Конспект открытого занятия для учителей - логопедов. Тема: Подготовка речевого аппарата к постановке звука «Р».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Попова Павлина  Григорьевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное

Белгородского района Белгородской области»

 

 

 

 

Конспект  открытого занятия

для  учителей  - логопедов.

 

Тема: Подготовка речевого аппарата

к постановке звука «Р».

 

 

             

Подготовила    учитель – логопед

МДОУ  «Детский сад №19

п. Разумное  Белгородский  район

Белгородская   область».

Попова  П.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  открытого занятии

для  логопедов района.

 

Тема:  Подготовка речевого аппарата к постановке

звука «Р».

 

Задачи  занятия:

                         1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.

                         2.Устранение недостаточности развития речевой моторики. Проведение подготовительных, артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

 

Цель: - Подготовить речевой аппарат к постановке

           звука «Р».

        - Укреплять мышцы языка посредством речевой гимнастики, выработать полноценные движения и определенное положение органов речи (губ, языка) для правильного произношения звука «Р».

Статические подготовительные упражнения направить на удержание артикуляционной позы в течение - 6 секунд.

Динамическими упражнениями способствовать ритмическому повторению: 6 - 8 движений коррекции   и хорошей переключаемости.

- Соблюдать последователь упражнений идти от простых к сложным. Проводить эмоционально в игровой форме.

- Выполнять упражнения, сидя перед зеркалом, видеть лицо логопеда и свое.

- Следить за качеством  выполняемых движений:  точностью,

правильностью, плавностью, достаточным объемом  движений, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

 

     Оборудование:  1. Картинки - символы с образными

                                      названиями     упражнений,

                                 2. картинки (рак, рыба, сад, робот и т.д.)

                                 3. маска лошадка,

                                4. шпатели,

                                5. салфетки.

 

Игровые приёмы: 1.Рассказ логопеда о предстоящем  упражнении:

                               (Сказка о Весёлом Язычке).

                              2. Показ упражнений педагогом.

                              3. Выполнение упражнения ребёнком

                                  перед  зеркалом.

                             4. Проверка правильности выполнения,

                                 указание на ошибку.

                             5.Элементы массажа.

 

 

                                    Ход    занятия.

  Ребёнок входит в кабинет, здоровается с гостями.

 Логопед 

                - Сегодня мы с тобой поиграем с язычком, будем выполнять    разные упражнения.

 А когда ты научишься правильно выполнять упражнения, язычок станет сильным и ловким, речь твоя будет (станет) правильной и красивой.

 Подойдём к окну.

Какое сейчас время года?

 Ребёнок- (Зима).

 А какая сегодня погода?

Ребёнок – (Пасмурная, холодная, снежная).

Логопед – Правильно погода сегодня зимняя. А зимой мёрзнут (стынут) руки и лицо.

- Давай погреем ручки. (Выполнение упражнений  по развитию мелкой моторики, и по  развитие сильной воздушной струи).

 Подуем на них, похлопаем в ладошки, и поочередно на обеих рука спрячем  пальчики в кулачёк и потрём ладошки. (Выполнять 3 раза).

       Давай проверим, согрелись ладошки. (Ребёнок свои руки кладёт на руки логопеда)  да ручки стали тёплыми, тёплыми.

- Проходи, садись к зеркалу.

(Садятся к зеркалу).

 Руки мы нагрели, можно поиграть.

- Игра называется, «Поймай звук». (Игра на развитие фонематического восприятия).

-    Я буду называть звуки, а ты будешь (хлопать  в ладошки) «ловить» только рычащий звук  «Р- Р- Р- Р».

  - Приготовили руки.

    Начали: «С,З; Р; Ш,Ж; Р».

  Молодец, ты очень внимателен.

  А сейчас ты будешь ловить этот же рычащий звук «Р-Р-Р»  в словах.

(Логопед показывает картинки, называет их, выделяя голосом звук).

