Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у детей пропадает необходимость в живом общении. Поэтому я считаю, что занятия по развитию речи в детском саду самые сложные, (т.к. детей трудно заставить говорить полными, равернутыми предложениями), но вместе с тем и самые важные. Предлагаю конспект одного из таких занятий вашему вниманию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной игровой ситуации в старшей группе

на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

Программные задачи

Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; расширить представление детей о жизни диких животных (ежей).

Развивать связную речь, мышление, память, упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном падеже) названий детенышей животных;

Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, воспитывать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям.

Оборудование: корзинка, мягкая игрушка ежа, иллюстрация ежа (внешний вид, чем питается, где живет, свернувшегося в клубок, семья ежей, как переносит еде и листья), схемы – алгоритмы для рассказывания (у воспитателя схема крупного размера, а у детей небольшого), дидактическая игра «Кто где живет», картинки для самостоятельного раскрашивания, плоды дикого каштана в колючей оболочке на каждого ребенка

Ход игровой образовательной ситуации.

Организационный момент:

Воспитатель вносит в группу корзиночку и ставит ее на видное место, невольно привлекая к ней внимание детей. Дождавшись, от детей вопроса о том, что находится в корзинке, воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами.

- Кто это, ребята?

- Дети: Ёж.

- Правильно, ребята.

( из корзинки воспитатель достает игрушечного ежа и рассказывает детям историю):

- Я сегодня, когда шла в детский сад, встретила по пути вот этого милого ежонка. Он сказал, что его зовут Пых и он убежал из магазина игрушек, потому, что ему очень захотелось сходить в лес и посмотреть на живых ежиков. Но я его одного не отпустила, сказала, что маленьким очень опасно самим ходить в лес, и пригласила его к нам в группу, сказав, что наши дети ему все – все про ежей смогут рассказать. Ведь правда?

-Да

Составление рассказа про ежа по опорным схемам.

- Чтобы нам было легче рассказывать, я приготовила иллюстрацию ежа и вот такую схему – подсказку. Давайте вместе все  рассмотрим.

 - На первой картинке стоит знак вопроса, это значит, что свой рассказ надо начать с называние того, о ком мы будем рассказывать. Это кто?

- Это еж?

- Правильно. Следующая карточка обозначает цвет животного. Какого цвета еж?

- Еж серого цвета.

-На следующей карточке части тела животного, значит нам надо рассказать о внешнем виде ежа: какие у него ушки, глаза, лапки. Кто хочет попробовать?

- Ежик маленький, у него вытянутая мордочка, черный носик. Глазки похожи на черные бусинки. У ежа маленькие лапки.

- Следующая картинка спрашивает, чем покрыто тело ежика: шерстью или иголками?

- Тело ежика покрыто острыми иголками.

- Эта картинка спрашивает, какие звуки может издавать еж?

- Ежик говорит пых – пых.

- Чем питается ежик?

- Грибами, ягодами, яблоками, насекомыми, змеями, мышами, лягушками.

- Ежик – он хищник или травоядное животное.

- Ежик ест все, он всеядный.

- Где живет ежик.

- Ежик живет в лесу в норе. Он дикое животное.

- А что ежи делают зимой?

- Зимой ежи впадают в спячку до весны в своей норке.

- Вот видите, ребята, ничего сложного нет. Может кто-то хочет попробовать сам рассказать о еже с помощью таблицы?

(заслушивание 2 – 3 детей)

- Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже

Физ. минутка:

- Пыху очень понравились ваши рассказы. Теперь он хочет узнать. Как живут ежи по одному или семьями?

- Ежи живут семьей. Папа – еж, мама – ежиха и их детки -ежата

- Правильно, ребята. Посмотрите какая у меня есть картина семьи ежей. Расскажите кого вы видите на картине.

(работа по составлению описательного рассказа по картине).

- Ребята, назовите еще раз, кто изображен на картине?

- Мама ежиха и ее дети ежата.

- Как вы думаете, где папа еж?

- Папа еж пошел за едой для своей семьи.

- Молодцы, а давайте все вместе покажем Пыху, как папа – еж заботится о своей семье:

Ёж спешил к себе домой,                             Шагать на месте.

Нёс запасы он с собой.    Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

Через кочки он скакал,                               Прыжки на месте.

Быстро по лесу бежал.                               Бег на месте, руки согнуть.

