Статья для родителей.
статья по логопедии

Велижанцева Татьяна Викторовна

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dorogie_vzroslye._statya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие взрослые!

Вы хотите видеть своих детей успешными и благополучными, хорошо образованными, свободными и уверенными всегда и во всем? Тогда учите их правильно говорить! Четкая, логическая, грамотная речь – это половина успеха в жизни! Не важно, какую профессию выберет ваш малыш, правильная речь пригодится и математику и журналисту. Цель этой книги помочь заинтересованным родителями справиться с нарушением звукопроизношением у ребенка. Последовательно, учась и играя развить у вашего малыша самоконтроль над звукопроизношением чисто произносить и различать звуки (в том числе близкие по звучанию), грамматически правильно излагать свои мысли, развивать и пополнять словарный запас и что немаловажно формирует желание говорить правильно, умение общаться и слушать собеседника.

  • Заниматься по книге можно с ребенком 4-5 лет. Почему именно звуки Л Л’ были выбраны мной для работы в данной тетради? Всё очень просто. По данным статистически дети 4-5 лет в 60% случаев неправильно произносят этот звук. Этот дефект речи называется «ламбдацизм» и наблюдается как парный (когда ребенок не произносит звук и в твердой и в мягкой позиции и.р. лужа – лето) так и одинарный (когда ребенок выговаривает звук Л’ в мягкой позиции, а нарушает произношение в твердой и наоборот.)
  • Заниматься по тетради можно с детьми с 4-5 лет т.к. звук Л Л’ считается трудным для звукопроизношения и нормой его становления в детской речи считается возраст 4-5 лет.
  • Задание выполняются последовательно, систематически (не менее 3-4 р. В неделю)
  • Обратите внимание на то, чтобы у малыша был положительный эмоциональный настрой перед занятиями, поощряйте его за усердие и прилежание.
  • Не забывайте похвалить маленького ученика за любые, пусть самые незначительные успехи.
  • Помните, что ребенок обладает удивительными способностями и навыками в овладении речью! Родителям с дефектами речи . Так же полезны занятия по данной тетради! Наберитесь терпения, не жалейте своего времени. Ведь есть масса профессий, в которых просто необходима чистая речь. И ваш малыш обязательно скажет: «Спасибо тебе, мамочка!»

Артикуляция звука «Л»

  1. Ваши губы открыты, принимают позицию следующего звука. Зубы слегка разомкнуты.
  2. Узкий кончик языка соприкасаются с альвиолами (два бугорка за передними зубами на самом краю твердого неба)

Внимание: Язык не надо прикусывать. Язык не высовываем!

  1. Средняя часть языка выгнута. Воздух выдувается теплой, умеренной струей только вперед.

Внимание: воздух распределяет равномерно, без толчков. Нельзя направлять струю к твердому небу.

  1. Артикуляция звука Л’ полностью повторяет артикуляцию звука Л с одной существенной разницей: незначительно меняется позиция языка – узкий язык соприкасается с твердым небом немного дальше от альвиол.

Речевой материал для индивидуальной работы с детьми.

На данном этапе основная наша задача – включить ребенка в работу по формированию своей речи, пробудить интерес к правильному говорению. Только при положительном отношении ребенка к занятиям мы сможем выработать у него умение отличать правильное произношение от дефектного, осуществлять слуховой контроль за собственными произношениями.

Хочу поделиться с вами своими приемами, играми, тренингами которые многократно на практике показали повышение эффективности развития самоконтроля над звукопроизношением у детей.

  1. Спишите на видеокамеру речь вашего малыша. Проанализируйте с ним его звукопроизношение. Очень тактично подведите ребенка к коррекционным занятиям. Сформируйте мотивацию к занятиям это может быть и выступление на празднике, сюрприз для бабушки или дедушки, подарок и т.д. а самое главное предложите записывать речь ребенка через несколько занятий, праздниках и проанализируйте все успехи, неудачи. Ребенок эгоцентрик и ему очень тяжело услышать свои ошибки, а увидев себя со стороны большинство детей сразу совершенно ответственно ведут себя на коррекционных занятиях
  2. Ребенку очень тяжело различать близкие по звучанию фонемы З-Ж, С-Ш, Л-Л’, Р-Р, К-Г. Предлагаю вашему вниманию игру «Рыбалка» целью которой является формирование звукового анализа слов:

Условия: Сидит рыбак на берегу. Мимо него проплывают рыбы – на первом этапе это предметные картинки, а затем слова. Мы «словим» рыбу со звуком Л. Если услышал этот звук хлопай в ладони, значит поймал! А если нет в слове данного звука сиди тихо, а если хлопнешь будет твоим уловом старый рваный башмак.