(Рыба, рысь, сад, зайка, робот, кувшин, тигр, рукавицы, носки, шуба, кран, фартук, ит.д.).

  Ты хорошо справился с заданием. 

 Руки мы с тобой согрели, а сейчас согреем губки, выполним знакомые  упражнения для губ «Улыбка, заборчик, клоун).

   Приготовились, начали:

           ( Ребёнок выполняет знакомые упражнения, логопед комментирует  выполнение упражнений).

- «Улыбка» - Уголки губ тянем к ушам, зубы не видны.

- «Заборчик»-  Видны верхние и нижние зубы, губы в улыбке.

- «Клоун» - Рот широко открыт, видны верхние и нижние зубы, язычок  глубоко во рту.

- Молодец!

  Выполняем ещё раз!

 А сейчас ещё погреем губки, споём песенки гласных звуков «А, У, И»  выполняя движения  руками и четко работая губами.

Внимание, начали!

(Произносятся гласные звуки, с выполнением движений руками).

Песенки спел правильно и красиво, а губки  согрелись, стали тёплыми и послушными.

(Выставить картинку «Язычок»)

Вот «Вёсёлый Язычок»- , он тоже хочет с нами поиграть, давай мы  с ним поиграем?   Мы с ним поиграем и расскажем о нем сказку.

Сказка называется «Весёлый Язычок».

Жил был «Весёлый Язычок» в своём домике. Как называется его домик.

- Ротик.

- Двери в домике  то открывались, то закрывались, вот так. (Показ выполнения упражнения).

 Сделаем вместе.

- Непоседливый язычок не сидит на  месте.

Он часто выбегает, из домика и снова прячется.

- Вот, так, (упражнение «Кошка лакает молоко»).
Выполняем вместе.

Но вот он решил погреться на зимнем солнышке, вышел на крылечко и лёг.

  На улице снег, мороз, подул  холодный зимний ветер, замерз язычок  и съёжился,  (упражнение «Жало»),  спрятался в домик и закрыл дверь.

 Сидит он в домике и никак не может согреться.

- Погреем язычок?

- Покусаем язычок, (показ самомассажа,  покусывание язычка).     Вот так. (Выполнение).

- Давай вместе.

 Еще раз,  и еще раз.

- А сейчас расчешем язычок.

-  Зубки вместе, скребём по язычку верхними зубами.

- Достаточно

  Но язычок еще не согрелся, может мы его согреем, выполняя упражнения?

          -Упражнение  «Парус» - показ  картинки-символа упражнения.

 Вспомним упражнение?

Выполняем, рот широко открыт, широкий конец языка упирается в верхние бугорки.

Молодец!

Ещё раз. Выполняем  упражнение под счёт  до (5-10 раз).

Достаточно.

          Упражнение «Чашечка», показ картинки - символа упражнения.

Это упражнение тебе знакомо, выполняем. Рот   широко открыт,

Передний и боковые края широкого языка подняты вверх, не касаясь верхних резцов.

- Выполняем ещё раз (счёт до 10 раз).

 И ещё раз (счёт  до 10 раз).

Молодец ты очень старался.

 Упражнение «Лошадка», вспомнили.

Выполняем.

 Язык присасываем к нёбу, сильно тянем подъязычную уздечку вниз, щелкаем языком, рот не закрываем.

Правильно.

А сейчас поиграем в игру, походим как лошадка, руки на пояс, спинка ровная, ноги поднимаем высоко и громко цокаем.

  Начали.

Молодец, получилась такая славная лошадка.

Посмотри,  нравиться  тебе этот конь, хочешь прокатиться?

 Я буду читать стихотворение, а ты будешь щёлкать так же правильно, громко и выполнять движения как будто ты  едешь на коне.

 Поехали.

Гоп, гоп конь живой

И с хвостом и с гривой,

Он качает головой

Вот такой красивый

- Прокатался, понравилось?  Ты был настоящим наездником, присаживайся.

