Главные вкладки

    Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

    Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у детей пропадает необходимость в живом общении. Поэтому я считаю, что занятия по развитию речи в детском саду самые сложные, (т.к. детей трудно заставить говорить полными, равернутыми предложениями), но вместе с тем и самые важные. Предлагаю конспект одного из таких занятий вашему вниманию

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    образовательной игровой ситуации в старшей группе

    на тему «Рассказывание по картине «Ежи» с использованием опорных схем»

    Программные задачи

    Продолжать учить детей составлять рассказ по картине, с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных, совершенствовать умение описывать предмет с помощью схемы-алгоритма, упражнять детей в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе прилагательных, характеризующих животных; расширить представление детей о жизни диких животных (ежей).

    Развивать связную речь, мышление, память, упражнять детей в правильном употреблении родительного падежа (в единственном и множественном падеже) названий детенышей животных;

    Воспитывать инициативность, умение слушать друг друга, воспитывать у детей бережное отношение к природе и ее обитателям.

    Оборудование: корзинка, мягкая игрушка ежа, иллюстрация ежа (внешний вид, чем питается, где живет, свернувшегося в клубок, семья ежей, как переносит еде и листья), схемы – алгоритмы для рассказывания (у воспитателя схема крупного размера, а у детей небольшого), дидактическая игра «Кто где живет», картинки для самостоятельного раскрашивания, плоды дикого каштана в колючей оболочке на каждого ребенка

    Ход игровой образовательной ситуации.

    Организационный момент:

    Воспитатель вносит в группу корзиночку и ставит ее на видное место, невольно привлекая к ней внимание детей. Дождавшись, от детей вопроса о том, что находится в корзинке, воспитатель предлагает детям отгадать загадку:

    Лесом катится клубок,

    У него колючий бок,

    Он охотится ночами

    За жуками и мышами.

    - Кто это, ребята?

    - Дети: Ёж.

    - Правильно, ребята.

    ( из корзинки воспитатель достает игрушечного ежа и рассказывает детям историю):

    - Я сегодня, когда шла в детский сад, встретила по пути вот этого милого ежонка. Он сказал, что его зовут Пых и он убежал из магазина игрушек, потому, что ему очень захотелось сходить в лес и посмотреть на живых ежиков. Но я его одного не отпустила, сказала, что маленьким очень опасно самим ходить в лес, и пригласила его к нам в группу, сказав, что наши дети ему все – все про ежей смогут рассказать. Ведь правда?

    -Да

    Составление рассказа про ежа по опорным схемам.

    - Чтобы нам было легче рассказывать, я приготовила иллюстрацию ежа и вот такую схему – подсказку. Давайте вместе все  рассмотрим.

     - На первой картинке стоит знак вопроса, это значит, что свой рассказ надо начать с называние того, о ком мы будем рассказывать. Это кто?

    - Это еж?

    - Правильно. Следующая карточка обозначает цвет животного. Какого цвета еж?

    - Еж серого цвета.

    -На следующей карточке части тела животного, значит нам надо рассказать о внешнем виде ежа: какие у него ушки, глаза, лапки. Кто хочет попробовать?

    - Ежик маленький, у него вытянутая мордочка, черный носик. Глазки похожи на черные бусинки. У ежа маленькие лапки.

    - Следующая картинка спрашивает, чем покрыто тело ежика: шерстью или иголками?

    - Тело ежика покрыто острыми иголками.

    - Эта картинка спрашивает, какие звуки может издавать еж?

    - Ежик говорит пых – пых.

    - Чем питается ежик?

    - Грибами, ягодами, яблоками, насекомыми, змеями, мышами, лягушками.

    - Ежик – он хищник или травоядное животное.

    - Ежик ест все, он всеядный.

    - Где живет ежик.

    - Ежик живет в лесу в норе. Он дикое животное.

    - А что ежи делают зимой?

    - Зимой ежи впадают в спячку до весны в своей норке.

    - Вот видите, ребята, ничего сложного нет. Может кто-то хочет попробовать сам рассказать о еже с помощью таблицы?

    (заслушивание 2 – 3 детей)

    - Молодцы, очень хорошие и полные рассказы составили. Я думаю, что и у других детей рассказы не хуже, но, к сожалению, все мы послушать сейчас не можем. Вы расскажете мне их попозже

    Физ. минутка:

    - Пыху очень понравились ваши рассказы. Теперь он хочет узнать. Как живут ежи по одному или семьями?

    - Ежи живут семьей. Папа – еж, мама – ежиха и их детки -ежата

    - Правильно, ребята. Посмотрите какая у меня есть картина семьи ежей. Расскажите кого вы видите на картине.

    (работа по составлению описательного рассказа по картине).

    - Ребята, назовите еще раз, кто изображен на картине?

    - Мама ежиха и ее дети ежата.

    - Как вы думаете, где папа еж?

    - Папа еж пошел за едой для своей семьи.

    - Молодцы, а давайте все вместе покажем Пыху, как папа – еж заботится о своей семье:

    Ёж спешил к себе домой,                             Шагать на месте.

    Нёс запасы он с собой.    Продолжать шагать и «нести мешок за спиной».

    Через кочки он скакал,                               Прыжки на месте.

    Быстро по лесу бежал.                               Бег на месте, руки согнуть.

