Буклет для родителей "Строение речевого аппарата" (в стихах)
консультация по логопедии

Игнатенкова Татьяна Николаевна

С проблемой выговора сталкивается далеко не каждый малыш. Речевые дефекты возникают на фоне выраженных нарушений в процессе развития артикуляционного аппарата – мышечного строения, прикуса или функций органов дыхания. Артикуляционная гимнастика для детей нужна, чтобы предупредить неправильное развитие указанных органов. Причём у маленьких детей в 2-4 года она выполняет профилактическую функцию,  а у более старших (дошкольников 4-5 лет) позволяет выправить дефекты, что уже успели развиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Администратор\Documents\все картинки\imgpreview (1).jpg

Строение речевого аппарата

 (в стихотворной форме).

                                     C:\Users\Администратор\Desktop\Картинки\улитка.png

Подготовила:

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

Т.Н. ИГНАТЕНКОВА

     Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, — глубоко ошибочно. Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения. А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

     Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь.

С проблемой выговора сталкивается далеко не каждый малыш. Речевые дефекты возникают на фоне выраженных нарушений в процессе развития артикуляционного аппарата – мышечного строения, прикуса или функций органов дыхания. Артикуляционная гимнастика для детей нужна, чтобы предупредить неправильное развитие указанных органов. Причём у маленьких детей в 2-4 года она выполняет профилактическую функцию,  а у более старших (дошкольников 3-4 лет) позволяет выправить дефекты, что уже успели развиться.

Принцип артикуляционной гимнастики прост. Упражнения на отработку речи тренируют каждый орган (элемент) артикуляционного аппарата, преследуя цель добиться гибкости, живости аппарата. Возраст в процессе развития речевых способностей имеет большое значение. Поэтому специалисты советуют артикуляционную гимнастику для детей применять с раннего дошкольного возраста.

Но прежде, чем проводить  артикуляционные упражнения неплохо познакомить малышей  в занимательной игровой форме со строением речевого аппарата

C:\Users\Администратор\Desktop\Картинки\knigi.png

  • Открываем домик-рот, кто, в том домике живёт?

Прежде чем зайти в наш дом, по губам мы проведем,

Верхняя, вот  нижняя, самая подвижная.

C:\Users\Администратор\YandexDisk\Мои Яндекс.Картинки\41316_St_Teremok1-800x800.jpg

  • За губами, посмотри-

Зубы белые видны.

Ты построй, дружок, их в ряд.

Будут так забор стоять.

06_Заборчик

  • Мы откроем рот пошире.

Так подержим- 3,4.

                                          01_Окошко

  • Вижу стенки в доме том

Это щёки- явь, не сон!

Вправо, влево надави

Почувствуй,  мягкие они

15_Орешки

  • Ну а самый главный в нём,

                                                  Житель рта - язык большой.

                                 Высуни и покажи

                                            Хорошенько рассмотри.

                                           18_Блинчик

  • Язычком ты вправо, влево

Будто стрелками веди.

Тикают так: раз, два, три…

17_Часики

  • А теперь наверх и вниз

На качелях прокатись.

                                      16_Качели

  • Язык в трубочку сверни.

И в неё ты подуди!

05_Дудочка

  • Внутри дома – потолок

Это нёбо, мой дружок!

                                     07_Маляр

  • Вот мы домик рассмотрели

Всё в том доме разглядели.

А теперь ты отдохни,

Дверку на замок запри!  (упражнение «Улыбка»)

                                             C:\Users\Администратор\Desktop\Картинки\Д.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития речевого аппарата в развитии речи

Представленный материал адресован родителям и тем, кто интересуется проблемой развития речи....

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях.

Строение и мышечный тонус речевого аппарата при дизартриях. Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, ограничение движения языка вниз, нарушение подвижности языка при выполн...

Конспект открытого занятия для учителей - логопедов. Тема: Подготовка речевого аппарата к постановке звука «Р».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №19 п. РазумноеБелгородского района Белгородской области»    Конспект  открытого занятияд...

Буклет для родителей «Как устроен речевой аппарат»

Буклет создан учителем-логопедом...

Развитие речевого аппарата, речевой моторики у детей дошкольного возраста

К 6 годам  ребёнок правильно произносит все звуки родного языка, речь ребёнка грамматически правильна. Он владеет всеми формами устной речи: диалогической, монологической, контекстной, ситу...

Речь. Этапы развития. Строение речевого аппарата. Речевые расстройства. Причины нарушений развития речи.

Речь. Краткое описание этапов развития речи, строение речевого аппарата, причины нарушений развития речи....