Вдруг он сел и изменился,                         Присесть на корточки

В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени

А потом опять вскочил.                                 Подняться в рост

И к детишкам поспешил.                              Шагать на месте

Ответы детей на вопросы:

- Ребята, у Пыха остались еще вопросы. Мы сможем на них ответить?

- Кто еще кроме ежей живет в лесу?

-Медведи, зайцы, лисы, волки, белки.

- И у всех зверей есть своя семья. Давайте с вами сыграем в игру и расскажем Пыху как называются детки у разных животных.

(провести игру «На водопой»

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал …лосенок

За мамой-лисицей крался …лисенок,

За мамой-ежихой катился …ежонок,

За мамой-медведицей шел …медвежонок,

За мамою-белкой скакали …бельчата,

За мамой-зайчихой косые …зайчата,

Волчица вела за собою …волчат.

Все мамы и дети напиться хотят

)

- Где все эти звери живут?

- Об этом тоже дети смогут рассказать и предлагают тебе, Пых, с ними вот в такую игру сыграть (дидактическая игра «Кто где живет»)

- Зачем ежу иголки?

- Ежик с их помощью спасается от врагов: он сворачивается в клубок.

- Давайте вместе проверим, действительно ли иголки защищают ежа. Вот посмотрите я собрала плоды дикого каштана. А вот картинка ежиков, которые свернулись в клубок. Посмотрите внимательно на картинку, потом осторожно рассмотрите каштаны, попробуйте взять их в руки. Скажите, что у них общего?

-Они круглые и колючие.

Вам приятно трогать каштаны, а если немного сильнее сжать их в руках. Что вы чувствуете. Вот, ребята, тоже самое происходит и с ежами. Ежи колются, и их никто не может съесть, потому что – больно. Скажите, а для чего еще, кроме защиты, ежу иголки? Правильно ответить вам поможет эта картинка.

- Ежи на иголках переносят припасы: грибы, ягоды, плоды. А еще они на иголках носят листья, чтобы утеплить свою норку к зиме.

- Вы, ребята, молодцы на все вопросы нашего Пыха ответили. Но почему же он тогда такой грустный? Сейчас я узнаю? Представляете, вы так красиво рассказали о жизни ежей в лесу, что Пыху еще сильнее захотелось идти жить в лес. Ребята, как вы думаете это можно Пыху делать

- Нет. У него нет колючек и он не сможет себя защитить от врагов. Он не может жить в лесу, потому что он к такой жизни не приспособлен.

- Вот как ребята подробно тебе, Пых, все объяснили. Теперь ты не пойдешь в лес? Ну вот! Он теперь новую затею придумал. Он хочет, чтобы ежики пришли жить к нему в магазин. Как вы думаете, ребята, правильно будет забирать ежей из лесу в дом? Почему?

Ежики – дикие животные, они привыкли жить в лесу. А еще их нельзя брать из леса, ведь у них может там остаться семья по которой они будут скучать.

- А чтобы наш Пых тоже не скучал я хочу подарить ему на память вот такую картинку с ежиком. Вам она нравится, ребята? Как вы думаете, что я забыла нарисовать?

- Вы забыли нарисовать ежику иголки.

- Ой, и правда. Вы же поможете мне исправить мою ошибку? Сможете дорисовать иголки у ежей. А потом мы подарим наши картинки Пыху.

(Дети по желанию выполняют предложенную работу. Картинки дарят игрушечному ежу. После чего он прощается и уходит).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по познавательному и художественно - эстетическому развитию "Путешествие во времени по поселку Мостовскому"

Игровая образовательная ситуация по познавательному и художественно – эстетическому развитию с использованием ЦОР в старшей группе по теме «Путешествие во времени по поселку Мостовскому». Ц...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»

Конспект игровой образовательной ситуации в  старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе "Морское путешествие"

Форма организации: Квест - игра. Дети знакомятся со свойствами воды в "Эксперементальной лаборотории"; исправляют неисправности на мониторах, показывающие прогноз погоды; решают проблемные с...

Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе с ОНР по развитию математических представлений. Лексическая тема: «Наша Армия»

Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры....

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ ПО ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РаЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Конспект игрового физкультурного занятия для детей средней группы по сказке К.И.Чуковского....

Конспект игровой образовательной ситуации «Транспорт на улицах города» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект по формированию навыков безопасного поведения на улице города для детей старшего дошкольного возраста актуален для дошкольного образования, интересен по содержанию и может быть рекомен...

Конспект игровой образовательной ситуации по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Путешествие кленового листочка»

           Исследование природного явления листопад. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Форми...