Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии

Наумова Марина Евгеньевна

Картотека артикуляционной гимнастики и дыхательных упражнений. Данный материал можно распечатать с двух сторон, заламинировать и раздавать родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звук [С]18.44 КБ
Файл Звук [Л]19.21 КБ
Файл Звук [Р]19.44 КБ
Файл Звук [Ц]19.49 КБ
Файл Звук [Ш]19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1,2,3 удерживать под счет до 5; упражнения 4-10 выполнять по 10-15 раз.

  1. Улыбка (удерживать сильно растянутые губы в улыбке).
  2. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  3. Окошко (широко открыть рот, язык лежит спокойно и неподвижно).
  4. Накажем непослушный язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя - я - пя).
  5. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  6. Оближем губки (рот открыть, медленно, не отрывая языка, облизать губы по кругу в одну и в другую сторону).
  7. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  8. Часики (растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта).
  9. Змейка (открыть рот, узкий зык сильно выдвигать вперед и убирать обратно не прикасаясь к губам и зубам).
  10. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку)

Артикуляционная гимнастика для звука [С]

Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1,2,3 удерживать под счет до 5; упражнения 4-10 выполнять по 10-15 раз.

  1. Улыбка (удерживать сильно растянутые губы в улыбке).
  2. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  3. Окошко (широко открыть рот, язык лежит спокойно и неподвижно).
  4. Накажем непослушный язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя - я - пя).
  5. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  6. Оближем губки (рот открыть, медленно, не отрывая языка, облизать губы по кругу в одну и в другую сторону).
  7. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  8. Часики (растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта).
  9. Змейка (открыть рот, узкий зык сильно выдвигать вперед и убирать обратно не прикасаясь к губам и зубам).
  10. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку)

        

Дыхательные упражнения для звука [C]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Ветерок (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  дуть на язык холодным воздухом).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).

Дыхательные упражнения для звука [C]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Ветерок (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  дуть на язык холодным воздухом).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Л]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1-5 удерживать под счет до 5; упражнения 6-12 выполнять по 10-15 раз.

  1. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  2. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  3. Иголочка (открыть рот, узкий напряженный зык сильно выдвигать вперед и убирать обратно не прикасаясь к губам и зубам).
  4. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  5. Грибок (улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот).
  6. Гармошка (рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке).
  7. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку)
  8. Вкусное варенье (рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна).
  9. Маляр (рот открыть. Широким кончиком языка проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперед – назад).
  10. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  11. Лошадка (присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную складку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна).
  12. Индюк (рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед – назад, не отрывая языка, при этом произносить БЛ-БЛ-БЛ… Нижняя челюсть неподвижна).

Артикуляционная гимнастика для звука [Л]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1-5 удерживать под счет до 5; упражнения 6-12 выполнять по 10-15 раз.

  1. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  2. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  3. Иголочка (открыть рот, узкий напряженный зык сильно выдвигать вперед и убирать обратно не прикасаясь к губам и зубам).
  4. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  5. Грибок (улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот).
  6. Гармошка (рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке).
  7. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку)
  8. Вкусное варенье (рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна).
  9. Маляр (рот открыть. Широким кончиком языка проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперед – назад).
  10. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  11. Лошадка (присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную складку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна).
  12. Индюк (рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед – назад, не отрывая языка, при этом произносить БЛ-БЛ-БЛ… Нижняя челюсть неподвижна).

Дыхательные упражнения для звука [Л]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).

Дыхательные упражнения для звука [Л]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1-3, 5 удерживать под счет до 5(до 10); упражнения 6-12 выполнять по 10-15 раз.

  1. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  2. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  3. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  4. Лошадка (присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную складку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна).
  5. Грибок (улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот).
  6. Вкусное варенье (рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна).
  7. Качели (открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).
  8. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку).
  9. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  10. Гармошка (рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке).
  11. Барабан (рот приоткрыть. Кончик языка за ерхними зубами. Быстро произносить ряд звуков Д-Д-Д… и стучать языком).
  12. Индюк (рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед – назад, не отрывая языка, при этом произносить БЛ-БЛ-БЛ… Нижняя челюсть неподвижна).

Артикуляционная гимнастика для звука [Р]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1-3, 5 удерживать под счет до 5(до 10); упражнения 6-12 выполнять по 10-15 раз.

