Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у детей пропадает необходимость в живом общении. Поэтому я считаю, что занятия по развитию речи в детском саду самые сложные, (т.к. детей трудно заставить говорить полными, равернутыми предложениями), но вместе с тем и самые важные. Предлагаю конспект одного из таких занятий вашему вниманию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной игровой ситуации в старшей группе

на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

Программные задачи

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; расширить представление детей о жизни диких животных (ежей).

Развивать связную речь, мышление, память, упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном падеже) названий детенышей животных;

Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, воспитывать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям.

Оборудование: корзинка, мягкая игрушка ежа, иллюстрация ежа (внешний вид, чем питается, где живет, свернувшегося в клубок, семья ежей, как переносит еде и листья), схемы – алгоритмы для рассказывания (у воспитателя схема крупного размера, а у детей небольшого), дидактическая игра «Кто где живет», картинки для самостоятельного раскрашивания, плоды дикого каштана в колючей оболочке на каждого ребенка

Ход игровой образовательной ситуации.

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу корзиночку и ставит ее на видное место, невольно привлекая к ней внимание детей. Дождавшись, от детей вопроса о том, что находится в корзинке, воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Кто это, ребята?

- Дети: Ёж.

- Правильно, ребята.

( из корзинки воспитатель достает игрушечного ежа и рассказывает детям историю):

- Я сегодня, когда шла в детский сад, встретила по пути вот этого милого ежонка. Он сказал, что его зовут Пых и он убежал из магазина игрушек, потому, что ему очень захотелось сходить в лес и посмотреть на живых ежиков. Но я его одного не отпустила, сказала, что маленьким очень опасно самим ходить в лес, и пригласила его к нам в группу, сказав, что наши дети ему все – все про ежей смогут рассказать. Ведь правда?

-Да

Составление рассказа про ежа по опорным схемам.

- Чтобы нам было легче рассказывать, я приготовила иллюстрацию ежа и вот такую схему – подсказку. Давайте вместе все  рассмотрим.

 - На первой картинке стоит знак вопроса, это значит, что свой рассказ надо начать с называние того, о ком мы будем рассказывать. Это кто?

- Это еж?

- Правильно. Следующая карточка обозначает цвет животного. Какого цвета еж?

- Еж серого цвета.

-На следующей карточке части тела животного, значит нам надо рассказать о внешнем виде ежа: какие у него ушки, глаза, лапки. Кто хочет попробовать?

- Ежик маленький, у него вытянутая мордочка, черный носик. Глазки похожи на черные бусинки. У ежа маленькие лапки.

- Следующая картинка спрашивает, чем покрыто тело ежика: шерстью или иголками?

- Тело ежика покрыто острыми иголками.

- Эта картинка спрашивает, какие звуки может издавать еж?

- Ежик говорит пых – пых.

- Чем питается ежик?

- Грибами, ягодами, яблоками, насекомыми, змеями, мышами, лягушками.

- Ежик – он хищник или травоядное животное.

- Ежик ест все, он всеядный.

- Где живет ежик.

- Ежик живет в лесу в норе. Он дикое животное.

- А что ежи делают зимой?

- Зимой ежи впадают в спячку до весны в своей норке.

- Вот видите, ребята, ничего сложного нет. Может кто-то хочет попробовать сам рассказать о еже с помощью таблицы?

(заслушивание 2 – 3 детей)

- Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже

Физ. минутка:

- Пыху очень понравились ваши рассказы. Теперь он хочет узнать. Как живут ежи по одному или семьями?

- Ежи живут семьей. Папа – еж, мама – ежиха и их детки -ежата

- Правильно, ребята. Посмотрите какая у меня есть картина семьи ежей. Расскажите кого вы видите на картине.

(работа по составлению описательного рассказа по картине).

- Ребята, назовите еще раз, кто изображен на картине?

- Мама ежиха и ее дети ежата.

- Как вы думаете, где папа еж?

- Папа еж пошел за едой для своей семьи.

- Молодцы, а давайте все вместе покажем Пыху, как папа – еж заботится о своей семье:

Ёж спешил к себе домой,                             Шагать на месте.

Нёс запасы он с собой.    Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Через кочки он скакал,                               Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал.                               Бег на месте, руки согнуть.