Упражнение «Вкусное варенье». Показ картинки – символа.

- Я напомню тебе, как выполняется  это упражнение, будь внимателен.

(Показ выполнения упражнения).

Широким концом языка облизываем верхнюю губочку и заводим  язык глубоко в рот, рот не закрывать.                                                            

А сейчас выполняем вместе.

Начали.  (Выполнение упражнения 6-8 раз).

Ты очень постарался, и упражнение выполнял очень хорошо.

Упражнение  «Маляр» - Показ картинки- символа.

Выполняем. Широкий конец языка как кистью, ведём от верхних зубов по небу к горлышку, и обратно.

 И ещё раз. ( Выполнять 6-8 раз).

Упражнение «Грибок». Картинка.                                                                        

Рот открыт, язык присосать к небу, я буду считать, а ты постарайся удержать.                                                                                                 Молодец!                                                                                                                         

Ещё раз. Логопед считает (от одного до десяти).

А сейчас  новое упражнение «Гармошка». Рот открыть сделать грибок, не отрывая язык от неба сильно оттягиваем вниз нижнюю челюсть.( Счет 10 – 12 раз).                                                                                           (Обращать внимание на ширину рта.)

Очень ты старался, замечательно.

Вот и разогрели мы с тобой язычок.

Язык тобой доволен, стал ещё  крепче. Сказка на этом заканчивается, язык узнал, что зимой на солнышке не греются.

Подошло к концу наше занятие,  ты был внимателен слушал и слышал. Старался хорошо выполнять упражнения и запоминать. Дома заниматься с язычком, а  особенно упражнения   «Вкусное варенье», «Гармошка».

 На следующем занятии познакомимся с другими упражнениями.

Попрощайся с  гостями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное

Белгородского района Белгородской области»

Конспект  открытого занятия

для  учителей  - логопедов.

Тема: Подготовка речевого аппарата

к постановке звука «Р».

             

Подготовила    учитель – логопед

МДОУ  «Детский сад №19

п. Разумное  Белгородский  район

Белгородская   область».

Попова  П.Г.

Конспект  открытого занятии

для  логопедов района.

Тема:  Подготовка речевого аппарата к постановке

звука «Р».

Задачи  занятия:

                         1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.

                         2.Устранение недостаточности развития речевой моторики. Проведение подготовительных, артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата.

Цель: - Подготовить речевой аппарат к постановке

           звука «Р».

        - Укреплять мышцы языка посредством речевой гимнастики, выработать полноценные движения и определенное положение органов речи (губ, языка) для правильного произношения звука «Р».

Статические подготовительные упражнения направить на удержание артикуляционной позы в течение - 6 секунд.

Динамическими упражнениями способствовать ритмическому повторению: 6 - 8 движений коррекции   и хорошей переключаемости.

- Соблюдать последователь упражнений идти от простых к сложным. Проводить эмоционально в игровой форме.

- Выполнять упражнения, сидя перед зеркалом, видеть лицо логопеда и свое.

- Следить за качеством  выполняемых движений:  точностью,

правильностью, плавностью, достаточным объемом  движений, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

     Оборудование:  1. Картинки - символы с образными

                                      названиями     упражнений,

                                 2. картинки (рак, рыба, сад, робот и т.д.)

                                 3. маска лошадка,

                                4. шпатели,

                                5. салфетки.

Игровые приёмы: 1.Рассказ логопеда о предстоящем  упражнении:

                               (Сказка о Весёлом Язычке).

                              2. Показ упражнений педагогом.

                              3. Выполнение упражнения ребёнком

                                  перед  зеркалом.

                             4. Проверка правильности выполнения,

                                 указание на ошибку.

                             5.Элементы массажа.

                                    Ход    занятия.

  Ребёнок входит в кабинет, здоровается с гостями.

