Обучение детей рассказыванию по картине.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Кудрявцева Оксана Николаевна

Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Чтение книг, рассматривание предметов и картин, наблюдение за природой делают наиболее полным общение детей со взрослыми и сверстниками, в ходе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих впечатлениях. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе с детьми с ОНР. Работа по обучению рассказыванию по картинам строится с учётом выявленных у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития и ведётся от простого к сложному. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР, на которую я опиралась  при составлении перспективного планирования по обучению детей с ОНР составлению рассказов по картине,  освещена в ряде научных и научно - методических трудов по логопедии.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения;

- формирование навыков планирования развёрнутых связных высказываний                           (формирование представлений о структуре текста - начало, середина, конец; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить текст, соблюдение последовательности в передаче событий);

- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;

- активизация и развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

- развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного);

- воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.

При обучении детей составлению рассказов по картине необходимы вспомогательные средства, облегчающие планирование ребёнком развёрнутого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование (схемы, пиктограммы, предметные картинки).

При работе над серией сюжетных картинок у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения, так как серия картинок и является планом рассказа. Можно использовать следующие виды работ:

- установление последовательности серии;

- определить, какой картинки не хватает;

- найти лишнюю картинку;

- подобрать к одной сюжетной картинке отдельные предметные изображения;

- выделить главную мысль в каждой картинке серии и изобразить её в виде пиктограммы.

Для составления рассказов по сюжетным картинам мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок. Также детям предлагаем жанровую живопись, способную взволновать, вызвать желание обсудить увиденное: репродукции картин В.М. Васнецова и др. Дети должны научиться выражать своё отношение к изображённому на картине, видеть особенности композиции картины, цветовой палитры, чувствовать мастерство художника и его настроение. При составлении рассказов по картине можно в качестве плана использовать символы или опираться на предметные картинки (коллаж):

- вопросительный знак (название картины);

- место действия;

- время действия;

- карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины);

- действующие лица, изображённые на картине;

- действия героев картины;

- их одежда;

- настроение и характер действующих лиц;

- цветовая палитра;

- «сердце» (чувства, вызываемые картиной).

При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания, после чего можно переходить к описанию пейзажной картины. Одна из основных задач при этой работе - развитие образной речи, что идёт через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения.

Работа над картиной проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дети учатся анализировать и обобщать изображённое на картине. На фронтальном занятии дети составляют рассказ по картине, логично и связно передавая содержание, употребляя разнообразную лексику, образные сравнения.

Игры, которые можно использовать при обучении рассказыванию по картине.

«Сыщики»

Цель: детальное рассматривание картины.

Оборудование: картина, закрытая белым листом бумаги с вырезом в виде лупы.

Ход игры: - кого (что) видим? Внимательно рассмотрите и опишите до мельчайших подробностей.

«Разведчики»

Цель: развивать умение выделять все значимые объекты картины, подбирать (рисовать) символы.

Оборудование: картина, символы, чистая бумага, фломастеры.

Ход игры: Дети рассматривают картину, называют все объекты, а логопед схематично зарисовывает каждый объект  или выкладывает заранее подобранные символы. Так же дети могут самостоятельно схематично зарисовать объекты.

«Палитра»

Цель: развивать умение различать цвета и их оттенки. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Оборудование: картина; палитра с набором цветов,  используемых в картине.

Ход игры: I вариант: дети рассматривают картину и называют цвета, использованные художником.

                    II вариант: дети рассматривают картину. Логопед просит детей называть только те объекты, про которые можно сказать «голубой», только те, про которые скажем «голубая», «голубое», «голубые».

                   III вариант: перед детьми чёрно-белый вариант картины. Дети должны сказать, какого цвета были объекты картины.

«Актёры»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти, пространственного восприятия.

Оборудование: картина.

Ход игры: I вариант: логопед просит ребёнка передать позу того или иного персонажа картины, остальные дети оценивают точность изображения.

                    II вариант: ребёнок изображает персонаж картины, а дети отгадывают, кто это.

«Заколдованная картина»

Цель: развитие зрительного внимания, памяти. Развитие грамматического строя речи  (употребление существительных в форме Род.п. единственного и множественного числа). Закрепление умения пользоваться в речи сложными предложениями с союзом  А.

Оборудование: картина, на которой объекты или части объектов закрыты изображениями других предметов.

Ход игры: I вариант: логопед просит детей внимательно рассмотреть картину и сказать, что должно быть вместо «неправильного» объекта. Например: «Вместо маяка должно быть дерево».

                    II вариант: логопед просит детей указывать на ошибки, используя слово А. Например: «на картине должно быть изображено дерево, а не маяк».

«Реставраторы»

Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности.

Оборудование: картина, разрезанные части картины; отдельные объекты картины.

Ход игры: I вариант: логопед просит детей вспомнить, как называются люди, которые «лечат» картины и просит восстановить картину из частей по образцу или по памяти.

                    II вариант: логопед просит восстановить картину из отдельных объектов, точно их располагая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"

Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...

Обучение детей рассказыванию по картине

Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей  и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам.  Для успешного освоения программы обучения в школ...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм

Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у...

Обучение детей рассказыванию по картине.

Консультация для воспитателей. Обучение детей рассказыванию по картине....