Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида
учебно-методический материал по логопедии

Котельникова Светлана Ивановна

В статье раскрывается:

  • понятие психилого-медико-педагогического консилиума;
  • нормативно-правова база;
  • цели;
  • задачи;
  • основные направления деятельности;
  • этапы;
  • документация;
  • виды.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mk_23.10.18_g.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №14

ТЕМА:

Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума

в условиях инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ комбинированного вида

                        От того, как будет чувствовать себя ребенок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы  познания,

                                       что он будет переживать зависит весь его

                                       дальнейший путь к знаниям.

Василий Александрович Сухомлинский

Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций, приводит к необходимости устанавливать социальные связи. Адаптироваться к новым условиям жизни.

ПМПк – это психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения, это постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальной образовательной программой, а также осуществляющий сопровождение всех субъектов инклюзивной образовательной среды.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и(или) состояниями декомпенсации для получения ими качественного образования, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.

Консилиум создается в целях комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в соответствии с рекомендациями ПМПК:

  •  своевременного выявления детей с особенностями в физическом и(или) психическом развитии и(или) отклонениями в поведении, нуждающихся в создании СОУ;
  •  создания специальных образовательных условий в соответствии с заключением ПМПК;
  •  разработки и реализации для них индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.

В своей деятельности консилиум руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным и региональным законодательством об обучении и воспитании детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07, локальными нормативными актами.

Нормативно – правовая база деятельности

 психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ

  • Устав образовательного учреждения
  • Договор между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения
  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»
  • Письмо Министерства образования России «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) в образовательном учреждении»
  • Договор между ПМПК и ПМПк.

Консилиум создается приказом руководителя МДОУ при наличии соответствующих специалистов. Комиссию возглавляет лицо из числа административно-управленческого состава организации, назначаемое руководителем МДОУ.

Состав консилиума определяется для каждого конкретного случая психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем. В состав консилиума входят: педагог-психолог, учителя-логопеды,  воспитатели и другие специалисты, включенные в обучение, воспитание, социализацию и сопровождение конкретного ребенка с ОВЗ.

Основные задачи деятельности консилиума

1. Выявление детей, нуждающихся в создании СОУ, в том числе оценка их резервных возможностей развития, и подготовка рекомендаций по направлению их на ПМПК для определения СОУ;

2. Создание и реализация рекомендованных ПМПК СОУ для получения образования;

3. Разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения как компонента образовательной программы, рекомендованной ПМПК;

4. Оценка эффективности реализации программы сопровождения, в том числе психолого-педагогической коррекции особенностей развития и социальной адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде;

5. Подготовка рекомендаций по необходимому изменению СОУ и программы психолого-педагогического сопровождения в соответствии с изменившимся состоянием ребенка, рекомендаций родителям по повторному прохождению ПМПК;

6. Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень достигнутых образовательных компетенций;

7. Консультативная и просветительская работа с родителями, педагогическим коллективом ОО в отношении особенностей психического развития и образования ребенка с ОВЗ;

8. Координация деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ с другими образовательными и иными организациями (в рамках сетевого взаимодействия);

9. Организационно-методическая поддержка педагогического состава организации в отношении образования и социальной адаптации сопровождаемых детей с ОВЗ.

Этапы ПМПк

  1. Диагностический этап

      (этап индивидуального обследования воспитанника)

2. Основной (деятельностный) этап

   этап определения оптимального пути развития воспитанника,  реализации принятых на      консилиуме решений,

3.Итоговый этап

(этап выполнения решений ПМПк и контроль за их исполнением).

Диагностический этап.

После периода адаптации детей, поступивших в МДОУ, проводится их скрининговое обследование с целью выявления детей, нуждающихся в организации для них СОУ. Обследование проводится методами, не требующими согласия родителей на обследование (наблюдение и педагогическое анкетирование).

Скрининговое обследование проводится основным педагогом и психологом МДОУ. По результатам скрининга проводится коллегиальное обсуждение специалистами консилиума, на котором принимается предварительное решение о необходимости создания для некоторых детей СОУ. Родителям таких детей консилиум дает рекомендации пройти территориальную ПМПК.

Основной этап.

По результатам обследований специалистов проводится коллегиальное заседание консилиума, на котором определяется и конкретизируется весь комплекс условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, принимается заключение.

Проводится коррекционно-развивающая и образовательная  работа по реализации АОП.        

В ходе обсуждения результатов обследования ребенка специалистами консилиума ведется протокол, в котором указываются краткие сведения об истории развития ребенка, о специалистах консилиума, перечень документов, представленных на консилиум, результаты углубленного обследования ребенка специалистами, выводы специалистов, особые мнения специалистов (при наличии). Протокол и заключение консилиума оформляются в день коллегиального обсуждения, подписываются специалистами консилиума, проводившими обследование, и руководителем консилиума (лицом, исполняющим его обязанности). Родители (законные представители) ребенка с ОВЗ подписывают протокол и заключение консилиума, отмечая свое согласие или несогласие с заключением консилиума.