  1. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  2. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  3. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  4. Лошадка (присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную складку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна).
  5. Грибок (улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот).
  6. Вкусное варенье (рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна).
  7. Качели (открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).
  8. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку).
  9. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  10. Гармошка (рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке).
  11. Барабан (рот приоткрыть. Кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков Д-Д-Д… и стучать языком).
  12. Индюк (рот открыть. Широким кончиком языка проводить по верхней губе вперед – назад, не отрывая языка, при этом произносить БЛ-БЛ-БЛ… Нижняя челюсть неподвижна).

Дыхательные упражнения для звука [Р]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).

Дыхательные упражнения для звука [Р]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Ц]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1-3, 5 удерживать под счет до 5(до 10); упражнения 4,6-10 выполнять по 10-15 раз.

  1. Улыбка (удерживать сильно растянутые губы в улыбке).
  2. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  3. Птенчик (широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
  4. Накажем непослушный язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя - пя - пя).
  5. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  6. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  7. Киска сердится (открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится).
  8. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  9. Часики (растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта).
  10. Качели (открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).

Артикуляционная гимнастика для звука [Ц]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 1-3, 5 удерживать под счет до 5(до 10); упражнения 4,6-10 выполнять по 10-15 раз.

  1. Улыбка (удерживать сильно растянутые губы в улыбке).
  2. Заборчик (поставить верхние зубы на нижние, гуты растянуть).
  3. Птенчик (широко открыть рот, как можно дальше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и неподвижно.
  4. Накажем непослушный язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя - пя - пя).
  5. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  6. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  7. Киска сердится (открыть рот. Кончик языка упереть в нижние зубы. Язык приподнять вверх. Спинка языка должна быть выгнута, как спинка у кошки, когда она сердится).
  8. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).
  9. Часики (растянуть губы в улыбку. Рот приоткрыть. Кончиком узкого языка попеременно дотрагиваться до уголков рта).
  10. Качели (открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).

Дыхательные упражнения для звука [Ц]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).

Дыхательные упражнения для звука [Ц]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Змейка (улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу,  длинную полоску тонкой бумаги или салфетки приложить к кончику языка и дуть. Если все выполнено правильно, то салфетка заиграет волнами – как язык змеи).


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 2,3,5 удерживать под счет до 5(до 10); упражнения 1,4,6-10 выполнять по 10-15 раз.

  1. Накажем непослушный язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя - пя - пя).
  2. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  3. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  4. Лошадка (присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна).
  5. Грибок (улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот).
  6. Гармошка (рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке).
  7. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку).
  8. Вкусное варенье (рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения         сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна).
  9. Качели (открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).
  10. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).

Артикуляционная гимнастика для звука [Ш]
Все упражнения выполняются ежедневно, перед зеркалом.
Упражнения 2,3,5 удерживать под счет до 5(до 10); упражнения 1,4,6-10 выполнять по 10-15 раз.

  1. Накажем непослушный язычок (улыбнуться, приоткрыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя - пя - пя).
  2. Лопаточка (положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык).
  3. Чашечка (открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края).
  4. Лошадка (присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть неподвижна).
  5. Грибок (улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к небу и открыть рот).
  6. Гармошка (рот приоткрыть. Язык присосать к небу. Не опуская язык вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы в улыбке).
  7. Конфетка (рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку).
  8. Вкусное варенье (рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения         сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна).
  9. Качели (открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку).
  10. Почистим зубки («почистить» кончиком языка верхние и нижние зубы с внутренней и с внешней стороны. Нижняя челюсть неподвижна).

Дыхательные упражнения для звука [Ш]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Погреем ладошки (рот открыть, губы вытянуть вперед. Ладони поднести ко рту. Дуть на ладони теплым воздухом с призвуком Х-Х-Х, как бы согревая их)

Дыхательные упражнения для звука [Ш]

1. Вдох надо делать через нос.
2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки.
3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

  1. Пароход гудит  (улыбнуться, приоткрыть рот и длительно произносить звук “ы”).
  2. Сдуй снежинку (улыбнуться,  положить широкий язык на нижнюю губу, дуть холодным воздухом, сдувая снежинку (комочек ватки) с ладошки).
  3. Погреем ладошки (рот открыть, губы вытянуть вперед. Ладони поднести ко рту. Дуть на ладони теплым воздухом с призвуком Х-Х-Х, как бы согревая их)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...