним. (ладони раздвинуты; движения ладонями порознь)
Прилетали к ним три утки (руки сложены накрест, взмахи ладонями)
По четыре раза в сутки
И учили их считать: (сжимать и разжимать кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять. (загибать пальчики, начиная с большого).

 

Список литературы:
1. Т.А.Воробьева, О.И.Крупенчук «Мяч и речь». КАРО, С-Пб. 2003.
2. Т.В.Киселева, А.И.Останина «Логопедическая зарядка в коррекционно-воспитательной работе с детьми, имеющими тяжелые дефекты речи». Екатеринбург 1992.
3. Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». С-Пб., «Детство-пресс» 2005.
4. Н.В.Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада». С-Пб., «Детство-пресс» 2004.
5. Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет». Мозаика-Синтез, Москва 2007.

 

Первый комплекс (для свистящих звуков С , З , Ц )

Загнать мяч в ворота.
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребёнком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки; для этого их можно слегка придерживать пальцами.

Наказать непослушный язык.
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5 – 6 раз, произнося « пя-пя », а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Сделать язык лопатой.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч ?
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и сдуть вату со стола, как бы длительно произнося звук Ф.

Киска сердится.
Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончик языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выгибает спину.


Второй комплекс ( для шипящих звуков Ш , Ж , Ч , Щ )

Наказать непослушный язык.
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5 – 6 раз, произнося « пя-пя », а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Сделать язык лопатой.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Кто дальше загонит мяч ?
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и сдуть вату со стола, как бы длительно произнося звук Ф.

Вкусное варенье.
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы,делая движения 
языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Фокус.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий кончик языка на верхнюю губу и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти по середине языка и вата лететь прямо вверх. Нижней челюстью не помогать.

Маляр.
Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.


Третий комплекс ( для звука Л )

Наказать непослушный язык.
Чтобы язык был широким и спокойным, пошлёпать его губами 5 – 6 раз, произнося « пя-пя », а потом удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5-10.

Сделать язык лопатой.
Улыбнуться, приоткрыть рот и положить широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивать на нижние зубы) и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5-10.

Вкусное варенье.
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы,делая движения 
языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Пароход гудит.
При открытом рте длительно произносить звук Ы . Следить, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.

Болтушка.
При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения языком, без голоса, постепенно убыстряя их и давая голос, пока не получится звук бл –бл (как индюк болбочет).

Качели.
При открытом рте (губы в улыбке) положить кончик языка за нижние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднять широкий кончик языка за верхние зубы и удерживать в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочерёдно менять положение языка 4 – 6 раз. Следить, чтобы рот оставался открытым.

Пощелкать кончиком языка.
При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.

Беззвучно пощелкать кончиком языка.
Производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно. Следить, чтобы кончик языка упирался в нёбо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.

Четвёртый комплекс ( для звука Р )

Поехали на лошадках.

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась; работает только язык.

Вкусное варенье.
Слизать широким кончиком языка варенье с верхней губы, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогать.

Индюки.
При открытом рте производить движения широким кончиком языка по верхней губе вперёд-назад со звуками бл – бл (как индюк болбочет ), стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая верхнюю губу. Начинать делать эти движения надо медленно, постепенно убыстряя темп.

Чьи зубы чище ?
Улыбнуться, открыть рот и кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (при улыбке у ребёнка видны верхние и нижние зубы). Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась: работает только язык. Движения языка медленные.

Маляр.
Улыбнуться, приоткрыть рот и погладить широким кончиком языка нёбо, делая движения вперёд-назад, как маляр красит кистью потолок. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Использованная литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические игры для детей

Вашему вниманию предлагаются речевые игры, которые логопеды могут использовать в качестве динамических пауз в процессе своей образовательной деятельности, а воспитатели с пользой могут применять эти п...

Логопедические игры для детей

Консультация для воспитателей и родителей о роли логопедических игр  в речевом развитии ребенка...

Игры с парными карточками. Настольные ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ игры для детей 5-7 лет.

Игры с парными карточками.Настольные ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ игры для детей 5-7 лет. Автор: З. Т. БобылеваИгры данного пособия предназначены для детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Игровой м...

Буклет"Логопедические игры для детей раннего возраста (для домашних занятий с родителями)".

В буклете содержаться игры для развития речи детей раннего возраста....

Развивающие интерактивные логопедические игры для детей

Игры помогут сформировать у ребенка навыки правильного произношения, научить связно и грамотно говорить, увеличить его словарный запас. Помогут развивать слуховую и зрительную память....