Итоговый этап.

В конце периода, когда реализовывалась образовательная программа, рекомендованная ПМПК, и программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, проводится консилиумная сессия, основной задачей которой является оценка эффективности деятельности специалистов сопровождения, включая реализацию пакета СОУ.

Итогом деятельности консилиума на этом этапе является заключение, в котором обосновывается необходимость продолжения обучения ребенка по образовательной программе, рекомендованной ПМПК, корректировки программы сопровождения, компонентов деятельности специалистов, определяется следующий период обучения и воспитания ребенка.

Образец документов.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами инклюзивное образование должно быть направлено на «освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации». Для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении необходимо создать особые условия: создание развивающей образовательной среды, грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей, участие квалифицированных специалистов (учителей-логопедов,  инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей, педагога-психолога и др.) в комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Наше дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида располагает условиями для проведения целенаправленной работы по коррекции речевых нарушений. В МДОУ функционируют  логопедические группы. Учителя-логопеды имеют высшую квалификационную категорию и большой стаж работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена  на предупреждение и устранение речевых недостатков, на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к успешному усвоению школьных программ по русскому языку и чтению. В  работе  используются  здоровьесберегающие технологии:

-организация двигательной активности: артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз, массаж и самомассаж, физкультминутки и др.;

-психогимнастика: игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, упражнения на устранение отрицательных эмоций, музыкотерапия, релаксационные упражнения.

Особое место при создании условий в ДОУ отводится оснащению и специализации среды развития:

- в группах созданы условия развивающей и оздоровительной среды с учётом особенностей детей: материалы для развития сенсорной сферы, мелкой моторики, коррекционные пособия и игры, дидактические пособия;

- в логопедических кабинетах организована предметно-пространственная развивающая среда;

- спортивный зал оборудован  спортивными модулями (фитболы, массажные мячи, массажные дорожки), имеется сухой бассейн с набором коррекционного оборудования.

    Таким образом, воспитательный процесс организован с учётом особенностей детей, что способствует успешной социализации и адаптации  воспитанников.

Консилиумом ведется следующая документация:

  •  положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме МДОУ;
  •  представления на ребенка специалистов консилиума (первичные при поступлении ребенка в МДОУ);
  •  план и регламент порядка проведения заседаний консилиума;
  •  протокол заседаний консилиума (по каждому ребенку);
  •  заключения каждого из специалистов, принимающих участие в консилиумной деятельности по конкретному ребенку (первичное заключение с компонентами индивидуальной программы сопровождения; заключение по итогам каждого периода индивидуальной программы сопровождения и адаптированной образовательной программы на данный период; итоговое заключение по результатам реализации адаптированной образовательной программы в целом);
  •  журнал учета детей, прошедших обследование;
  •  журнал регистрации заседаний консилиума;
  •  согласие родителей на обследование ребенка и передачу информации о родителях и ребенке.

Образец протокола.

Консилиумы

плановые и внеплановые

ПЛАНОВЫЕ

  • Определение путей пмп сопровождения ребенка.
  • Выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего  маршрута.
  • Динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы.
  • Решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения.

ВНЕПЛАНОВЫЕ

  • Принятие каких-либо экстренных мер по выявившимся обстоятельствам.
  • Изменение направления коррекционно-развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае её неэффективности.
  • Изменение образовательного маршрута.
  • Подбор иного типа образовательного учреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

(Продукт  деятельности ПМПк - адаптированная образовательная программа)

Дети с ОВЗ могут получать дошкольное образование в группах комбинированного и компенсирующего направлений в ДОО, где организация и реализация образовательного процесса осуществляются по адаптированным  образовательным программам.

Согласно Закону «Об образовании в РФ» № 273 (ст. 79), все программы коррекционной направленности переименованы в адаптированные образовательные программы. Это вызвано необходимостью обеспечить всем детям, и с ОВЗ в том числе, позитивную социализацию, индивидуализацию развития, а также решить задачу обеспечения равного старта и равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий; подтверждено (ПМПК).

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Адаптированная образовательная программа – для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Анализ программ показывает, что в настоящее время представлены и соответствуют требованиям ФГОС ДО две примерные адаптированные программы дошкольного образования (автор Н.В. Нищева, под ред. Л.В. Ло патиной). Направленность программ связана с организацией работы в логопедической группе для детей с трех до семи лет с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Специалисты консилиума обязаны:

– руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами, подчиняя ее исключительно интересам детей и их семей;

– исходить в своей деятельности из принципов инклюзивного образования детей, применяя все необходимые современные психологические и социально-педагогические подходы для обучения и воспитания детей в естественной открытой социальной среде.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья «Первые шаги в детство»

Получение дошкольного образования детьми - инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноце...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья...

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "СОШ №3", реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образовани...

Организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на дошкольном уровне общего образования.

Инклюзия - это процесс реального включения людей с ограниченными возможностями вактивную общественную жизнь, который одинаково необходим для всех членов общества....