 Логопед  

                - Сегодня мы с тобой поиграем с язычком, будем выполнять    разные упражнения.

 А когда ты научишься правильно выполнять упражнения, язычок станет сильным и ловким, речь твоя будет (станет) правильной и красивой.

 Подойдём к окну.

Какое сейчас время года?

 Ребёнок- (Зима).

 А какая сегодня погода?

Ребёнок – (Пасмурная, холодная, снежная).

Логопед – Правильно погода сегодня зимняя. А зимой мёрзнут (стынут) руки и лицо.

- Давай погреем ручки. (Выполнение упражнений  по развитию мелкой моторики, и по  развитие сильной воздушной струи).

 Подуем на них, похлопаем в ладошки, и поочередно на обеих рука спрячем  пальчики в кулачёк и потрём ладошки. (Выполнять 3 раза).

       Давай проверим, согрелись ладошки. (Ребёнок свои руки кладёт на руки логопеда)  да ручки стали тёплыми, тёплыми.

- Проходи, садись к зеркалу.

(Садятся к зеркалу).

 Руки мы нагрели, можно поиграть.

- Игра называется, «Поймай звук». (Игра на развитие фонематического восприятия).

-    Я буду называть звуки, а ты будешь (хлопать  в ладошки) «ловить» только рычащий звук  «Р- Р- Р- Р».

  - Приготовили руки.

    Начали: «С,З; Р; Ш,Ж; Р».

  Молодец, ты очень внимателен.

  А сейчас ты будешь ловить этот же рычащий звук «Р-Р-Р»  в словах.

(Логопед показывает картинки, называет их, выделяя голосом звук).

(Рыба, рысь, сад, зайка, робот, кувшин, тигр, рукавицы, носки, шуба, кран, фартук, ит.д.).

  Ты хорошо справился с заданием.  

 Руки мы с тобой согрели, а сейчас согреем губки, выполним знакомые  упражнения для губ «Улыбка, заборчик, клоун).

   Приготовились, начали:

           ( Ребёнок выполняет знакомые упражнения, логопед комментирует  выполнение упражнений).

- «Улыбка» - Уголки губ тянем к ушам, зубы не видны.

- «Заборчик»-  Видны верхние и нижние зубы, губы в улыбке.

- «Клоун» - Рот широко открыт, видны верхние и нижние зубы, язычок  глубоко во рту.

- Молодец!

  Выполняем ещё раз!

 А сейчас ещё погреем губки, споём песенки гласных звуков «А, У, И»  выполняя движения  руками и четко работая губами.

Внимание, начали!

(Произносятся гласные звуки, с выполнением движений руками).

Песенки спел правильно и красиво, а губки  согрелись, стали тёплыми и послушными.

(Выставить картинку «Язычок»)

Вот «Вёсёлый Язычок»- , он тоже хочет с нами поиграть, давай мы  с ним поиграем?   Мы с ним поиграем и расскажем о нем сказку.

Сказка называется «Весёлый Язычок».

Жил был «Весёлый Язычок» в своём домике. Как называется его домик.

- Ротик.

- Двери в домике  то открывались, то закрывались, вот так. (Показ выполнения упражнения).

 Сделаем вместе.

- Непоседливый язычок не сидит на  месте.

Он часто выбегает, из домика и снова прячется.

- Вот, так, (упражнение «Кошка лакает молоко»).
Выполняем вместе.

Но вот он решил погреться на зимнем солнышке, вышел на крылечко и лёг.

  На улице снег, мороз, подул  холодный зимний ветер, замерз язычок  и съёжился,  (упражнение «Жало»),  спрятался в домик и закрыл дверь.

 Сидит он в домике и никак не может согреться.

- Погреем язычок?

- Покусаем язычок, (показ самомассажа,  покусывание язычка).     Вот так. (Выполнение).

- Давай вместе.

 Еще раз,  и еще раз.

- А сейчас расчешем язычок.