Вдруг он сел и изменился,                         Присесть на корточки

В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени

А потом опять вскочил.                                 Подняться в рост

И к детишкам поспешил.                              Шагать на месте

Ответы детей на вопросы:

- Ребята, у Пыха остались еще вопросы. Мы сможем на них ответить?

- Кто еще кроме ежей живет в лесу?

-Медведи, зайцы, лисы, волки, белки.

- И у всех зверей есть своя семья. Давайте с вами сыграем в игру и расскажем Пыху как называются детки у разных животных.

(провести игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал …лосенок

За мамой-лисицей крался …лисенок,

За мамой-ежихой катился …ежонок,

За мамой-медведицей шел …медвежонок,

За мамою-белкой скакали …бельчата,

За мамой-зайчихой косые …зайчата,

Волчица вела за собою …волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

)

- Где все эти звери живут?

- Об этом тоже дети смогут рассказать и предлагают тебе, Пых, с ними вот в такую игру сыграть (дидактическая игра «Кто где живет»)

- Зачем ежу иголки?

- Ежик с их помощью спасается от врагов: он сворачивается в клубок.

- Давайте вместе проверим, действительно ли иголки защищают ежа. Вот посмотрите я собрала плоды дикого каштана. А вот картинка ежиков, которые свернулись в клубок. Посмотрите внимательно на картинку, потом осторожно рассмотрите каштаны, попробуйте взять их в руки. Скажите, что у них общего?

-Они круглые и колючие.

Вам приятно трогать каштаны, а если немного сильнее сжать их в руках. Что вы чувствуете. Вот, ребята, тоже самое происходит и с ежами. Ежи колются, и их никто не может съесть, потому что – больно. Скажите, а для чего еще, кроме защиты, ежу иголки? Правильно ответить вам поможет эта картинка.

- Ежи на иголках переносят припасы: грибы, ягоды, плоды. А еще они на иголках носят листья, чтобы утеплить свою норку к зиме.

- Вы, ребята, молодцы на все вопросы нашего Пыха ответили. Но почему же он тогда такой грустный? Сейчас я узнаю? Представляете, вы так красиво рассказали о жизни ежей в лесу, что Пыху еще сильнее захотелось идти жить в лес. Ребята, как вы думаете это можно Пыху делать

- Нет. У него нет колючек и он не сможет себя защитить от врагов. Он не может жить в лесу, потому что он к такой жизни не приспособлен.

- Вот как ребята подробно тебе, Пых, все объяснили. Теперь ты не пойдешь в лес? Ну вот! Он теперь новую затею придумал. Он хочет, чтобы ежики пришли жить к нему в магазин. Как вы думаете, ребята, правильно будет забирать ежей из лесу в дом? Почему?

Ежики – дикие животные, они привыкли жить в лесу. А еще их нельзя брать из леса, ведь у них может там остаться семья по которой они будут скучать.

- А чтобы наш Пых тоже не скучал я хочу подарить ему на память вот такую картинку с ежиком. Вам она нравится, ребята? Как вы думаете, что я забыла нарисовать?

- Вы забыли нарисовать ежику иголки.

- Ой, и правда. Вы же поможете мне исправить мою ошибку? Сможете дорисовать иголки у ежей. А потом мы подарим наши картинки Пыху.

(Дети по желанию выполняют предложенную работу. Картинки дарят игрушечному ежу. После чего он прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по познавательному и художественно - эстетическому развитию "Путешествие во времени по поселку Мостовскому"

Игровая образовательная ситуация по познавательному и художественно – эстетическому развитию с использованием ЦОР в старшей группе по теме «Путешествие во времени по поселку Мостовскому». Ц...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»

Конспект игровой образовательной ситуации в  старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе "Морское путешествие"

Форма организации: Квест - игра. Дети знакомятся со свойствами воды в "Эксперементальной лаборотории"; исправляют неисправности на мониторах, показывающие прогноз погоды; решают проблемные с...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе с ОНР по развитию математических представлений. Лексическая тема: «Наша Армия»

Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры....

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»

Конспектигровой образовательной ситуацииипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема: &la...

Конспект игровой образовательной ситуации по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»

Конспектигровой образовательной ситуациипо формированию связной речи  у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема: «Рас...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие с Машей по станице Ханская»

Конспект игровой образовательной ситуации  в старшей группе «Путешествие с Машей по станице Ханская»...