    Вдруг он сел и изменился,                         Присесть на корточки

    В шарик круглый превратился. Прижать голову к коленям, обнять руками колени

    А потом опять вскочил.                                 Подняться в рост

    И к детишкам поспешил.                              Шагать на месте

    Ответы детей на вопросы:

    - Ребята, у Пыха остались еще вопросы. Мы сможем на них ответить?

    - Кто еще кроме ежей живет в лесу?

    -Медведи, зайцы, лисы, волки, белки.

    - И у всех зверей есть своя семья. Давайте с вами сыграем в игру и расскажем Пыху как называются детки у разных животных.

    (провести игру «На водопой»

    Жарким днем лесной тропой

    Звери шли на водопой.

    За мамой-лосихой топал …лосенок

    За мамой-лисицей крался …лисенок,

    За мамой-ежихой катился …ежонок,

    За мамой-медведицей шел …медвежонок,

    За мамою-белкой скакали …бельчата,

    За мамой-зайчихой косые …зайчата,

    Волчица вела за собою …волчат.

    Все мамы и дети напиться хотят

    )

    - Где все эти звери живут?

    - Об этом тоже дети смогут рассказать и предлагают тебе, Пых, с ними вот в такую игру сыграть (дидактическая игра «Кто где живет»)

    - Зачем ежу иголки?

    - Ежик с их помощью спасается от врагов: он сворачивается в клубок.

    - Давайте вместе проверим, действительно ли иголки защищают ежа. Вот посмотрите я собрала плоды дикого каштана. А вот картинка ежиков, которые свернулись в клубок. Посмотрите внимательно на картинку, потом осторожно рассмотрите каштаны, попробуйте взять их в руки. Скажите, что у них общего?

    -Они круглые и колючие.

    Вам приятно трогать каштаны, а если немного сильнее сжать их в руках. Что вы чувствуете. Вот, ребята, тоже самое происходит и с ежами. Ежи колются, и их никто не может съесть, потому что – больно. Скажите, а для чего еще, кроме защиты, ежу иголки? Правильно ответить вам поможет эта картинка.

    - Ежи на иголках переносят припасы: грибы, ягоды, плоды. А еще они на иголках носят листья, чтобы утеплить свою норку к зиме.

    - Вы, ребята, молодцы на все вопросы нашего Пыха ответили. Но почему же он тогда такой грустный? Сейчас я узнаю? Представляете, вы так красиво рассказали о жизни ежей в лесу, что Пыху еще сильнее захотелось идти жить в лес. Ребята, как вы думаете это можно Пыху делать

    - Нет. У него нет колючек и он не сможет себя защитить от врагов. Он не может жить в лесу, потому что он к такой жизни не приспособлен.

    - Вот как ребята подробно тебе, Пых, все объяснили. Теперь ты не пойдешь в лес? Ну вот! Он теперь новую затею придумал. Он хочет, чтобы ежики пришли жить к нему в магазин. Как вы думаете, ребята, правильно будет забирать ежей из лесу в дом? Почему?

    Ежики – дикие животные, они привыкли жить в лесу. А еще их нельзя брать из леса, ведь у них может там остаться семья по которой они будут скучать.

    - А чтобы наш Пых тоже не скучал я хочу подарить ему на память вот такую картинку с ежиком. Вам она нравится, ребята? Как вы думаете, что я забыла нарисовать?

    - Вы забыли нарисовать ежику иголки.

    - Ой, и правда. Вы же поможете мне исправить мою ошибку? Сможете дорисовать иголки у ежей. А потом мы подарим наши картинки Пыху.

    (Дети по желанию выполняют предложенную работу. Картинки дарят игрушечному ежу. После чего он прощается и уходит).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по познавательному и художественно - эстетическому развитию "Путешествие во времени по поселку Мостовскому"

    Игровая образовательная ситуация по познавательному и художественно – эстетическому развитию с использованием ЦОР в старшей группе по теме «Путешествие во времени по поселку Мостовскому». Ц...

    Конспект игровой образовательной ситуации в средней группе по математическому развитию на тему: «Путешествие в сказку»

    в данной игровой образовательной ситуации создавались условия для сенсорного развития детей среднего дошкольного возраста. я практикую в этом возрасте моделирование, что успешно усваивается детьми....

    Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по теме: «Прогулка в осенний лес»

    Конспект игровой образовательной ситуации в  старшей группепо теме: «Прогулка в осенний лес» Автор конспектавоспитатель МБДОУ детского сада № 16 ст. ГубскойТроцик Юлия Викторовна Воспит...

    Игровая образовательная ситуация в старшей группе "Экологическая полиция"

              Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекра...

    Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе "Морское путешествие"

    Форма организации: Квест - игра. Дети знакомятся со свойствами воды в "Эксперементальной лаборотории"; исправляют неисправности на мониторах, показывающие прогноз погоды; решают проблемные с...

    Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе с ОНР по развитию математических представлений. Лексическая тема: «Наша Армия»

    Образовательные задачи. Совершенствование навыков порядкового и количественного счета в пределах десяти. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Соотнесение числа и цифры....

    Конспект игровой образовательной ситуации в подготовительной группе "Космическое путешествие" Доминантная образовательная область "Познание" Конструирование.

    Образовательная ситуация разработана и проведена в игровой, познавательной форме. Эта форма выбрана  специально для команды мальчиков. В своей работе я часто использую гендерный подход к организа...