-  Зубки вместе, скребём по язычку верхними зубами.

- Достаточно

  Но язычок еще не согрелся, может мы его согреем, выполняя упражнения?

          -Упражнение  «Парус» - показ  картинки-символа упражнения.

 Вспомним упражнение?

Выполняем, рот широко открыт, широкий конец языка упирается в верхние бугорки.

Молодец!

Ещё раз. Выполняем  упражнение под счёт  до (5-10 раз).

Достаточно.

          Упражнение «Чашечка», показ картинки - символа упражнения.

Это упражнение тебе знакомо, выполняем. Рот   широко открыт,

Передний и боковые края широкого языка подняты вверх, не касаясь верхних резцов.

- Выполняем ещё раз (счёт до 10 раз).

 И ещё раз (счёт  до 10 раз).

Молодец ты очень старался.

 Упражнение «Лошадка», вспомнили.

Выполняем.

 Язык присасываем к нёбу, сильно тянем подъязычную уздечку вниз, щелкаем языком, рот не закрываем.

Правильно.

А сейчас поиграем в игру, походим как лошадка, руки на пояс, спинка ровная, ноги поднимаем высоко и громко цокаем.

  Начали.

Молодец, получилась такая славная лошадка.

Посмотри,  нравиться  тебе этот конь, хочешь прокатиться?

 Я буду читать стихотворение, а ты будешь щёлкать так же правильно, громко и выполнять движения как будто ты  едешь на коне.

 Поехали.

Гоп, гоп конь живой

И с хвостом и с гривой,

Он качает головой

Вот такой красивый

- Прокатался, понравилось?  Ты был настоящим наездником, присаживайся.

Упражнение «Вкусное варенье». Показ картинки – символа.

- Я напомню тебе, как выполняется  это упражнение, будь внимателен.

(Показ выполнения упражнения).

Широким концом языка облизываем верхнюю губочку и заводим  язык глубоко в рот, рот не закрывать.                                                            

А сейчас выполняем вместе.

Начали.  (Выполнение упражнения 6-8 раз).

Ты очень постарался, и упражнение выполнял очень хорошо.

Упражнение  «Маляр» - Показ картинки- символа.

Выполняем. Широкий конец языка как кистью, ведём от верхних зубов по небу к горлышку, и обратно.

 И ещё раз. ( Выполнять 6-8 раз).

Упражнение «Грибок». Картинка.                                                                         Рот открыт, язык присосать к небу, я буду считать, а ты постарайся удержать.                                                                                                 Молодец!                                                                                                                         Ещё раз. Логопед считает (от одного до десяти).

А сейчас  новое упражнение «Гармошка». Рот открыть сделать грибок, не отрывая язык от неба сильно оттягиваем вниз нижнюю челюсть.( Счет 10 – 12 раз).                                                                                           (Обращать внимание на ширину рта.)

Очень ты старался, замечательно.

Вот и разогрели мы с тобой язычок.

Язык тобой доволен, стал ещё  крепче. Сказка на этом заканчивается, язык узнал, что зимой на солнышке не греются.

Подошло к концу наше занятие,  ты был внимателен слушал и слышал. Старался хорошо выполнять упражнения и запоминать. Дома заниматься с язычком, а  особенно упражнения   «Вкусное варенье», «Гармошка».

 На следующем занятии познакомимся с другими упражнениями.

Попрощайся с  гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Конспект индивидуального занятия Тема: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:1.    Укреплять слабый кончик языка2.    Опускать напряженный корень языка3.    Перемещать язык в боле...

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему: «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»

Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения на тему:«Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука «р» с использованием биоэнергопластики и кинезиологических упражнений»...

Конспект индивидуального занятия «Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков»

Цель: развивать артикуляционную моторику.Задачи:Укреплять слабый кончик языкаОпускать напряженный корень языкаПеремещать язык в более передние отделы ротовой полости...