Внимание: Во первых играх мы подбираем картинки и слова где звук Л стоит в начальных позициях, затем в конце слова и последними слова где звуки Л-Л’ расположен в середине.

Лужа, лодка, лошадь, ласточка, лопата, мешок, лето и т.д.

Стол, стул, пенал, шакал, вокзал, ноль, мель, школа, клоун, яблоко, голубь, малина, полено, теленок.

Причем в игре «Ловим» либо звук Л в твердой позиции, успешно и уверенно справляться с заданиями можно в игре смешивать снова со звуками Л-Л’.

  1.  Я рассказывала вам о том, как близка артикуляция (положение языка, губ) при произношении звуков Л-Л’ дети часто путают их произношение, следующая игра «Твердый - мягкий».

Условия: Ребенку показываем предметные картинки, а затем произносим слова со звуком Л-Л’ и предлагаем «Если услышишь слово где в тердо1 позиции (лук, флаг) стучи кулаком, о кулак, а если в мягкой (лебедь, лес) погладь себя по руке, мягко и нежно».

  1. Дети без удовольствия анализируют и слышат свои ошибки, но уж как любят замечать чужие! И вот на этой особенности построена игра «Незнайка ошибся!»

Условия: Вы произносите слова, произнося звук Л-Л с типичным для вашего ребенка искажением. Например: «Ой, ты знаешь я слышала как Незнайка говорит «самоёт», «стуу», «уаистик» и пр. И как правило эти дефекты тут же исправляются чётко, правильно и с объяснениями как надо ставить язык, губы и т.д.

Внимание! Следите, чтобы исправляя ошибки Незнайки ребёнок был доброжелателен, тактичен и незаносчив.

  1. Ну как определить столь долгожданный момент полного исправления дефекта речи – ламбдацизма? Проведите с детьми несколько игровых тренингов «Поднимитесь по лесенке».

1 Ступень. «Нарисуй 5 предметов в названии которых входит звук Л (начальная позиция, середина и конечная слова)».

2 Ступень. «Что пропало?» Раскладываем 7-8 предметов или картинок. Ребёнок закрывает глаза, вы убираете картинку и открывая глаза «охранник» замечает и называет «пропажу».

3 Ступень. Отгадываем загадки.

Мигнет, моргнёт,                                            

В пузырёк нырнёт,

В пузырек под потолок,

Ночью в комнате денек. (лампа)

         

Белые горошки

На зеленой ножке. (ландыш)

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Жаль, что не душистый. (василек)

Домовитая хозяйка,

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком  -

Он поделится медком. (пчела)

Теремок ползет

На себе его везет.

Хозяюшка рогатая, богатая. (улитка)

4 Ступень. – Играем в «Волшебный мешочек» ребенок наощупь находит предмет, описывает его (основные качества: твердый, мягкий, теплый, холодный). Желательно, чтобы малыш не просто назвал предмет, не доставая из мешочка, а еще составил о нем несколько фраз, предложений.

5 Ступень. Играем в игру «Объяснялки». Раздаете ребенку и себе по 3-5 предметных картинок. Картинки друг другу не показываем! Необходимо по очереди составить небольшой описательный рассказ о предмете на картинке, не называя его. Например: «Это домашнее животное. Оно умеет лаять. У него четыре лапы и хвост. Его детеныши называются щенки».

6 Ступень. Проанализируйте, в бытовой речи ребенок, часто произносит звук Л с искажением, поправляет ли себя сам? Заметили ли, окружающие ваши успехи в звукопроизношении.

А теперь игра – тренинг «День рождение звука»

Если на каждой ступени, выполняя задание, играя ребенок в большинстве случаев проговаривает звук Л – Л, знает местоположение звука в слове, быстро исправляет звукопроизношение при вашем напоминании, то можете смело «зажигать» вместе с ребенком свечу на вашем именинном пироге. Ваш звук родился! И как победителю в сложной, но очень интересной игре вы получаете подарок – правильную и красивую речь и конечно же золотую медаль всем, кто помогал звуку родиться!

Всего Вам доброго!

Учитель- логопед  Велижанцева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей: Рекомендации учителя-логопеда для родителей будущих первоклассников.

Данные рекомендации для родителей помогут будущим первоклассникам в успешном овладении основами русского языка....

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду.

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду....

Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"

Дети, также как и взрослые,  все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.      ...

Статья "Как стать лучшим родителем".

В статье раскрываются вопросы: " Как воспитать своего ребенка правильно, как сделать его здоровым, хорошо воспитанным, добрым, спокойным и любящим человеком?" Рассказывается насколько важно ...

Статья для родителей: «Как помочь ребенку стать добрым»

Одними из самых важных качеств человека являются отзывчивость и доброта. Задача любого родителя – научить чадо открыто контактировать с другими людьми.         Как...